Турция на государственном уровне оказывает поддержку сепаратистским силам Ирана. Об этом, а также об имеющихся в турецко-иранских отношениях проблемах корреспондент Panorama.am провел беседу с ирановедом Арменом Исраеляном.
-Как Вы оцениваете нынешний уровень отношений между Турцией и Ираном?
-Несмотря на то, что лидеры Ирана и Турции в ходе официальных встреч заявляют, что страны находятся в добрососедских и дружественных отношениях, тем не менее, в действительности, существует ряд проблем, которые являются причиной формирования атмосферы взаимного недоверия между странами.
Несмотря на ряд проблем в двусторонних политических отношениях, в условиях применения экономических санкций Иран пытается сохранить с Турцией нормальные отношения, однако поведение Анкары заставляет Тегеран иногда идти на резкие меры.
Если политическое руководство Ирана пытается объяснить имеющиеся с Турцией проблемы с помощью озвучивания деликатных дипломатических заявлений, то высшее военное руководство Ирана в лице начальника Генштаба ВС, склонно придерживаться более резкой позиции.
-Какие проблемы, на Ваш взгляд, существуют в двусторонних отношениях?
-В региональных вопросах, в частности, в сирийском вопросе, Иран и Турция придерживаются однозначно различных подходов. Анкара видит путь решения сирийского кризиса в свержении власти Башара Асада и оказывает содействие сирийским вооруженным оппозиционным группировкам, а Тегеран считает, что сирийский кризис должен быть решен путем достижения национального согласия между представителями различных политических и общественных групп в Сирии, в результате чего путем выборов должно будет сформировано переходное правительство.
Турция официально обвиняет Иран в содействии членам террористической группировки Рабочая партия Курдистана (РПК). Именно поэтому за день до начала была отменена трехсторонняя встреча глав МИД Ирана, Турции и Азербайджана, которая должна была состояться в Эрзруме. Позднее, из-за размещения ЗРК «Patriot»на турецко-сирийской границе президент Ирана отклонил приглашение турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана посетить Анкару.
-Известно, что действующие в Азербайджане пантюркистские силы постоянно спекулируют проблемами тюркоязычного населения Ирана –иранских азари. Какова роль Турции в этом?
-Если раньше Турция демонстрировала, что ведет нейтральную политику по этому вопросу, то сейчас Анкара на государственном уровне стала поднимать вопрос о проблемах тюркоязычного населения Ирана. По информации иранских СМИ, на днях турецкий государственный телеканал «TRT» назвал иранские провинции с тюркоязычным населением «Южным Азербайджаном», затем добавил, что проживающие в Иране 30 млн азари подвергаются давлениям.
Кроме этого, недавно в Анкаре организация «Национальный совет азари» и «Национальный освободительный фронт Южного Азербайджана» организовали конференцию на тему «Роль Южного Азербайджана в тюркском мире», на которой присутствовали бывшие и нынешние государственные чиновники Турции.
Более того, антиизраильская и антиамериканская направленность сценария многосерийного фильма «Горная долина волков», транслируемого в эфире одного из телеканалов, близких к возглавляемой премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом партии, сменилась на антииранскую.
Авантюристская политика Турции создает угрозу Ирану и не понравится России. Комментирует Р. Сафрастян
Политика Турции в регионе направлена на повышение собственной роли и становление Анкары региональным силовым центром. Об этом в интервью Panorama.am заявил директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении Рубен Сафрастян.
По его словам, такая политика не обоснована геополитическим авторитетом Турции. «Я бы назвал такую политику авантюризмом. И это понимают во многих странах. Политику Турции можно охарактеризовать также как неоосманскую, которая критикуется различными западными кругами», – сказал Р. Сафрастян.
Он отметил, что объявленная Турцией политика «ноль проблем с соседями» на самом деле стала политикой «ноль равных отношений с соседями».
«Эта политика ясно проявилась в отношениях с Сирией и Египтом. Устанавливая же у себя противоракетные комплексы, Турция создает угрозу безопасности Ирана. Позицию Турции по Ираку многие оценивают как опасную с точки зрения территориальной целостности этой страны. Говорить о политике Турции в отношении Армении излишне. Фактически, Турция, заявляя о намерении иметь „нулевые проблемы” с соседями, создала еще большие проблемы», – подчеркнул востоковед.
Р. Сафрастян также отметил, что Турция и Азербайджан пытаются путем оказания давления выудить у Армении односторонние уступки, что является недальновидной политикой.
«Уверен, что ни одно правительство Армении не пойдет на эти уступки. Следует отметить, что в последнее время значение Азербайджана для Турции возросло, поскольку разработана совместная программа по экспорту азербайджанского газа в Европу через территорию Турции, что в некоторой степени составляет конкуренцию проекту „Набукко”. Азербайджан стал первым инвестором в экономику Турции, и речь идет о десятках миллиардов долларов. Азербайджан продает Турции газ по более низкой цене, чем Россия или Иран. А Турция перепродает этот газ в европейские страны, получая громную прибыль. То есть, кроме „братского” и геополитического фактора, наличествует также серьезная экономическая составляющая, что является важным обстоятельством, которого не было последние несколько лет», – заявил Р. Сафрастян.
Директор Института востоковедения проинформировал, что Азербайджан осуществляет программы по созданию собственного ВПК, где немалую роль играет также Турция, которая намерена наладить в Азербайджане производство турецких танков.
«Это турецкие танки, соответствующие стандартам НАТО. Азербайджан пытается осуществить амбициозную программу вооружения, которая создаст для него соответствующую базу натовского, а не российского вооружения. Если реализация этой программы Турцией в дальнейшем расширится, то это станет стратегическим фактором и вызовом для всего региона, что, полагаю, направлено на изменение соотношения сил в регионе в пользу Азербайджана. Турция проводит очень опасную политику, которая, не понравится, особенно, России», – заявил Р.Сафрастян.
Обратившись к вопросу Геноцида армян в Османской империи 1915г., политолог отметил, что в последнее время все больше число представителей турецкой интеллигенции, а также студенты проявляют интерес к данной теме, поскольку на протяжении десятилетий турецкая пропаганда искажала этот вопрос, запрещая говорить по теме Геноцида армян.
«Однако на этом фоне в Турции усиливается пропаганда армяноненавистничества, результатом чего являются последние убийства армян, усиливается также давление на армянскую общину. Представители общины хорошо чувствуют это. Недавно я прочел, как представитель армянской общины Турции заявил, что к общине возвращается чувство страха, которое наличествовало в годы Геноцида, и есть обеспокоенность, что эти события могут повториться. С одной стороны, широкие слои турецкого общества знакомятся с проблемой Геноцида армян, с другой – усиливается давление на армян. Интерес передовой части турецкого общества к вопросу Геноцида армян в какой-то мере обусловлен усиливающимся давлением на армянскую общину Турции», – резюмировал Р. Сафрастян.
Источник: Panorama.am Источник: panorama.am.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 345
Рейтинг поста:
И хватит тянуть с переносом столицы в Тебриз; нейтрализовать азербайджанский север страны Аятолла Хаменеи давно предлагал.