Хочу начать с несколько необычного предложения мысленно перенестись в 1945 год, в разрушенный налетами американской и английской авиации город Нюрнберг, в котором группа во главе с генералом Паттоном занималась поиском исторического артефакта, известного как Копье Судьбы (копье, которым римский центурион проткнул тело распятого Христа). Это символ победы и силы, имевший огромную историческую значимость. Обладателями его были Карл Мартелл, спасший Европу от исламизации, и многие другие выдающиеся полководцы и властители мира. Группа нашла это копье, которое было спрятано Гитлером тоже как символ победы.
И подняв его над головой, генерал Паттон, единственный из этой группы знавший о планируемом США налете на Хиросиму и Нагасаки со сбросом первых в истории человечества атомных бомб, произнес, на мой взгляд, историческую фразу: «Вы себе не представляете, в какую эпоху нам предстоит жить». Эти его знаковые слова, описанные со всеми деталями Тревором Равенскрофтом, очень здорово ложатся на историческую перспективу по отношению к нынешнему дню, когда наш главный учитель – история позволяет нам с уверенностью констатировать, что почти 70 прожитых лет человеческая цивилизация прошла без глобальных военных потрясений. И то, что явилось основанием для подобного рода ситуации, – это, конечно, было обладание ядерным оружием, которое создавало беспрецедентный страх перед угрозой его применения.
Исторически доказанный факт, что благодаря особенностям экономики, географическому положению Соединенные Штаты основу своего развития базировали на нестабильности в мире. Так было в XIX веке, так было в XX веке (примером тому служат революция в России, Первая мировая война, в которой США участвовали в значительной степени деньгами, Вторая мировая война, где в том числе и на их деньги пришел к власти нацизм в Германии). Так было, когда началась эпоха холодной войны. В конце XX века – это СОИ, которая настолько дестабилизировала историю развития нашей цивилизации, что появились смертоубийственные вооружения, способные одной ракетой уничтожать целые страны, а несколькими – целые континенты. Так было в XXI веке, когда ряд инициатив в виде «Бури в пустыни», стратегий «большого взрыва» на Ближнем Востоке, развития и развертывания европейской ПРО также явился дестабилизатором с одной целью – создать нестабильность в мире и на ее основе обладать большим могуществом, статусностью в решении мировых проблем, навязывая миру свою волю.
Что можем мы противопоставить в этом смысле как активное противодействие подобного рода агрессивной позиции? На мой взгляд, и считаю, что в известной степени это объективная оценка, единственным путем разрешения этой ситуации является активная позиция России в том процессе, который относится к жизнеспособности нашей земной цивилизации в целом, которая бы позволила инициировать новые идеи в соответствии с известным тезисом «Идеи имеют значение». Именно идеи двигают и обеспечивают развитие цивилизации.
Что предложить? Вот тут говорилось о запасе времени, имеющемся у нас. Запаса времени у нас не только нет, а мы уже опоздали. Сегодня, смотря на то, какие сейчас меры предпринимают Соединенные Штаты, можно сказать, что начинается новый этап гонки вооружений. США заявили о своей концепции развития морских стратегических ядерных сил, ни много ни мало выстраивающейся до 2080 года. Россия, и это уже не секрет, объявила о модернизации своих стратегических ядерных сил наземного и морского базирования со сроком их службы как минимум до 2050 года. И все это с учетом тех событий, которые происходят по евроПРО, может приобрести абсолютно драматический оттенок. Именно поэтому я посчитал, что можно было бы предложить создать сообщество из (на первых порах) пяти государств с последующей кооптацией в него других стран, обладающих стратегическим ядерным оружием, в состав которого вошли бы Россия, США, Англия, Франция и Китай.
В качестве конкретного предложения деятельности подобного рода образования – создание условий исключения, подчеркиваю, исключения какого-либо рода потенциальных конфликтных ситуаций в области несанкционированного применения стратегических ядерных сил. А это не исключено в силу того, что мы имеем дело с техническими системами. Весь комплекс эксплуатации подобного рода систем говорит о том, что вероятность безотказной работы таких систем не единица. Известен случай на шахте № 8 в Соединенных Штатах, события, которые происходили на пунктах боевого управления стратегическими ядерными силами в США и СССР, когда произошло пропадание и сброс данных. В результате на табло высветилась информация о готовности стратегических ядерных сил к пуску в результате сбоя.
Все это говорит о том, что мы живем в очень взрывоопасном мире. И первым, основным усилием этой группы была бы конкретная работа с проведением реальных экспериментов на абсолютно прозрачной основе, которая бы исключила возможность несанкционированного применения ядерного оружия. Чтобы преодолеть взаимное недоверие, чтобы его развеять, нужна практическая работа, такая же, которая была реализована на деле в 1968 году по программе «Союз» – «Аполлон», когда российские и американские инженеры сидели за кульманами, вместе проектировали, и итогом этой совместной работы стало создание унифицированного андрогинного устройства, позволившего причаливать, соединяться космическим кораблям советского и американского производства.
Абсолютно такая же ситуация по евроПРО. Я могу сослаться на высказывание руководителя одного из комитетов конгресса США, который на специально созданной этим законодательным органом комиссии об эффективности применения средств противоракетной обороны, входящих в состав евроПРО (а комиссия абсолютно авторитетно установила не просто неэффективность, а абсолютную неэффективность этой системы для тех целей и задач, которые она была призвана решать), сказал, что «так всегда будет получаться, когда подобного рода вопросами будут заниматься не ученые и инженеры, а политики». На сегодня в области евроПРО не просто политика, а откровенное политиканство и с американской, и с российской стороны. Продолжается противостояние вместо того, чтобы объединить интеллектуальные ресурсы двух стран и прийти к консенсусу, а достичь этого можно очень легко, если этим будут заниматься настоящие профессионалы. Знаю по собственному опыту общения с американской стороной по подобного рода проектам, когда в течение очень короткого времени и полного взаимопонимания мы не просто достигали каких-то договоренностей, но и фиксировали их на специальных документах, которые ложились на стол руководству двух стран. Так вот, без этой интенсивной взаимопонимаемой работы достичь того, о чем я сказал, было бы невозможно.
На мой взгляд, в области ядерного оружия должна быть реализована та ситуация, которая замечательно описана в книге Бульвера-Литтона «Грядущая раса». Он рисует жизнь цивилизации, создавшей на основе общей теории поля оружие огромной разрушительной силы – аналог ядерного оружия и которая благодаря обладанию этим оружием исключила на многие сотни лет из общения и употребления само понятие решения каких-то проблем военным путем.
Юрий Соломонов, генеральный конструктор Московского института теплотехники, академик РАН
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 162
Рейтинг поста: