Сейчас многие родители и учителя признают, что их дети, как и персонаж комедии Фонвизина, совсем не хотят учиться. Но почему так происходит? Куда улетучивается детская любознательность к началу обучения в школе? Увы, во многом здесь виновата сама школа. Процесс обучения у нас, к сожалению, построен так, что кто угодно потеряет к нему интерес.
Этот печальный процесс мы наблюдаем уже давно, и хотя он всех нас огорчает и даже возмущает, ничего не можем с ним поделать. И учителя, и родители в какой-то момент вдруг обнаруживают, что их ребенок (неважно какого пола) вдруг совершенно утрачивает интерес ко всему, чему его учат в школе. И тут уже становится понятно, что учиться его ничем не заставишь — впрочем, заставить учиться вообще невозможно, можно лишь стимулировать интерес к учебе. Но как его простимулируешь, если все, что включено в школьную программу ребенок считает скучным, и, самое главное, не имеющим к нему никакого отношения?
Вот тут и начинаются ахи и вздохи, а также традиционные поиски виноватых. Те родители и учителя, которые не склонны к анализу, сразу же ищут "врагов", которые сбили их талантливую и умную деточку с пути истинного — и в числе таких традиционно оказываются друзья "потерпевшего", плохое влияние улицы, телевизора, интернета и т. п. Люди же с аналитическим мышлением размышляют по-другому — они понимают, что тут что-то не так с самим ребенком. Ведь в раннем возрасте их малыш был любознательным и, как и все дети, тянулся к новому и необычному. Почему же в какой-то момент он утратил интерес к познанию окружающего мира (ведь в школе, по большому счету, учат именно этому)?
И вот, когда автору этих строк тоже пришло время поразмыслить над этим вопросом (ибо я обнаружил, что и мой сын потихоньку теряет интерес к учебе), то оказалось, что дело вовсе не в каких-то внешних "врагах" и не в реформе образования, а в том, что в современной школе детей методично отучают от того, чтобы познавать мир. Конечно же, учителя делают это неспециально — скорее всего, они просто не понимают, что принятые ныне методики преподавания несут такие вот странные побочные эффекты. Их действия я хочу пояснить на примере преподавания естественнонаучных дисциплин, поскольку сам когда-то учил детей биологии и именно в ней и схожих предметов разбираюсь несколько лучше, чем в обучении гуманитарным и точным наукам.
Но сначала задам вопрос — чем, по вашему мнению, маленький ребенок похож на ученого? По мне, так прежде всего тем, что оба действуют, основываясь на эксперименте. Я думаю, все знают о том, что когда малыш суется всюду, все пробует, ломает, тянет в рот, то он не старается просто досадить родителям, а исследует окружающий мир. И действует как экспериментатор, а не как теоретик — ему нужно все потрогать, и убедиться на собственном опыте, что вода мокрая, огонь горячий, лед холодный, а кошка орет, если потянуть ее за хвост.
Но ведь и ученый действует так же! Сначала он, сформулировав задачу, ставит эксперимент, потом с помощью уравнений и расчетов анализирует результаты и только после этого создает теорию. Нет, конечно же существуют и "чистые" теоретики, однако они все равно работают, отталкиваясь от экспериментальных данных, что получили другие исследователи. То есть в любом случае эксперимент всегда находиться в самом начале познавательного процесса.
А теперь посмотрим, что же происходит в школе — на уроках, посвященных естественным дисциплинам детям долго и часто вполне себе занудно рассказывают про разные теории, заставляют их решать задачи и только в конце курса устраивают одну-две практические работы. Да и то, до практикумов доходит далеко не всегда, например, у меня в школе (я учился еще в советские годы, с 1980-ого по 1990-ый), практических занятий по биологии и географии не было вообще. А лабораторные работы по физике и химии были весьма редкими — не чаще одного раза в полугодие.
Сейчас же ситуация стала еще хуже — из разговоров с нынешними учащимися я узнал, что количество практикумов во многих школах вообще сократилась чуть ли не до одного в год. Причем, кстати, и это не всегда реализуется — часто учитель не проводит практических занятий вообще, объясняя это отсутствием необходимого оборудования. Хотя это, конечно, странная отговорка — много из физики, химии и биологии можно пояснить, просто проведя занятия на школьном дворе, используя камни, палочки, листики и другой подручный материал. Однако в том-то и беда, что преподаватель зачастую слепо придерживается лишь методических разработок, и если там сказано, что для занятия нужен, например, перегонный куб, а его нет, то он предпочтет, скорее, отменить практикум, нежели соорудить что-то, аналогичное данному кубу.
Кроме того, по моему мнению (а оно основывается на опыте преподавания биологии в лицее "Вторая школа"), любой практикум должен идти не после теоретического курса, а перед ним, или хотя бы параллельно. Именно тогда ребенок проходит тот самый путь, который свойственен для ученых: сначала эксперимент, потом анализ результатов (через решение задачек и построение моделей на компьютере — если у школы есть такая возможность), и уже в самом конце формирование теории (в формате школы — объяснение учителя и семинар). Этот путь, как показывает практика, является наиболее естественным для того, чтобы лучше усвоить материал.
Но, к сожалению, этого не происходит. И что же мы получаем на выходе? А то, что дети потихоньку приучаются к восприятию науки как набора каких-то скучных догм, не имеющих ни к познанию мира, ни к ним самим никакого отношения. Они, например, когда они слышат о первом законе Ньютона, то воспринимают его как некое откровение какого-то умного дяденьки и только (вроде того, что: "первый закон Ньютона верен потому, что нам так на уроке сказали"). А как им еще его воспринимать — они же не проводили соответствующих экспериментов и сами (то есть своими глазами) не увидели всего, что доказывает его правоту. В итоге наука в сознании учащихся превращается во что-то вроде религии "господа Форда" из романа Олдоса Хаксли "Новый дивный мир" — она основывается на догмах, а не вытекает из экспериментов.
Точно так же обстоит дело и с многочисленными задачками и уравнениями — в науке они являются всего лишь формой описания процессов, проходящих в эксперименте. Но ведь школьники не видели самого процесса — так о чем же им могут рассказать его описания? Не удивительно, что все это воспринимается детьми как некая отвлеченная абстракция, нужная лишь за тем, чтобы портить им настроение, а учителям — нервы.
Вот мы и подошли к ответу на вопрос, который задавали в начале статьи — дети теряют интерес к учебе потому, что она не является для них способом личного познания мира. И из этого следует еще один, куда более печальный вывод: ученики, устав от зубрежки скучных и совершенно абстрактных для них теорий, потихоньку приходят к выводу, что мир — это вообще скучная штука. По крайней мере, такой мир, о котором им рассказывают в школе. Ну, а поскольку скучать наши отпрыски не любят, то компенсируют это другими способами — хулиганством, выпивкой, употреблением наркотиков, что, по сути дела, является ничем иным, как экспериментами, производимыми на себе. Только весьма опасными для них и окружающих.
Есть и еще более тревожное последствие: убедившись в том, что все науки — это скука смертная, и они совершенно ни для чего не нужны, дети впадают в самую крайнюю форму нигилизма. Ведь о науках в школе рассказывают взрослые, и у ребенка возникает четкая психологическая ассоциация (ведь детям свойственны глобальные обобщения) — эти взрослые вообще рассказывают только скучные и ненужные вещи. В итоге теряется авторитет учителя, родителей (они же заставляют учиться, и, следовательно, сговорились с учителем), ну и заодно всех остальных представителей рода человеческого, кому за восемнадцать.
Как видите, негативных последствий много. И для того, чтобы избежать их, нужно всего-то ничего — вернуть в школу практические работы, причем в достаточном количестве. Пускай дети сами все наблюдают, а также трогают, катают, бросают, вскрывают, взрывают и, конечно же, ломают (увы, без этого не обойтись, но это не самая большая плата за восторг перед познанием мира). Конечно же, я в первую очередь говорил о естественных науках, но, возможно, что-то подобное можно придумать и для гуманитарных предметов.
Например, один мой знакомый учитель истории поступил следующим образом: он сначала обучил детей методам, которыми работает историк, а после стал давать им самостоятельные задания вроде: "составьте мне описания битвы при Азенкуре, используя сопоставление таких-то источников". И дети были от этого в полном восторге. Наверное, что-то подобное можно придумать и для русского языка с литературой, и для иностранных языков. Главное, это то, чтобы дети ощущали себя не пассивными слушателями, а учеными, исследующими мир.
Кстати, за рубежом такое уже давно применяется — детишки из стран Европы, США и Японии куда больше времени в школе тратят на практикумы, чем на теорию. У нас сейчас тоже пытаются внедрять так называемые проектные работы (что, по сути дела, небольшие научные исследования), однако так поступают далеко не во всех школах. Да и времени на такую работу во время учебы часто не хватает — детишки выполняют ее после занятий, что, конечно же, снижает эффективность (ведь после уроков столько соблазнов!).
Я убежден, что если практикумы вернуться в школы, то тогда родителям уже не придется ругать своих детей за то, что они не хотят учится. Наоборот, их из этого места будет за уши не вытащить — ведь всем детям нравиться изучать мир. Особенно, если это происходит в учебное время и является альтернативой скучным лекциям и задачкам… Источник: Правда.ру.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 680
Рейтинг поста:
- Да, без этого никак, тут нужен тщательный отбор, потому как если раньше не все учителя дотягивали до статуса настоящего учителя (как в глазах своих учеников, так и в силу своей подготовленности), то сейчас ситуация хуже. Не буду врать - со щкольными учителями(молодыми учителями) как-то не особо встречался, но вот с преподователями вузов - новым поколением преподователей пересекался в последнее время - не так страшно, но зачастую неоднозначны, кругозор общий (повторяю - не по профильным предметам, а в общем) не впечатляет, а скорее удручает.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 641
Рейтинг поста:
Вот это и есть та мысль, на которую я и обратил внимание. Хотелось бы, чтобы меня поняли и в остальном. А именно - без обучения и воспитания самого преподавателя, направленного не просто как на работу, т.е. получение средств к существованию, но и на передачу качественных знаний всем детям, нам, надеюсь гражданам своей Родины (а не рабочему скоту, которым нас считают властьпридержащие), не стоит и надеяться на то, что наши дети и их потомки будут интелектуально развиты и перед ними будут открыты все дороги для дальнейшего роста. Пока же, судя по проводимым реформам, из наших потомков наши же власти хотят сделать физически здоровое, но послушное быдло. Хотя все даже хуже. Быдлу предназначено быть тупым, послушным и в меру самовоспроизводимым.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 203
Рейтинг поста:
Я не знаю как в других городах, но к примеру, в Красноярске, стоимость обучения танцам в кружке для детишек (дети 6-7 лет) в месяц стоит 1000 рублей. Для Красноярска это не бешеные деньги. Я считаю, что многим просто неохота водить детей на кружки, потому что на это нужно время, а проще придти домой и сесть за телевизор или компьютер.
Согласна с автором на счет практикумов. Действительно скучно учится и многое непонятно. Нужно развивать мышление, давать мыслить самим, а не зазубривать формулы и законы. Все не интересно. Это я знаю по собственному опыту. Сравнить школу и техникум - во-втором мне было интересно учиться, были лабораторные работы, и в итоге к концу учебы меня преподаватели ставили в пример другим.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 680
Рейтинг поста:
Но ещё важнее, опять же, повторюсь, на мой взгляд, интерес самого учителя к своему же предмету и умение грамотно этот интерес привить своим ученикам. Из свой школьной жизни прекрасно помню учительницу по истории в пятом классе - Др.Мир. Она из простой (извиняюсь перед Гомером) Илиады и Одиссеи сделала прекрасный анализ по общественным отношениям, по социальному строю, по металлургии (кто с каким мечом, медным или как хетты с железным ну т.п.). по ... в ообщем она свой предмет и любила и знала. И могла рассказывать, а не читать. Так что, к практикуму на занятиях нужен и учитель соответствующего закала.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1789
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 641
Рейтинг поста:
Дело в том, что реформа образования затрагивает не только области знаний, их качество и количество часов преподавания в средней школе, но и саму методологию передачи знаний от учителя детям. Реформированию же у нас подвергается не только среднее, но и высшее образование. Результат его, как говорится, на лице.