В эти дни (с 18 до 28 января) в Берлине вот уже в 78-й раз проходит крупнейшая в мире сельскохозяйственная ярмарка "Зеленая неделя". В ее павильонах можно за вполне умеренную плату отведать яства на любой вкус - от русских калачей и икры, до шашлыка из мяса крокодила из Руанды.
Но "Зеленая неделя" - это не только демонстрация возможностей аграрного сектора разных стран. Параллельно в рамках Глобального форума по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (GFFA) проходят научные конференции и симпозиумы. На одном из таких мероприятий речь шла, в частности, о зерновом потенциале России, Украины и Казахстана.
Место России на мировом рынке зерна
В 1913 году Российская империя была крупнейшим в мире экспортером зерна. Она тогда поставила на мировой рынок свыше 8 миллионов тонн пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы, что составило 30 процентов мирового экспорта зерна. Следом за Россией шли Аргентина (7,8 миллионов тонн), США (5,3 миллиона), Канада (2,8 миллиона), Румыния (2,5 миллиона) и Австралия (1,4 миллиона тонн).
Сейчас Москва уступила лидирующие позиции в этом секторе мировой экономики, хотя в прошлом сельскохозяйственном году - рекордном по урожайности - сумела выйти на третье место после США и Канады. На мировой рынок тогда поступило свыше 27 миллионов тонн российского зерна. В текущем же сезоне, согласно данным министерства сельского хозяйства, экспорт из России за период с 1 июля 2012 до 1 июля 2013 года может составить 15,5 миллиона тонн.
10-15 миллионов тонн - это нормальный, средний показатель в последние годы. По оценке ведущего аграрного эксперта Восточного комитета немецкой экономики Герлинды Зауэр (Gerlinde Sauer), Москва все равно играет очень большую роль на зерновом рынке. "Когда Россия не поставляет зерно на мировые рынки, то очень сильно растут цены на продовольствие, - пояснила она в интервью DW. - Так было в 2010-2011 годах, когда Россия ввела эмбарго на экспорт зерна, что привело к голодным бунтам в разных странах мира".
Житница мира?
Мировой рынок, считает эксперт, заинтересован в наращивании поставок из России, в частности, Китай, который, по прогнозу Зауэр, скоро начнет усиленно импортировать зерно. Российский президент Владимир Путин считает, что к 2020 году производство зерна в России можно будет увеличить до 120-125 миллионов тонн, а ее экспортный потенциал - до 30-35, а то и до 40 миллионов тонн. "Это вопрос будущего для миллионов людей, - заявил Путин осенью прошлого года. - Свыше миллиарда человек голодают на планете".
Немецкие политики приветствуют планы расширения присутствия России на мировом рынке зерна и активно стараются содействовать их реализации. "Россия, Украина и Казахстан могут их огромными аграрными потенциалами внести значительный вклад в повышение снабжения мирового населения продуктами питания", - заявил на одном из симпозиумов GFFA статс-секретарь Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ Роберт Клоос (Robert Kloos).
Важно, по его словам, повышать урожайность за счет технологической модернизации и освоения дополнительных площадей. Излишки же производства зерна, полагает Клоос, "можно было бы экспортировать и тем самым вносить вклад в решение всемирной продовольственной проблемы".
Экспорт - не самоцель
Герлинде Зауэр находит вполне реалистичной цель, поставленную Путиным. "Если будет расширено производство и повышена урожайность, то на 40-50 процентов можно будет увеличить производство зерна", - сказала она корреспонденту DW.
А что думают об увеличении российского экспорта зерна сами российские хлеборобы? "Мы не рассматриваем экспорт, как самоцель. Экспорт - это инструмент для поддержания высокой ликвидности на зерновом рынке России, получения доходов зернопроизводителями и уже на этой основе проведения технологической модернизации, а также расширения объемов производства", - так ответил на вопрос DW вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
Корбуту нет дела до политической составляющей этой темы, его не интересует тезис о том, что Россия, дескать, может накормить весь мир, хотя и считает это вполне реальным. Главное для него - доходы отечественных зернопроизводителей, а экспорт излишков - всего лишь метод не допустить обвала цен на внутреннем рынке. "Избыток зерна на внутреннем рынке душит цены и лишает стимулов наращивать производство", - объяснил он.
Политика и коммерция
Но не все так просто. "Цена на мировом рынке полностью коррелирует с внутренней, - добавил Александр Корбут. - Российский рынок зерна существует в открытой экономике, и если зерна на мировом рынке будет слишком много, то и цены в России на него упадут".
Это означает, что российские производители зерна заинтересованы не в безграничном наращивании производства, а в его росте лишь до уровня, который будет обеспечивать им стабильно высокие цены как на внутреннем, так и на мировом рынках.
"Мы заинтересованы только в том, чтобы были хорошие, высокие доходы у фермеров, у тех, кто производит зерно, - констатировал Корбут. - Будет спрос и адекватная цена, произведут столько, сколько рынок потребит". По словам Корбута, чисто технологически и при наличии соответствующего финансирования 120-150 миллионов тонн в год Россия может производить "в обычном, довольно ленивом режиме". Источник: dw.de.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 253
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 784
Рейтинг поста:
Ведь недаром статья названа "Может ли Россия стать житницей мира? "