До недавнего времени Арктика интересовала разве что ученых да любителей экстремальных путешествий с их поклонниками. Но буквально за считанные годы ситуация кардинально изменилась. Об этом красноречиво свидетельствует как состоявшаяся в конце января в норвежском городе Тромсе конференция приарктических государств, собравшая на сей раз свыше тысячи участников из 26 стран, так и, например, обозначившаяся на ней перспектива предоставления статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете такой совсем не северной державе, как Китай.
Российские претензии и потепление климата
Город Тромсе считается арктической столицей Норвегии
Считается, что нынешний всплеск геополитического и экономического интереса к региону вызван, прежде всего, двумя обстоятельствами. С одной стороны, активностью России, демонстративно установившей в 2007 году свой флаг на дне океана под Северным полюсом и тем самым недвусмысленно заявившей о своих территориальных претензиях и намерении активно осваивать нефтегазовые и прочие богатства Арктики.
С другой стороны, потеплением глобального климата, которое в Северном Ледовитом океане идет в два раза быстрее, чем в других частях света, и в 2012 году привело к рекордному по объемам таянию арктических льдов. Это открывает совершенно новые перспективы как для освоения арктических полезных ископаемых, так и для судоходства между Европой, Азией и Северной Америкой.
Из восьми стран, входящих в созданный в 1996 году Арктический совет, на дополнительную территорию сверх общепризнанной двухсотмильной экономической зоны претендуют сразу три государства - Дания, Канада и Россия. Кроме того, имеется длинный список других спорных пунктов. Поэтому на согласование позиций и решение правовых вопросов могут уйти годы, если не десятилетия. Так что активное участие политиков, дипломатов и экспертов всевозможным будущим конференциям по Арктике обеспечено.
Что сдерживает энергетические компании
Что же касается бизнеса, то его активность намного ниже: никакого бума коммерческого освоения арктических месторождений пока и близко нет. И дело тут не только и даже не столько в правовой неопределенности. Специалист по Арктике лондонского "мозгового центра" Chatham House Чарльз Эмерсон по заказу страховой компании Lloyds проанализировал шансы и риски арктической добычи нефти и пришел к выводу, что в настоящий момент экспансию энергетических компаний сдерживают два ключевых фактора.
Во-первых, ожидаемые расходы на освоение и эксплуатацию месторождений. Решающее значение для потенциальных инвесторов, отметил Чарльз Эмерсон в беседе с DW, будет иметь уровень мировых цен на энергоносители. В этой связи аналитик указал на сильно подешевевший в последнее время природный газ, что явилось результатом стремительного роста добычи сланцевого газа в США.
Подтверждением слов Эммерсона можно считать тот факт, что летом 2012 года российская государственная компания "Газпром" на неопределенный срок перенесла освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения. Правда, российский эксперт Марсель Губайдуллин, профессор Северного (Арктического) федерального университета в Архангельске, в беседе с DW не стал увязывать это решение с североамериканской сланцевой революцией, однако признал: "В настоящий момент создавать инфраструктуру для штокмановского проекта было бы слишком дорого".
Shell наказали антипремией за арктические проекты
Вторым ключевым фактором, сдерживающим коммерческое освоение Арктики, Чарльз Эмерсон называет растущее осознание фирмами тех многочисленных рисков, которые связаны с работой в столь труднодоступных регионах. "Речь идет не только о техническом ноу-хау, - подчеркнул аналитик, - но и о том, как может пострадать имидж фирмы, и какую юридическую ответственность ей придется нести, если что-то случится".
Буровая платформа "Куллук" комапнии Shell, севшая на мель у берегов Аляски
Наглядной иллюстрацией тезиса про угрозу имиджу стало символическое присуждение на Всемирном экономическом форуме в Давосе, проходившем параллельно с конференцией в Тромсе, премии народной антипатии Public Eye Shame Awards компании Shell.
Нынешнее "лауреатство" британо-нидерландскому нефтегазовому концерну обеспечила эксплуатация месторождений именно у арктического побережья США. А непосредственным поводом стала авария принадлежащей Shell буровой платформы "Куллук", произошедшая в самом конце 2012 года во время ее буксировки в Сиэтл. Эта авария показала, какие огромные экологические риски таит в себе глубоководная добыча нефти в труднодоступных северных регионах.
Северный морской путь: начинается бум
Потепление климата открывает новые возможности для судоходства в Арктике
В то же время в сфере логистики "арктический бум", похоже, уже начинается. Во всяком случае, объемы международных грузовых перевозок по Северному морскому пути вдоль территории России за последние три года увеличились в десять раз.
Судно, выбирающее этот маршрут, сокращает путь между, скажем, Гамбургом и Шанхаем на целых 6400 километров и тратит на него на неделю меньше, чем конкуренты, идущие через Суэцкий канал.
Российское правительство уже отреагировало на резкое увеличение грузопотоков по Северному морскому пути и на днях обнародовало планы создания десяти пожарно-спасательных комплексов, призванных обеспечить безопасность судоходства у арктических берегов России.