Освоение арктических месторождений углеводородов остаётся за государственными компаниями «Роснефть» и «Газпром».
На вчерашнем совещании правительства в Новом Уренгое, посвящённом разработке арктического шельфа, возобладала здравая, государственническая позиция: наша северная углеводородная кладовая будет и дальше осваиваться исключительно госкомпаниями – «Роснефтью» и «Газпромом». Противоположная новация, продвигаемая Министерством природных ресурсов, – «либерализовать шельф», допустив на него частные компании в качестве полноправных игроков, – была отвергнута с формулировками «доработать вопрос» и «отправить на согласование».
Таким образом, шельфовые ресурсы нашей части Северного Ледовитого океана, которые, при оценке в 76 миллиардов тонн условного топлива, более чем в 7,5 раза превышают разведанные запасы всей континентальной России, останутся, во-первых, российскими (иностранцы лицензий не получат), а во-вторых, государственными. Госкомпании смогут разрабатывать их целиком своими силами или, при необходимости, в совместных проектах с частниками-миноритариями. Частный бизнес сможет получить самостоятельную лицензию на участок шельфа лишь в том случае, если от месторождения отказалась госкомпания – притом ни сроки, ни способы подобной «приватизации дна» так и не были вчера утверждены правительством.
В то же время госкомпании, по единодушному прогнозу специалистов, в скором времени получат от кабмина лицензии на все ранее запрошенные участки арктического шельфа: 17 участков отойдут «Газпрому», 12 – «Роснефти». Для этого последней оказалось достаточным подтвердить намерения выйти в требуемый срок на минимально установленный уровень изученности морского дна, необходимый для завершения начального этапа геологоразведочных работ: 0,35 погонных км на 1 кв км площади. Для решения этой задачи, по словам президента «Роснефти» Игоря Сечина, госкомпания планирует вложить в шельфовые проекты более 1,2 трлн руб за десять ближайших лет.
«При этом у нас есть финансовые источники для этого, в том числе и у наших партнёров, – подчеркнул Сечин. – Кто ещё может пойти на такие затраты?»
В самом деле, одним из главных аргументов против допуска частных компаний на арктический шельф было простое обстоятельство: практически никто из них не в состоянии подверстать под такие проекты необходимые финансовые ресурсы. Поэтому единственное, что сможет делать частник, дорвавшийся до шельфа, – «торговать своим правом участия», как заявил в свое время Владимир Путин. Подобная торговля, однако, грозила бы уже национальным интересам России, поскольку была бы сопряжена с трудно контролируемой экспансией иностранного капитала в такой стратегический сегмент отечественного ТЭКа, как добыча нефти и газа в Арктике.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+