Железный Феникс
АЛЕКСЕЙ БАЛИЕВ
Основа тяжёлой индустрии России – чёрная металлургия – впервые с 1990-х годов начала увеличивать сбыт своей продукции на внутреннем рынке и в СНГ.
|
|
В наступившем году потребности российского гражданского флота могут быть почти полностью удовлетворены на отечественных верфях. Ибо наш судпром получит должное количество специальной листовой стали. Эти факторы свидетельствуют, во-первых, о росте спроса на металлопродукцию именно в высокотехнологичных отраслях, во-вторых – о положительных изменениях в технологической базе отечественной экономики. И в-третьих – об успешном развитии металлургической кооперации РФ со странами Содружества.
Скажем, поставки чёрных металлов и продуктов их высокого передела в 2012-м, по данным ФТС, возросли в дальнее зарубежье только на 6,5%, а в регион СНГ – более чем вдвое. При этом доля традиционных продуктов (чугун, слябы и т. п.) составила лишь около трети в данных поставках. А почти 70% – высокий передел: сортовой и листовой прокат, ферросплавы, метизы. Новая тенденция обусловлена модернизацией многих металлургических заводов в ближнем зарубежье, по-прежнему «завязанных» на производственно-технологическую кооперацию с партнёрами в России. То есть, наша чёрная металлургия стимулирует спрос на эту продукцию и в регионе СНГ.
Что касается внутреннего рынка, в среднем на 15% возрос спрос на товары отечественной чёрной металлургии в производстве сельхозмашин, приборо-, станко- и судостроении, трубопрокате. С начала 1990-х это наблюдается впервые и связано опять-таки с ростом внутрироссийского спроса на товары группы А (т. е. тяжёлой индустрии). Что свидетельствует о серьёзной модернизации нашей промышленности и её технологической базы. К примеру, один из крупнейших в РФ литейно-прокатный комплекс в Выксе (на Среднем Урале), по словам директора тамошнего филиала «ОМК-Сталь» Олега Фёдорова, «в 2012-м официально признан в качестве основного изготовителя листового проката из стали повышенной прочности для нужд судостроения. Это позволит предприятию расширить линейку продукции».
Обозначившаяся тенденция важна и для российского трубопрокатного производства. Ибо доля импорта для нужд действующих нефте- и газопроводов страны пока достигает 35%. Что, естественно, позволяет иностранным производителям и поставщикам оказывать экономическое влияние на создание Россией новых нефте- и газотранспортных систем. А ведь это сектор стратегический! Переход на отечественные трубы устранит подобное влияние. И, естественно, создаст тысячи стабильных рабочих мест как в самой отрасли, так и на смежных производствах. Кстати, в новых нефте- и газопроводах из РФ в дальнее зарубежье (например, «Северном потоке», ВСТО-2) доля отечественных труб впервые превысила 55%.
Словом, новая индустриализация, провозглашённая президентом Владимиром Путиным в качестве основного вектора экономического развития страны, успешно осуществляется и в чёрной металлургии.
Нелишне в этой связи напомнить, что в первые годы китайских реформ (1978–1982 годы), прежде всего, повышался спрос на продукцию металлургии и тяжёлой индустрии в целом. Потому что предприятия других отраслей, в связи с их реконструкцией, остро нуждались именно в этих изделиях. А затем, по мере обеспечения спроса, к середине 1980-х, обновлённые мощности предприятий группы Б (производство товаров народного потребления) стали быстро восполнять в Китае спрос на всё более широкий потребительский ассортимент. Похоже, аналогичная тенденция наблюдается ныне и в России.
Источник: file-rf.
Рейтинг публикации:
|