Когда в сентябре 2012 года Европейская комиссия сообщила о начале следствия против Газпрома по подозрению в создании препятствий для конкуренции, новость произвела эффект разорвавшейся бомбы. Большинство европейских стран, как нам известно, полностью или в значительной мере зависят от поставок природного газа этой компанией. Ей удалось добиться для себя почти что монопольного положения на импорт газа в Европу с помощью двусторонних соглашений с государствами-членами, действия которых, к сожалению, не отличались согласованностью. В первую очередь это касается Германии, которой Газпром согласился предоставить льготные цены по долгосрочным контрактам. Кроме того, Газпром владеет акциями нескольких европейских газораспределительных компаний и, таким образом, держит под контролем всю промышленную цепочку от добычи до транспортировки и реализации, - пишет французское издание L'Express.
Европейская комиссия недовольна тем, что он злоупотребляет своим доминирующим положением: не дает конкурентам предложить европейцам более выгодные условия продажи и ставит чрезмерно высокие тарифы. В значительной мере это объясняется тем, что газовые контракты предусматривают индексацию цен в зависимости от котировок нефти. В большинстве стран это ведет к взлету цен для конечных потребителей. Во Франции, где они до сих пор устанавливаются государством, такая ситуация означает убытки для импортеров и в первую очередь GDF/Suez.
Другими словами, Еврокомиссия стремится навести порядок. Нам неизвестно, какие результаты даст это следствие. Быть может, эксперты в конечном итоге придут к выводу, что действия Газпрома не нарушают норм европейского рынка. Но мне так не кажется. Над Газпромом нависла немалая опасность, так как в теории Европейская комиссия может наложить штраф в объеме до 10% оборота нарушившего антимонопольные правила предприятия.
Ответ Владимира Путина не заставил себя ждать. После оглашения новости о начале следствия он запретил Газпрому предоставлять какую-либо информацию Еврокомиссии без прямого указания правительства.
Так какая же муха укусила Европу, раз она решила попытаться заставить нашего российского партнера следовать нескольким правилам честной игры, которые всего несколько лет назад совершенно ее не заботили? Остались далеко в прошлом те времена, когда благодаря лоббированию бывшего немецкого канцлера Герхарда Шредера, который вошел в руководство оператора «Северного потока», российскому предприятию удалось реализовать своей проект газопровода (он идет напрямую из России в Германию в обход балтийских стран).
Сегодня же прибалты заупрямились. Кроме того, поводом для действий европейского комиссара по вопросам конкуренции Хоакима Альмунии (Joaquin Almunia), без сомнения, стало отношение России к Литве. Правительство этой бывшей советской республики и члена Европейского Союза с 2004 года пожелало (в полном соответствии с европейским законодательством) работать с распределительной компанией, которая бы не была связана с поставляющим газ по трубопроводам предприятием. То есть Газпромом. И тот в ответ пригрозил литовскому правительству значительным повышением цен.
Эта угроза была признана вполне реальной и совершенно неприемлемой. Европейский Союз решил, наконец, заявить о себе. Как бы по чистой случайности, на Газпром, активы которого принадлежат близким соратникам президента Российской Федерации, обрушился все нарастающий вал критики со стороны российской власти. Счетная палата проводит аудиторскую проверку. Другие крупные российские производители и поставщики стремятся составить конкуренцию Газпрому. Компания «Новатек» (ее глава был одним из учредителей петербургского клуба дзюдо, должность почетного президента которого занимает Владимир Путин) наращивает свою долю рынка при поддержке Кремля. Как бы то ни было, все это не решает проблему слишком сильной энергетической зависимости Европы.
Выводы:
— У Европы нет собственной энергетической политики, потому что государства и их предприятия до сих пор (ошибочно) отдавали предпочтения двусторонним договоренностям с такими операторами как Газпром. Таким образом, действовать должна Еврокомиссия.
— Российская модель газовой ренты (она состоит в закупке среднеазиатского газа по низким ценам с последующей перепродажей в Европе по высоким тарифам) едва ли можно считать уместной в условиях снижения спроса и конкуренции со стороны сланцевого газа.
— Главный вывод касается Европы. Когда она действует как полноправная и единая экономическая сила, то вновь берет в руки собственную судьбу, которая отчасти непременно касается и энергетики. Источник: oilru.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 811
Рейтинг поста:
--------------------