Мохамад Ханон/Associated Press
Силы безопасности в Бенгази в воскресенье, вторую годовщину революции, свергнувшей Каддафи.
Кристофер С. Чиввис
Триполи. В выходные Ливия праздновала вторую годовщину начала восстания, которое свергло Муаммара эль-Каддафи. Насилия, которого многие опасались, удалось избежать, но это не должно быть причиной для благодушия.
Идёт отсчёт времени для будущего Ливии. Правительство Ливии с трудом функционирует, вооружённые ополчения контролируют большую часть страны, а население всё более разочаровано темпами послевоенного развития. Ливийцы и международные силы должны действовать сейчас, чтобы предотвратить скатывание обратно в гражданскую войну.
Прогуливаясь по улицам Триполи, угрозы безопасности Ливии могут показаться преувеличенными. Вы можете получить удовольствие от кофе в живописном средиземноморском кафе. Ни танков, ни оружия не видно.
Но если вы будете задавать неправильные вопросы в этом кафе, вы можете быть арестованы ополчением. В парламенте вооружённые бывшие революционеры угрожают законодателям, напоминая им о власти улицы.
Когда они говорят о ситуации в Бенгази, ливийцы - включая членов парламента - заметно пессимистичны. Ансар аль-Шариа, ополчение, ответственное за атаки на дипломатическое здание США в этом городе, всё ещё сильно и обладает большой привлекательностью для безработной молодёжи.
Если правительство слабо контролирует безопасность в Триполи, то за его пределами оно ничего не контролирует. Прошлой осенью правительство было бессильно остановить боевые действия, когда находящийся по соседству Бани-Валид был осаждён ополченцами из Мисраты. Племена сражаются за контроль над территорией на юге, и когда министр обороны полетел туда, чтобы договориться о мире, на него напали в его гостинице. По мере того, как повстанцы отходят из Мали перед наступающими французскими силами, они, скорее всего, сделают ситуацию более опасной.
Правительство ввело военное положение и объявило о закрытии границы. Но в отсутствие армии все эти заявления вряд ли могут быть исполнены. Границы проницаемы, и жители восточной части страны сообщают о недавнем наплыве "иностранцев" с подозрительными замыслами. В то же самое время экстремисты нашли благодатную почву для набора рекрутов среди разочарованной молодёжи.
Несколько ливийцев, с которыми я и мой коллега недавно беседовали, включая членов парламента, подтвердили, что группа радикалов окопалась рядом с городом Дерна, к востоку от Бенгази. В Бенгази ситуация лишь незначительно лучше. Ансар аль-Шариа остаётся сильной, несмотря на протесты против группы со стороны местного населения. В сообщениях прессы восточных эскстремистов связали с террористической атакой Мухтара Бельмухтара в Алжире в январе.
Законодатель из восточного региона сказал нам, что полиция в его городе не смеет появляться на улице в форме. Атаки на должностных лиц в Бенгази расширились со сведения старых счётов времён Каддафи до того, что может являться скоординированной попыткой ещё больше дестабилизировать регион.
Чем дольше будет сохраняться эта ситуация, тем более сильными будут становиться экстремисты. Восстановление безопасности на востоке, по общему признанию, будет трудным, учитывая слабые возможности ливийского правительства и растущие ограничения в отношении иностранных дипломатов, которые находятся под постоянной угрозой атак. Тем не менее новые усилия по ассимилированию как можно большего числа ополчений и вождей племён, восстановлению доверия к правительству в Триполи, ужесточению контроля за границами и улучшению экономической ситуации в регионе нужно начать предпринимать уже сейчас.
Чем больше времени это займёт, тем выше шансы, что Ливия завязнет в долгосрочном витке насилия и политического хаоса. Это будет катастрофическим для ливийцев и для всех, кто помог положить конец правлению Каддафи.
Кристофер С. Чиввис является старшим политологом в RAND Corporation и автором книги "Свержение Каддафи", которая должна вскоре появиться. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
РЭНД КОРПорейшн - помойка, И Ньюйорктаймс - помойка.
Данные из Ливии
15/02
Cтранное сообщение из Себхи.
Бои на юге в районе Мурзука, Убари, Гата между частями Национальной армии, дислоцированными там, и неизвестными вооруженными группами с 3 часов ночи 15.02. Может это ополчения тубу и туарегов, живущие там. Может отряды каддафистов. Пока неизвестно. Днем туда была направлена авиация.
Половина молодежи в г. Sabrata на побережье арестована. Их пытают. Половина партизанит. Аресты продолжаются.
Бои между боевиками SSC Триполи и зинтанцами в районе межд. аэропорта за штаб-кварт. МВД. Зинтанцы дерутся по очереди со всеми, с исламистами, с мисратцами, с бербе рами, с Нац. Армией, как они до сих пор выкручиваются, имея столько врагов, непонятно.
Уточнение по боевикам в столице. Мобилизовали около 10 тыс. На все районы. Половина пацанята из семей боевиков. Зарабатывают бабло. Часть боевиков подтянута из других городов. Серьезный противник другая половина, из которых 1000 зинтанцы, которые дерутся с остальными.
На востоке вечером 15.02 сплошь проходили демонстрации в поддержку федерализма, отставки А. Зидана ( премьер), М, Магрифа ( врем. президент) и И.Мнгуша ( начштаба сух. сил).
Лояльные власти боевики стали стрелять по демонстрантам в Бенгази. 16.02 демонстрации снова продолжились.
Как и говорил, оформились три стороны в Ливии, на востоке федералисты. На западе и в центре сторонники новой власти и угнетенные племена, и каддафисты. По силам ( кол-ву вооруж. сторонников) они примерно равны. Только у властей еще есть авиация, несколько танков, рсзо и иностр. поддержка.
Атаки на блокпосты по всем городам запада с 14.02. Стандартная тактика. Обстрел из гранатометов, потом пулеметов и автоматов. Снайперы в Триполи.
Атакованы блокпосты на юге Мисураты. Мисуратцы закрыли свой город еще на прош. неделе. Много убитых и раненых.
В ряде мест пнсники потеряли инициативу, только оборона. В ряде мест все еще действуют зондеркоманды, которые арестовывают всех , кто может держать оружие.
Упорство правительства не идти на компромисс с востоком удивляет, а них всего-то требования, равное с западом распределение мест в конгрессе, и чтоб доходами те делились. Так офиц. Триполи не хочет и этого делать.
15.02 миновало, разом ничего само собой не изменилось. Но что стало.
За месяц была раскручена тема бунта, и народ завели. Вступление в ряды городских партизан, неповиновение властям стало " модным", если раньше в Триполи действовало максимум сотня подпольщиков.Сейчас вооруженных партизан до 500 и готовых вступить в их ряды 10 тыс. Проблемы только с оружием. Сочувствующих скорее всего большинство в столице.
Оппозиционными готовыми сражаться раньше были только районы Abo-Salim и Hadba на юге, сейчас еще Alhaal , Zawiyat Dahmani на севере, Gurji на западе. По другим районам тоже есть активность партизан.
Больницы столицы заполнены ранеными с блокпостов.
Как и ожидалось, народ напуганный угрозой расстрелов демонстраций и санкций на западе и центре в большинстве остался дома. Также большинство не пошло на празднества по случаю годовщины " революции". На востоке были массовые шествия за федерацию, но там и местные военные за это и чиновники, массовый расстрел там не грозил.
Было два варианта развития событий после 15.02: 1. народ смирится, раз ничего не произошло, 2. продолжит бороться как умеет.
Пока имеет место второй вариант. Если раньше было относительно тихо, сейчас каждую ночь, вечер и утро нападения на блокпосты почти по всем городам. Постоянно прибывают новые раненые боевики в больницы.
Ситуацию раскрутили, теперь так просто ничего не остановить. Если бы правительство провело амнистию, согласилось на примирение, перестало прессовать крупные оппозиц. племена и города, то все бы устаканилось. Но даже попыток нет. Ни на какие компромиссы власть идти не хочет. Только террор против несогласных. Усиление мер безопасности, массовые аресты. Страхом подавить всех. Это вызывает соответствующую реакцию.
Воен. губер юга Ramadan Zeyd Barasi ( тот которого послали в Себху, и кот. жители Себхи не пустили под лозунгами "оставьте старого губернатора Н. Букмаде", и его отряд "стал лагерем" за Себхой ) провел совещание в Мурзуке по стабилизации ситуации на юге.
Если правильно понял, идея закрытой военной зоны на юге, озвученной пятью крупными племенами несколько дней назад, в числе которых были оппозиц. власти тубу и туареги ( их вообще планируют лишить гражданства за нелояльность) - это часть плана движения сопротивления по созданию тыловой базы на юге.
Воен. губером зоны назначен некий генерал Али Сулейман. Потом начались нападения на отряды Ramadan Barasi. И он провел экстренное совещание в Мурзуке,вероятно требуя от вождей племен прекратить мутить воду.
В его подчинении изначально было от 500 до 1000 солдат. Расположены они в районе Убари, Мурзука , на границе. Подкреплений ждать не приходится, на побережье тоже "сложная" обстановка. Его послали из Бенгази. Племя барази, откуда он родом, живет там и вероятно его солдаты из его племени. Прикол в том, что весь восток требует автономии и больших прав. А Ramadan Barasi в Феццане призван отстаивать "неделимость и целостность" страны.
Сейчас мобилизованы возможно все силы новой власти на охрану нефтевышек, границ, городов, баз.
Народ в Себхе провел демонстрацию с требованием присоединения к закрытой воен. зоне на юге.
Атака варфалла на мисратский кпп Bir-Dufan на администр. границе Бани-Валида и Мисураты. Потери у миср.
Как передают лив. источники, премьер Зидан ради сохранения власти пригласил французов охранять границы, нефт. месторождения, причем Ливия будет платить 8 млрд дол. ежегодно. "Косвенный" контроль армии и полиции французами. То есть почти протекторат.
Сложность в том, что с этим будут несогласны другие группировки, группировки связанные с Катаром. Оппозиция в парламенте прокатарская. Французы сами что ли будут патрулировать границы Ливии. По логике они будут руководить частями, которые подконтрольны правительству, а их очень мало. Максимум если 2 тысячи военных наберется. Зинтанцы , которые поддерживали Зидана, не в восторге от того, что контроль над границе придется отдать кому-то еще.
Ливийско-алжирская граница под их контролем. Они там делают свои дела, толкают оружие и нефть.
Тубу контролировали юж. границу. И за это еще приплачивать французам, когда свои недовольны, что им мало перепадает т доходов. Правительство Зидана коалиционное, выйдет какая-нибудь фракция и правительству конец. Кроме того национально ориентир. ливийцев это оттолкнет от правительства в том числе в армии и полиции.
В общем шаг провокационный.
В Триполи везде поставили камеры. С цветным изображением, дающие хорош. картинку даже ночью.
Почему партизаны не атаковали рабочих, когда те ставили их. Почему не применяют тактику выведения из строя камер ( их начали ставить с нач. февраля), и последующих засад на ремонтников ( хотя бы ранить их), чтобы те отказывались ставить их, непонятно.
Это сузит возможности партизан и усилит контроль боевиков над улицами.
https://fbcdn-sphotos-g-a.akamaihd.net/hphotos-ak-ash4/c0.0.843.403/p843x403/427
277_580388455322178_1992650499_n.jpg
Все еще ведут войну в белых перчатках. Помимо отсутствия минной войны на дорогах. Захвата заложников из семей боевиков для обмена на своих, которых тысячи в плену, в том числе женщины.
Попытки засад в Триполи. Боевики выходят на "Зел. площадь" ( "площадь Мучеников" ныне) с зелеными флагами, чтобы выманить народ.
Несмотря на массовые аресты , только в Abo-Salim 1050 арестованных за последнее время, перестрелки продолжаются в районе каждую ночь.
Мисрата снова разборки внутри города.
В общем как и в 2011г., в 2012г. те, кто сражался тогда против НАТО, против новых властей, сражаются и сейчас, те , кто молчал, ждал чем все закончится, чтобы присягнуть победителю, ждут и сейчас.
Единственная разница в том, что есть еще общее недовольство отсутствием изменений в позит. сторону, за полтора года ничего не изменилось. Поэтому поток добровольцев в ряды городских партизан увеличился. А в ряды вооруж. отрядов новой власти идут только из семей и племен тех, кто вначале поддерживал "революцию". Пацаны 14-16 лет. Новых пополнений нет.
Варфалла , каддафа, тубу, меграхи, туареги, вершифана, чиан и другие также оппозиционны.
Какое нахер "избежать насилия" ? Там война, между кланами и племенами, и НИКАКОЙ власти.
http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/77327/