В ближайшее время в Госдуме будет рассмотрен вопрос о ратификации Соглашения об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств – участников СНГ при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна. Документ был подписан главами Содружества в Душанбе в сентябре 2011 года, но президент России Владимир Путин внес его на ратификацию только сейчас. Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Дмитрий Саблин уверен, что парламентарии Соглашение ратифицируют, так как оно «будет способствовать усилению борьбы с терроризмом на пространстве СНГ, создаст четкую систему мер для предотвращения и реагирования на попытки захвата самолетов».
Обращает на себя внимание тот факт, что, во-первых, Соглашение будет действовать не на всем пространстве СНГ. Документ не подписали Украина, Молдавия и Туркмения. Во-вторых, Соглашение и утвержденное к нему Приложение о порядке действий при угрозе террористического акта содержат на первый взгляд не совсем гуманные статьи, которые могут быть неадекватно восприняты общественностью и правозащитниками в государствах СНГ. Скажем, один из пунктов Приложения допускает использование оружия и боевой техники «для уничтожения воздушного судна (летательного аппарата), используемого для совершения террористического акта». Если таким судном окажется захваченный террористами гражданский самолет с мирными пассажирами, то гипотетически он тоже может быть уничтожен. Правда, в упомянутом Положении делается оговорка, что это будет возможно «при условии, что были исчерпаны обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки в соответствии с национальным законодательством сторон».
В недавней мировой истории случаи, когда военной авиацией уничтожались гражданские воздушные суда, уже были. К примеру, 1 сентября 1983 года советским истребителем Су-15 был сбит «Боинг-747» южно-корейской авиакомпании, который нарушил воздушное пространство СССР. Лайнер упал в море около острова Сахалин. Погибло 269 человек. На самолете не было террористов. Но лайнер проник на территорию Советского Союза на глубину 500 км, пролетая над важными военными объектами. Командование приняло «Боинг-747» за самолет-шпион, и по команде с земли он был уничтожен. Есть различные версии данной трагедии. Но по версии советского военного командования, самолет представлял угрозу безопасности государства. Гражданский самолет с террористами также может представлять угрозу государству и его жителям.
11 сентября 2001 года 19 террористов, захватив четыре пассажирских авиалайнера, направили их на административные и жилые объекты в густонаселенных районах США. В результате этих атак погибло 2977 человек, еще 24 пропало без вести.
Трудно сказать, было бы меньше жертв, если бы захваченные террористами гражданские воздушные суда были сбиты средствами ВВС и ПВО США. Тогда такое, видимо, даже не допускалось. Но после трагедии 11 сентября 2001 года возможность уничтожения средствами ПВО и ВВС гражданских самолетов с террористами на борту прописана в юридических документах не только Соединенных Штатов, но и других стран. В том числе России. О порядке и способах борьбы с террористами, захватившими воздушные суда, говорится и в Cоглашении, подписанном лидерами стран СНГ в Душанбе. Подобное соглашение Россия готовится подписать и с НАТО.
В рамках Объединенной системы ПВО СНГ регулярно проводятся антитеррористические учения. В 2010–2012 годах были организованы российско-канадско-американские антитеррористические учения «Бдительный орел». В ходе маневров не раз был инсценирован захват пассажирского авиалайнера террористами и отрабатывались действия по их нейтрализации. По официальной версии, отрабатывались вопросы взаимодействия при принудительной посадке авиалайнеров, условно захваченных террористами. Кроме этого отрабатывались задачи передачи друг другу сопровождаемого пассажирского самолета. Отрабатывалось ли уничтожение авиалайнера с террористами, официально не сообщается. Но вполне вероятно, что эта тема могла быть в сценарии «Бдительного орла».
Понятно, что те или иные меры антитеррористической безопасности при определенных условиях допускают человеческие жертвы. Как бы цинично это ни выглядело, при определенных обстоятельствах может получиться так, что во имя меньших жертв самолет с мирными пассажирами и захватившими судно террористами лучше сбить, чем повторить трагедию 11 сентября 2001 года. И к этому выводу государства приходят без лишней огласки и обсуждения, закрепляя данные положения во всевозможных законах и международных соглашениях.
Конечно, в обществе всегда будут несогласные с таким подходом. И ничего не поделаешь. Очень хотелось бы, чтобы вопрос применения оружия против террористов, которые прикрываются мирным населением, всегда оставался только гипотетическим и решался другими способами. Но здесь очень важны превентивные систематические и надежные меры государства, союза стран, ставящих перед террором надежный заслон.
Источник: ng.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Что же касается теракта 11 сентября. то не самолёты явились причиной обрушения башен, а промышленный снос зданий. И самолёты провели специально, т.е. даже если бы был закон, позволяющий сбить самолёт, американцы бы всё равно этого не сделали.