Вновь вспыхнувшие в декабре 2012 года протесты в Анбаре наряду с митингами в других регионах компактного проживания суннитов в короткие сроки охватили весь Ирак. На организованных 25 января 2013 года в Анбаре, Мосуле, Киркуке, Салах-эд-Дине и Багдаде демонстрациях, которые прошли без особых происшествий, на повестке дня был поднят вопрос об удовлетворении «законных требований народа». Однако в результате вмешательства в демонстрации, организованные в тот же день в городе Эль-Фаллуджа (мухафаза Анбар), сил безопасности 6 демонстрантов потеряли свои жизни и порядка 60 митингующих были ранены. Спустя день после этих событий в Эль-Фаллудже были совершены теракты, которые на этот раз выбрали мишенью непосредственно силы безопасности: по меньшей мере, 3 были убиты и 3 – похищены. В заявлениях, которые вслед за столкновениями были сделаны лидерами суннитских племен и партийными представителями в мухафазе Анбар, прежде всего Народным комитетом, образованным арабами-суннитами, звучали требования о немедленном задержании принимавших участие в событиях в Эль-Фаллудже служащих безопасности. Также выражались угрозы, согласно которым в противном случае в отношении сил безопасности будут проведены широкомасштабные атаки. Один из ведущих лидеров «Совета пробуждения» в Анбаре шейх Ахмед Абу Риша в ходе демонстрации, организованной на площади Эль-Фаллуджи, заявил, что племенные лидеры Анбара выделили правительству Аль-Малики недельный срок для принятия необходимых действий, при отсутствии которых против сил безопасности в мухафазе Анбар будет объявлен джихад. Вместе с тем шейх Риша выразил необходимость проведения судебного процесса не в Багдаде, а в Анбаре.
Взгляд шиитов и суннитов на события: проблема бытия
Арест в рамках борьбы с терроризмом девяти охранников министра финансов Ирака, анбарского политика Рафии аль-Исауи 20 декабря 2012 года привел к очередному обострению суннито-шиитской напряженности в Ираке. Вслед за демонстрациями, организованными в знак протеста данного задержания, часть шиитских партий, представленных в правительстве, отметила необходимость готовности к диалогу с демонстрантами. Однако после сделанных 5 января 2013 года лидером запрещенной партии БААС (в период Саддама выполнявшего обязанности зампредседателя Совета революционного командования) Ибрагимом Аль-Дури заявлений, в которых открыто выражалась поддержка восстания, будучи в Анбаре изначально миролюбивыми, демонстрации послужили поводом для начала различных споров. Представители шиитов в составе правительства подчеркивают риск возникновения нового конфликта в Ираке, к которому могут привести попытки баасистов управлять акциями протеста. При этом арабы-сунниты стали настаивать на том, что правительство Аль-Малики применяет по отношению к суннитам дискриминацию. Так, Тарик Аль-Хашими отметил, что в основе направленных против Рафии аль-Исауи действий лежит политика ущемления. С распространением начавшихся в Анбаре демонстраций в таких регионах компактного проживания арабов-суннитов, как Мосул, Салах-эд-Дин, Дияла и Эль-Фаллуджа, произошли некоторые изменения в требованиях. Скандирование в ходе протестных акций лозунгов «народ хочет свержения режима», наличие флагов Свободной сирийской армии, осуждающие заявления о том, что Иран непосредственно контролирует Ирак, указывают на высокую вероятность перерастания напряженности в широкомасштабный конфликт. Демонстранты требуют отставки премьер-министра Аль-Малики, который, как они полагают, с самого начала находился под контролем Ирана, освобождения якобы несправедливо задержанных тысяч политических заключенных и в этой связи объявления всеобщей амнистии, наконец, снятия всех запретов относительно партии БААС и предоставления членам БААС возможности осуществлять политическую деятельность.
Параллельно с распространением протестных демонстраций арабов-суннитов налицо углубление политического кризиса в Ираке. Прежде всего, его разрастанию способствует наличие восприятия о том, что шиитская власть применяет дискриминацию по отношению к суннитам.
С другой стороны, при оценке ситуации со стороны шиитов за акциями протеста в регионах компактного проживания арабов-суннитов могут стоять «Аль-Каида» и страны региона. В заявлении члена коалиции «Правовое государство» Саада Аль-Муталаби отмечается, что Анбар полностью контролируется организацией «Аль-Каида». Аль-Муталаби подчеркнул следующее: «Требования демонстрантов постоянно меняются. Несмотря на удовлетворение правительством первоначальных требований, сейчас имеют место новые. Основная цель протестующих – в конечном счете, удалить шиитов из правительства и разрушить весь политический процесс». Так, правительство Аль-Малики предприняло необходимые шаги в направлении удовлетворения требований протестующих относительно положения осужденных женщин.
Вместе с тем шиитские силы выражают подозрение в том, что протестные акции в Ираке прямо связаны с гражданской войной в Сирии. Как подчеркивается ими, в основе критики относительно влияния Ирана и шиитского руководства, которое обвиняется в применении дискриминации против арабов-суннитов в политической, экономической областях и в сфере безопасности, лежит цель начать вооруженное сопротивление. Следовательно, прогнозы шиитов связаны с тем, что открытие арабами-суннитами, которые сегодня ведут борьбу в Сирии, нового фронта в Ираке является вопросом времени. Вместе с тем высказываются предположения, согласно которым некоторые региональные страны также являются участниками этого плана. Прежде всего, обращают на себя внимание заявления о том, что Ирак подводят к разделу на мазхабной основе, о чем говорилось некоторыми парламентариями в составе коалиции, возглавляемой Аль-Малики, в январе 2013 года на конференции, проведенной в Стамбуле.
Таким образом, достаточно высокой представляется вероятность того, что начавшийся 20 декабря 2012 года и способствовавший возникновению в 2013 году вооруженных конфликтов процесс движется в сторону кровопролитной гражданской войны. Необходимо предвидеть, что гражданская война на мазхабной основе в Ираке обладает чрезвычайно разрушительным характером и высоким потенциалом оказания воздействия на весь регион. Очевидно, вовлечение Ирака вслед за Сирией в гражданскую войну, основанную на межмазхабных различиях, в значительной степени подорвет мир между народами региона.
Самый важный элемент сценария превращения Арабской весны в зиму – создание почвы для усиления суннитско-шиитского конфликта, ибо в исламском мире этот конфликт сейчас слабеет. Тогда умма может собрать силы. А это пугает многих. Об этом рассуждает турецкий журналист Абдулязиз Тантык.
Старания сделать главной силой в регионе суннизм могут привести только к потере суннизмом силы. Также и старания сделать главной силой шиизм, в своей сути, приводят к потере им силы, и кроме того, возникает необходимость во вмешательстве извне. Поэтому неизбежно, что Саудовская Аравия и Иран должны делать серьезные шаги в этом отношении. При наблюдении политики Турции в этом вопросе ее действия понятны. Но если Иран будет настойчиво культивировать этот конфликт в качестве концепции, то он будет продолжать терять поддержку общества.
Помимо всего прочего, идея о суннитско-шиитском конфликте направлена против исламского мира и целиком является навязанной внешними силами. Это следует особо подчеркнуть, а борцы за свободу ни в коем случае не должны забывать этого. Поэтому кто бы и во имя чего бы не раздувал сунитско-шиитский конфликт, это следует воспринимать как предательство по отношению к этой земле и живущим на ней людям, объявлением вражды к ним. Ведь на этих землях не только не было столкновений между разными группировками одной религии, но и столкновений между разными религиями. Т.е. в генах этих земель нет конфликтов, потому что название религии – Ислам, мир…
Те, кто, исходя из своих политических интересов, первым разжег этот конфликт, заслуживают проклятие и перед историей, и перед мусульманами, и перед господином этой религии – Аллахом. Если есть кто-либо, кто надеется получить выгоду из этого положения с тактической или стратегической точек зрения, он должен покаяться и отказаться от своих намерений. В прошлом, может и наблюдались два-три несущественных конфликта, но и они возникли по политическим мотивам и были продиктованы борьбой за власть. Никто не должен стремиться повторить все это. Мусульмане – хозяева этих земель, они живут здесь. А враги, будь они местные или иностранные, это временные гости здесь. Это основополагающая истина, которую не следует забывать. И хозяин дома дает чужакам лишь временный приют! Те, кто желают изменить власть, используя насилие и издевательства, должны быть готовы умереть от этой власти… Свидетелем этого является история… Свидетелями этого являются мусульманские народы и Аллах…
Мусульманские интеллектуалы также должны высказывать идеи или предпринимать какие-то действия, призванные помешать сеять семена вражды и ненависти среди мусульман. Мазхабный фанатизм или подход, основанный на идеологии, следует оставить, потому что если мусульмане будут враждовать друг с другом, это будет означать конец надежды на справедливость, что приведет человечество к самоубийству. А ответить перед Аллахом за это, надо думать, будет нелегко.
Мы не принимаем пролитие крови ни одного человека, поэтому тем более не согласны с пролитием крови мусульман. Для этого условием является свергнуть притеснителей, стоящих у власти в мусульманских странах. Но так как при этом действия в соответствии с аргументами, способными вызвать разделение и смуту, означает поддержку несправедливости, во имя Ислама принять это невозможно.
Положение ясно: деспотические режимы падут, и народы установят свою власть в соответствии со своими возможностями. При этом важно, чтобы все группировки в обществе жили мирно и плечом к плечу сражались с несправедливостью. А иначе основный удар снова придется по меньшинствам. А такое положение не должен желать ни один мусульманин.
Турция переживала и этнические конфликты, и конфликты между суннитами и шиитами. Возможно, и будет переживать. Но в этой стране нет почвы для этого, и поэтому, несмотря на то, что были приложены все силы, эти конфликты не разгорелись. Мир остается основой, и народ делает все для того, чтобы этот мир сохранялся.
Это мы можем наблюдать и в исламском мире. Несмотря на внешнюю поддержку, люди не разделяются на своих и чужих и выказывают щепетильность, сводящую на нет любую игру их врагов. Так и должно продолжаться. Если и есть те, кто действует в соответствии с ложной информацией, ложными сведениями или ложными поисками законности, в миг, когда они осознают это, они должны уметь отказаться от своих притязаний, понять, что политая кровь вернутся к ним. Ведь ни один западный политик или деспот не придет сам, чтобы проливать свою кровь, будет пролита кровь притесняемых и введенных в заблуждение людей. В таком случае, мы должны, как народ, не смотреть друг на друга как на врагов и не считать кровь друг друга дозволенной.
Да, политическим аналитикам, должностным лицам в стратегических организациях следует несколько раз подумать, к чему ведут их слова, с которыми они выступают в СМИ. Эта щепетильность нужно, прежде всего, им самим. Мусульманские народы же не должны обращать внимание на пропаганду и сообщения от тех, кому совершенно нельзя доверять. Если среди них и появляется кто-то, из-за своей одержимости жаждой власти распространяющий вражду, следует взяться за него и обеспечить, чтобы он покинул их ряды.
Результатом всех этих действий будет, конечно же то, что невозможно будет существование нынешних диктаторских режимов, создающих почву для западной эксплуатации! Эта мусульманская нация сама может определять свой путь и, укрепляя этот путь, жить в мире со всеми слоями общества.
Например, нация Турции включает в себя и немусульмане. Т.е. она включает в себя турок, курдов, персов, черкесов, арабов, грузин, абазинов, лазов, армян, друзов, христиан, иудеев, шиитов, суннитов, джафаритов, разные этнические и религиозные группировки, религиозные и философские взгляды. Как и община Мухаммада (с.а.в.) в Медине, о которой был заключен договор…
abdulaziztantik@timeturk.com
Источник: www.timeturk.com
Перевод:www.islam-portal.ru
Мазхабы
За четырнадцать веков существования исламского вероучения возникло большое количество богословских школ, одни из которых были только богословскими, а другие — политико-богословскими, то есть представляли определенную власть или идеологическое направление. В первые золотые века развития исламской научной мысли появились десятки выдающихся ученых-богословов, а на основе их трудов — сильные школы практического применения Священного Корана и Сунны. Дальнейшее практическое развитие и широкое распространение получили только четыре мазхаба /1/, так как они вобрали в себя все грани пророческого наследия и тем самым были достаточны для становления мусульманского общества. Что касается современного богословия, то оно развивается на основе огромного культурно-исторического наследия, трудов самых разных ученых-богословов, с учетом реалий современности. Это наследие доказало свою жизнеспособность, актуальность, соответствие канонам, выработало механизмы практического применения священных текстов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: Яра (12 февраля 2013 15:51) Статус: |
Зря туда пиндосы влезли, ой зря... Можно реально огрести, как только народ разберется что к чему. Им бы "Анатомию простеста по-арабски" снять и показать. Тогда бы и Керри ушел в отставку быстренько, после того, как десяток пиндосов замочат арабские народные массы. А они замочат. И будут правы.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: