Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
«Мы предлагаем вам взять в качестве примера иранскую модель и присоединиться к Тегерану в деле строительства новой исламской культуры», - говорится в послании семнадцати советников иранского духовного лидера Али Хаменеи, которое они направили президенту Египта Мухаммеду Мурси.
Среди тех, кто поставил подпись под этим посланием (об этом сообщила в конце минувшей недели выходящая в Лондоне арабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат»), - Али Ахбар Валиати, высший советник иранского духовного лидера. Одновременно саудовское издание, получившее информацию из каирских источников, сообщило, что египетские спецслужбы смогли убедить Мурси в том, что ущерб, который будет нанесен стране в результате возобновления дипломатических связей с Ираном, окажется намного большим, чем возможная выгода от этого шага. Упрочение связей с Тегераном может разрушить отношения Египта с США и их союзниками в арабском мире.
По всей видимости, восстановление дипломатических отношений между двумя государствами, на данный момент, не стоит на повестке дня. Публичная пощечина, полученная Ахмадинеджадом от высших духовных лиц влиятельнейшего исламского университета Аль-Азхар во время его недавнего визита в Каир (от иранского президента потребовали прекратить распространять шиитское учение в суннитском Египте), а также ботинок, брошенный в его сторону, - все это символические проявления царящего в Египте не слишком дружелюбного отношения к Ирану, как к несущей угрозу внешней силе.
Иранское послание более всего свидетельствует об интенсивных дипломатических усилиях Тегерана сохранить ключевые стратегические позиции в процессе формирования новой ближневосточной карты - после арабских революций последних двух лет, а также на фоне происходящего в Сирии, главной союзницы Ирана на Ближнем Востоке.
Послание Мурси предназначается не только и не столько египетскому руководству. Оно является завуалированным обращением к Саудовской Аравии и княжествам Персидского Залива. Тегеран дает понять, что сделает все для того, чтобы сократить влияние этих государств на будущее региона. Иран, распространивший влияние на Ливан, Сирию и Ирак, рассчитывает включить в зону своего влияния и страны Залива. Тегеран также готовит себя к 2014 году, когда американские силы покинут Афганистан, и эта, истекающая кровью, страна станет ареной борьбы за влияние между Ираном, Пакистаном и Саудовской Аравией.
Иранское руководство беспокоят сегодня два главных очага конфликтов на Ближнем Востоке: 1) Ирак, в котором усиливается борьба региональных сил и суннитских кланов, угрожающих свергнуть режим Нури Аль-Малики, союзника Тегерана; 2) Сирия и Ливан. Иракская оппозиция сообщает, что Иран передал Аль-Малики 6 миллиардов долларов для подавления бунта суннитов, и что командир иранских спецвойск «Аль-Кудс», генерал Кассем Сулеймани, обещал направить 50 тысяч добровольцев для ликвидации очагов суннитского сопротивления. Можно поставить достоверность этой информации под сомнение, но сам факт их публикации свидетельствует о росте напряженности между суннитами и курдами, с одной стороны, и проиранским режимом Аль-Малики, с другой.
Сирийский кризис воспринимается в Тегеране как стратегическая угроза, которая может ликвидировать один из важнейших очагов иранского влияния в арабском мире. С точки зрения Ирана, Сирия и Ливан представляют собой единую зону влияния, за которую ведется острая борьба с Саудовской Аравией и Катаром. Эти страны, по-видимому, финансируют и вооружают сирийскую оппозицию. Иран, продолжающий поддерживать Асада и снабжать его режим значительными денежными средствами (недавно Тегеран предоставил режиму Асада долгосрочный кредит в размере одного миллиарда долларов), принимает также активное участие в военных действиях на стороне сирийского президента.
Силы корпуса Стражей исламской революции и боевики Хизбаллы действуют на территории Сирии по двум направлениям: консультации и инструктаж высшего командования армии Асада, а также непосредственные военные действия, направленные против радикальных суннитских милиций, которым удается время от времени брать под свой контроль стратегические объекты в государстве. Эта война проникает и на территорию Ливана, северная часть которого тесно заселена суннитскими гражданами. Недавно поступила информация о том, что радикальные суннитские группировки Аль-Каиды проникли и на юг страны, где они пытаются создать свои базы в лагерях палестинских беженцев. Если данная информация достоверна, это значит, что Хизбалла может вступить в тяжелейшее противостояние с вооруженными суннитскими милициями внутри самого Ливана. Все это происходит в период подготовки к парламентским выборам в этой стране, которые состоятся в июне. Ирану и Хизбалле важно удержать большинство в ливанском парламенте, чтобы продолжать контролировать страну политическим путем.
Оригинал публикации: Haaretz Источник: inosmi.ru.
Рейтинг публикации:
|