Начиная с того самого момента, когда Америка в 2010 году объявила о стратегии «возвращения в Азию», аналитики высказывали мнение, что смысл подобной инициативы - именно в обуздании роста Китая. Однако автор этих строк убежден, что, несмотря на то, что сейчас стратегия «возвращения в Азию» направлена, в первую очередь, против Китая, ее настоящие цели - сохранение баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе и создание такого положения, при котором ничто не будет угрожать главенствующей роли США.
Во-первых, следует понимать, что сама идея геополитического баланса сил глубоко укоренена в западной культуре. Западные исследователи сформулировали эту идею, основываясь на опыте европейских войн в новейший период истории, и вот уже на протяжении нескольких веков она играет важнейшую роль во внешней политике западных государств. Именно успешное применение во внешней политике идей геополитического баланса позволило США утвердить и сохранить свой статус мировой сверхдержавы после Второй мировой войны. Например, чтобы сохранить баланс распределения сил в Европе, Америка усилила свой союз с Англией, уравновесив, таким образом, растущее влияние Франции и Германии.
Чтобы предотвратить возникновение дисбаланса в распределении сил на мировой арене, неизбежное в случае роста влияния Советского Союза, Америка пошла на создание европейского блока НАТО. Более того, в то время, когда советско-китайские отношения находились в кризисе, США стали активно завлекать в антисоветский блок и Китай. Все это стало эффективным противовесом для СССР. В свою очередь, чтобы сохранить баланс распределения сил в Восточной Азии, Америка всеми средствами поддерживала развитие Японии и Кореи, что стало эффективным противовесом уже для Китая.
В начале XXI века, когда в структуре международных отношений наметилась тенденция к многополярности, Америка снова обратилась к политике сдержек и противовесов, чтобы сохранить статус сверхдержавы. Взять хотя бы концепцию глобальной стратегии, изложенную одним из ведущих идеологов внешней политики США Збигневом Бжезинским в его книге «Великая шахматная доска», или идею «удаленного сдерживания», сформулированную автором теории «агрессивного реализма» Джоном Миршаймером в его книге «Трагедия великодержавной политики» - все они равно оправдывают политику создания политических противовесов ради сохранения американской гегемонии.
То, что правительство Обамы было вынуждено взять курс на «восстановление геостратегического баланса в АТР», показывает, что Америка по сути признала как факт дисбаланс в распределении сил в регионе. Геополитический дисбаланс ускоряет формирование в регионе сильных государств, которые в конечном итоге могут стать угрозой гегемонии США, поэтому Америка решила вновь вмешаться в дела АТР, положить конец сложившемуся положению и восстановить региональный геостратегический баланс, защищая подобным образом свою позицию мирового лидера.
Если Америка ставит перед собой цель восстановить геостратегический баланс в регионе, то у нее есть, по сути, всего два метода. Первый - наращивать собственную мощь. Второй - ослаблять соперников. Америка постоянно отправляет в АТР войска, размещает там новейшее вооружение. Все это - способ нарастить свою военную мощь и, следовательно, создать в секторе баланс военных сил. На экономическом уровне Америка всеми силами развивает Транстихоокеанское партнерство, что позволяет США увеличить свое экономическое влияние в регионе и, следовательно, сохранить здесь и экономический баланс.
Ослабление соперников достигается, в основном, через создание союзов, которые ограничивают возможности роста конкурентов, в то же время расширяя эти же возможности для союзников. Таким образом, геополитическому дисбалансу будет положен конец, а баланс сил будет восстановлен. Политика создания союзов реализуется Америкой в АТР на трех уровнях. Первый уровень - американо-японо-индийские, американо-индийско-австралийские, американо-японо-австралийские трехсторонние отношения, а также американо-японская и американо-корейская коалиции. Эти отношения и союзы - своего рода «фундамент» американского присутствия в регионе. Второй уровень, играющий вспомогательную роль, составляют союзнические отношения с Филиппинами, Таиландом, Австралией и Сингапуром. Отношения с Вьетнамом, Мьянмой, Камбоджой и другими подобными странами составляют третий уровень, имеющий потенциальную ценность для США.
На данный момент Америка уже предприняла целый ряд действий на первых двух уровнях, достигнув здесь значительных успехов. Например, конфликт вокруг островов Дяоюйдао только укрепил американо-японскую дружбу. В то же время Америка выступила на стороне Филиппин и Вьетнама, оспаривающих права Китая на ряд островов в Южно-Китайском море. Все это - примеры вмешательства США в политику региона и в то же время меры по восстановлению баланса сил в этом секторе.
В будущем стратегия «возвращения в Азию» будет, в первую очередь, направлена на работу со странами вроде Мьянмы и Камбоджи, то есть с теми государствами, которые всегда были близки Китаю. Америка будет постепенно наращивать свою реальную вовлеченность в дела региона, укреплять связи со своими новыми партнерами. Все это может серьезно ограничить доступное Китаю пространство для маневра. У других стран региона возможностей для роста, наоборот, станет больше, увеличится и их удельный вес в азиатско-тихоокеанской системе распределения сил, что сделает политическую ситуацию в регионе более сбалансированной. Помимо этого укрепление отношений США с соседями Китая поможет свести воедино все уровни стратегии «возвращения в Азию», создавая в регионе, таким образом, сложную структуру американского влияния сетевого типа, что станет еще большим подспорьем для США в деле восстановления геополитического баланса, нарушенного возвышающимся Китаем.
Американская политика создания союзов тоже будет развиваться сразу на нескольких уровнях. В плане экономики Америка будет пытаться лишить Китай его текущего экономического преимущества и самой занять лидирующее положение в регионе посредством продвижения Транстихоокеанского партнерства. Во внешней политике Америка будет продолжать укреплять связи со старыми союзниками, развивать отношения с новыми партнерами и искать общий язык с сомневающимися странами. В военном плане США продолжат проводить совместные учения, создадут региональный совет безопасности и так далее. Цель у всех этих мероприятий одна: ограничить потенциал роста Китая, увеличив его в то же время для своих союзников, и положить, таким образом, конец дисбалансу в распределении сил в регионе. Другими словами, восстановить геополитический баланс.
Однако если предположить, что окончательной целью стратегии «возвращения в Азию» является сдерживание роста Китая, то, в случае успеха, вполне может создаться ситуация, когда Китай, лишенный возможности спокойно развиваться, станет источником больших потрясений. Более того, даже если сбросить Китай со счета, есть и другие угрозы положению США в регионе. Такой угрозой, например, может стать встающая на ноги Индия, вполне способная вновь нарушить баланс сил в регионе и, в конечном итоге, поставить под сомнение лидирующее положение Америки.
Резюмируем вышесказанное. Несмотря на то, что сейчас стратегия «возвращения в Азию» направлена, в первую очередь, против Китая, неправильно будет утверждать, что «обуздание роста Китая» или, более того, «нанесение Китаю полного поражения» являются ее окончательными целями просто потому, что Китай, введенный в ситуацию крайней нестабильности, может стать еще большей угрозой балансу сил в регионе, нежели сейчас.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+