Двадцать пять лет назад власти Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), проведя референдум, обратились с просьбой к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Вскоре началась война, которую армяне называют освободительной, а азербайджанцы — сепаратистской.
Обращение депутатов НКАО было опубликовано 21 февраля 1988 года в газете "Советский Карабах". Азербайджанские власти отказались удовлетворить обращение облсовета. Политбюро ЦК КПСС, собравшееся в тот же день, приняло постановление, в котором требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР было признано действиями "экстремистов" и "националистов" и противоречащим интересам Азербайджанской и Армянской ССР.
Отказ вызвал волну протестов и митингов. Отношения между Арменией и Азербайджаном резко ухудшились. В обеих республиках начались столкновения на национальной почве. В декабре 1988 года в Сумгаите и ряде других городов Азербайджана произошли армянские погромы. В ответ на территории Армении и Нагорного Карабаха стали происходить нападения на азербайджанское население.
В 1991 году начались полномасштабные военные действия, превратившие конфликт в самый кровопролитный, самый жестокий и масштабный на постсоветском пространстве. В ходе войны с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, около миллиона стали беженцами.
После распада СССР Нагорный Карабах сделал попытку провозгласить независимость, но она не нашла поддержку в мире. В 1994 году, благодаря посредничеству России и жесткому заявлению Совета глав государств-членов СНГ, Баку, Ереван и Степанакерт подписали в Бишкеке протокол, на основании которого была достигнута договоренность о прекращении огня, которая, тем не менее, с тех пор постоянно нарушается. С этого же года процессом мирного урегулирования была призвана заниматься Минская группа, созданная при ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В настоящее время будущее Нагорного Карабаха, который де-факто не контролируется Азербайджаном, представляется очень туманно.
Позиция Азербайджана на сегодня — это позиция страны, потерявшей свои территории, и взывающей к мировому сообществу (и прежде всего к США) с просьбой надавить на Армению и заставить ее вернуть "оккупированные территории". На сайте Белого дома несколько дней назад была размещена петиция с подписями 100 тысяч человек, требующих обратить пристальное внимание на нагорно-карабахский конфликт и признать оккупацию 20 процентов территории Азербайджана. "Ни Армения, ни сепаратистский режим Нагорного Карабаха не хотят мирного урегулирования конфликта, чтобы жить с азербайджанцами в мире", сказал профессор Западного университета в Баку, политолог Фикрет Садыхов азербайджанской газете Trend .
По его мнению, ситуацию нельзя решить в мирном ключе, поскольку несколько "исламофобских стран, которые отвергают процветание и развитие независимого Азербайджана, выбрали страну в качестве мишени". "Всем известны эти силы: это различные исламофобские центры, страны, которые потакают интересам Армении и проармянских кругов. Мы хорошо понимаем, что столкнулись со странами, у которых исламофобская ориентация, и очень сильной и богатой армянской диаспорой", — сказал политолог. Что это за страны, политолог не уточняет, но сильная армянская диаспора есть и во Франции, и в США, и в России, поэтому упрек можно отнести ко всем сопредседателям Минской группы.
Азербайджан постоянно угрожает применением военной силы и увеличивает военные расходы. Согласно данным Международного института изучения проблем мира (SIPRI), в течение 1998-2007 годов общие военные затраты Азербайджана увеличились в 5,5 раза и составили в 2012 году примерно 3,2 миллиарда долларов. Это почти пятая часть государственного бюджета этой страны. "Азербайджан восстановит свою территориальную целостность, Нагорный Карабах — это наша родная, исконная земля", — сказал президент Ильхам Алиев на похоронах военнослужащего, погибшего в столкновении на границе Нагорного Карабаха.
Позиция Армении состоит в том, что ей надо во что бы то ни стало сохранить де-факто управление Нагорным Карабахом с исторической перспективой признания его мировым сообществом де-юре. Но Ереван понимает, что Баку в любой момент может начать "освободительную войну" и будет поддержан в ООН, которая в резолюции Совета Безопасности №822 от 1993 года говорит о "немедленном", "полном" и "безоговорочном" выводе оккупационных сил из районов Азербайджана, занятых армяно-карабахскими войсками, и возвращении туда беженцев. Ереван тоже готовится к новой войне, но воевать хочет руками России. Армения вошла в Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ), и экс-президент Дмитрий Медведев подписал в 2010 году с армянским руководством "Протокол о внесении изменений в двусторонний Договор о российской 102-й военной базе в Гюмри от 1995 года".
По этому договору РФ теперь охраняет не только границы Армении с Ираном и Турцией, но и обеспечивает безопасность всей территории страны. В 2011 году в районе Гориса Россия разместила несколько батарей C-300, которые взяли под контроль небо над Карабахом. Недавно, прекратив эксплуатацию станции в Габале, руководство РФ, по сути, заявило, что отношения с Арменией больше не являются разменной монетой в ее отношениях с Азербайджаном, и она готова выполнять свои обязанности в рамках ОДКБ. Этот вывод подтверждает главный советник Комитета по вопросам обороны и безопасности Совета Федерации России, генерал-майор авиации Игорь Семенченко, который заявил агентству АРА, что "в случае начала войны в Нагорном Карабахе оказание Москвой помощи Армении в рамках Организации договора о коллективной безопасности возможно".
Теперь обратимся к позиции третьей стороны конфликта — Степанакерта. Для Нагорного Карабаха важно определение его статуса как независимого государства. Баку требует возврата к довоенному положению и не хочет до этого обсуждать статус. А Ереван, по мнению Ашота Манучаряна, члена комитета "Карабах", давно не имеет своей политики в отношении Нагорного Карабаха. Ереван, хоть и объявил, что основой урегулирования конфликта должно быть признание осуществления права его народа на самоопределение, но возложил ответственность за это на "больших дядей". "Дяди придумали Минский процесс. Когда мы подчинились этой логике, когда приняли их правила игры, на этом вся политика и закончилась",- сказал Манучарян "Голосу Армении".
Директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Владимир Захаров считает, что сегодня мир в регионе стоит на пороге большой катастрофы. Речь идет о возможном военном конфликте с участием Ирана, в орбиту которого будет втянут и Нагорный Карабах.
"Ситуация очень острая, — считает Захаров. "Армении необходимо срочно признать Нагорный Карабах как самостоятельное государство, в противном случае он останется беззащитным".
Другой российский политолог, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что РФ тоже необходимо признать независимость Нагорного Карабаха в контексте ухудшения обстановки в регионе после вывода американских войск из Афганистана. Надо будет усиливать свою военную группировку, чтобы противостоять стремительно вооружающемуся Азербайджану, который станет главным перевалочным пунктом передислокации войск НАТО.
Представляется, однако, что одностороннее признание независимости Нагорного Карабаха будет неразумным шагом и для России, и для Армении, так как он спровоцирует Азербайджан на эскалацию конфликта. Поэтому лучше согласится с мнением Ашота Манучаряна и признать, что "вероятно, мы еще долго будем следовать Бишкекскому договору".
Любовь Люлько Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|