Российская цивилизационная индентичность.
В литературе разделяют два смысла понятия "национальная идея". В широком смысле это синоним национальной (общероссийской, общегражданской) идеологии, т. е. система идей и ценностных принципов, лежащих в основе консолидации и развития российского общества. В узком смысле это система представлений, связанных с ценностными установками в области этнической идентичности. Впрочем, имеет место и еще один подход, согласно которому национальная идея выступает осознанием не национальной, а цивилизационной идентичности. Универсальность национальной идеи определяется, в числе прочего, тем, что она представляет собой механизм поиска и обретения идентичности. Но в силу биосоциальной природы этноса проблема идентичности является проблемой нерационального типа.
Так, национальная идея в биосоциальной проекции — "одна из скреп популяции, фактор жизни". Следует учитывать и то, что в России на протяжении веков при обсуждении почти всех жизненно важных проблем общественного развития параллельно всегда возникала проблема отношения к Западу или, точнее, самоосмысления, самоутверждения себя на европейском фоне. Это, конечно, не может не влиять на процесс формирования идентичностей. Восстановление самоидентификации российского общества может идти только на базе идеи "конструктивного реванша" в глобальной конкуренции и путем глубоко эшелонированной реидеологизации общества.
Национальную идею имеют все состоявшиеся государства. Другими словами, нация — это народ, обладающий национальной идеей. То есть она схожа по структуре, функциям и назначению, а ее специфика связана с идентичностью стран.
Она неразрывно связана с процессом государственного строительства и институционализацией национальных отношений. В частности, в иберийском мире "национальная идея" получила религиозную окраску в качестве легитимизации военной экспансии и была сведена к стремлению превратить Испанию в "мировую империю". В России начало "активизации" национальной идеи как части идеологического архетипа было положено событиями на Куликовом поле. Становление русской нации началось в период борьбы с татаро-монгольским игом. Именно тогда возникает первая национальная идея — идея освобождения. Русская история в целом в силу ее катастрофичности может быть понята как поиск русским народом своей национальной идентичности. Российское общество нуждается в общенациональной солидаризирующей идеологии/идее, укорененной в национальном архетипе русских, доминирующими скрепами которого являются ценности коллективизма сотрудничества и справедливости. Так как Россия изначально формировалась как многонациональная страна, ее национальная идентичность — это соединение людей "вне различия национальности, крови и почвы".
В русском историческом процессе государство и государственная идеология всегда занимали особое место, играя значительную самостоятельную, а иногда и решающую роль ввиду наших специфических природных и геополитических условий. Византийское православие, тесно слившись со светской властью, обеспечило ей нравственную опору. Идея от Бога данной власти тесно переплеталась с идеей справедливости, в которой царь выступал носителем справедливости и правды в качестве наместника Бога на земле. Отсюда сакральное отношение к государству и его интересам как к высшей ценности.
Защита государственных интересов на международной арене с позиций цивилизационной самоидентификации является характерной чертой современного политического процесса. Ведь "национальная идентичность — это принятие исторического опыта нации". На практике разработки собственных национальных концепций развития зачастую объединялись с религиозной и этнической идентификацией. В контексте общемировой тенденции религиозного возрождения обращение к церкви как хранительнице национальной и культурной идентичности становится необходимой составляющей процесса самоидентификации народа. При этом религия обращается к новым ориентирам, когда за цель принимаются не светские тенденции, а возвращение священных основ организации общества и государства.
Отталкиваясь от религиозной идентичности, мир направляется к идентичности национальной, культурной, цивилизационной, утверждая собственную ценность в условиях давления западного универсализма на пути глобализации и модернизации. Впрочем, для современной России религиозная идентичность может выступать одной из преград на пути формирования национальной идентичности: попытки построения общенациональной идеологии на основе православия встречают непонимание среди верующих — сторонников конфессиональных меньшинств. Важно учитывать, что для большинства русских православие является не религией, а символом русского своеобразия и его духовной ценности, одним из маркеров культурной, этнической или идеологической идентификации.
"Идеологические православные" отличаются от "просто православных" тем, что почти не соблюдают обрядов и не являются воцерковленными.
Греческие ученые констатируют, что начавшееся в конце ХХ в. "православное возрождение" представляло собой не возрождение религии как таковой, а возрождение национализма, отождествленного с православием, т. е. "идеологическое православие", распространившееся в России и других бывших советских республиках. Кроме того, особенности культурно-ценностных предпочтений и образа жизни российских граждан свидетельствуют о распространении характерных для советской эпохи идентификационных ориентаций. При этом, хотя такие ориентации присутствуют (в измененном состоянии), все же можно говорить об их трансформации, выражающейся в стремлении к синтезу российской и советской идентичности.
Национальная или национально-государственная идентичность формируется не только на основе различения своих и чужих особенностей, но и на понимании исторических (цивилизационных) интересов. Можно согласиться с А.И. Неклессой, что у каждой страны, даже небольшой и искусственно созданной, есть собственный национальный интерес. Но для того, чтобы интерес созрел до национальной идеи, он должен пройти через стадию обретения национальной идентичности, важнейшим элементом которой выступает отношение к истории собственной страны. Ведь национальная идея формируется, закрепляется и развивается исторически, передаваясь в поколениях и отражая "оптимальную меру традиции и модернизации". История России и ее государственности — это история ее национальной идеи. Источник: РоссияНавсегда.рф.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 431
Рейтинг поста:
Русская идея строится на принципе соборности - принципе гармоничного слияния индивидуального и социального. Но, как писал Н.Бердяев, "...наша соборность противоположна и католической авторитарности и протестантскому индвидуализму, она означает коммюнитарность, не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости ... но это и не коммунистическая СБОРность, тот коллективизм, где подавляется личность в ущерб навязанной извне "общей воле"..."
И действительно любое "стадное" объединение народа любыми "правильными" партиями и правителями - не есть соборность, ибо в такой навязанной "сверху" общности отсутствует главное - индивидуальная свобода воли КАЖДОГО человека.
С этих позиций нынешний капиталистический этап развития России представляется мне весьма правильным и конструктивным, ибо, с одной стороны - способствует развитию индивидуальной активности человека, а с другой - наглядно демонстрирует опасность чрезмерной и неконтроллируемой индивидуальности для всего общества.
С этих позиций - индивидуализм конструктивен, ибо способствует выходу народа из стадности.
Но!...
Совершенно необходимо следить и за второй чашей этих весов. Успешные и эффективные индивидуальности должны понять, что они не являются "пупом земли" и высшей точкой эволюции. Энергия индивидуальной активности должна быть направлена на развитие ВСЕГО общества, ВСЕГО социума. А для этого в самом обществе должно установиться мировоззрение, дающее именно ТАКИМ индивидуальностям социальный статус "элиты" и народное уважение (выражающееся, например, в приглашении именно ТАКОЙ элиты к "депутатскому" управлению социумом) а не РАБСКОЕ мировоззрение преклонения перед теми, кто богаче и влиятельнее и тем более не модная ныне позиция быдла - "делайте что угодно, только меня не трогайте!"
Другими словами, чтобы изменить элиту с нынешней рабовладельческой на социально полезную - надо в первую очередь вытравить раба ИЗ САМОГО СЕБЯ!
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
чего стесняемся то? мы русские и с нами бог!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 680
Рейтинг поста:
- Да, ничего не меняется, тут вы абсолютно правы, и , к сожалению, ничего не изменится. С одной стороны - "пичалька", а с другой стороны - мы в этом-то не виноваты,как бы нас там не гипнотизировали\зомбировали с запада, мы на чужие ресурсы не падкие, колоний не заводили. Как бы там не пищали нынешние "незалежные" прибалты и иже с ними - под согласные кивки своих патронов. Пусть им. Видно основа всей нашей цивилизационной константы - преодаление силы как слепых стихий, так и "слепых" от зависти партнёрских цивилизаций. И несмотря ни на что -не уподобляться им, как бы тяжело не было и как бы не хотелось так делать.
Главное - быть самим собой, а не ими.
Где-то, возможно и выспренно, но как-то так.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 3966
комментариев 2959
Рейтинг поста:
С удовольствием прочитал стихи Тютчева. Написаны как на сегодня. Почти 150 лет назад было в мире все тоже, что и сегодня. Ничего не поменялось, как была борьба с Русским Миром тогда, так она и осталась, и даже Косово поле .
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 680
Рейтинг поста:
Остаётся утешать себя словами "Мужественные подвиги достовернее слов." (А.В. Суворов)
И вспомнить слова Ф.И.Тютчева:
Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, -
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и поддаАнства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но всё же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России — не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: «Это я!»
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь
И тяготеет и над нами -
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Косово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас — позор немалый
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим провиденью -
Ему известны день и час…
И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово Царь-освободитель
За русский выступит предел…
Начало мая 1867