Тревожные сходства между ошибками Вашингтона и Еврозоны
В течение последних трех лет американские лидеры относились к управлению кризисом евро в Европе с едва скрываемым презрением. В Белом доме и на Капитолийском холме не верили, что европейские политики могут проявлять такую некомпетентность при решении экономических проблем; такую склонность к кратковременным мерам, принимаемым в последнюю минуту; и могут быть настолько неспособны согласовать долгосрочную стратегию для единой валюты. Такая критика была справедливой, однако теперь ее авторам следует избавиться от «бревна в собственном глазу». Возможно, американская экономика находится не в таком плохом состоянии, как европейская, однако неудачи ее политиков – символом которых стало соглашение, достигнутое после 11-часового обсуждения, по поводу предотвращения падения с «фискального обрыва» - предполагают, что схема нарушения нормальной деятельности политиков в Вашингтоне аналогична схеме, существующей е Еврозоне. При этом можно выделить три направления.
Проволочки при решении проблем – это такой трансатлантический вид спорта
Во-первых, следует отметить неспособность пойти дальше простого «латания дыр». Кризис евро усугубился из-за того, что европейские политики раз за разом не могут решить проблему, связанную со структурной слабостью единой валюты, вместо этого они принимают временные меры, о которых они обычно договариваются значительно позже полуночи. В Америке другие проблемы. Вместо неизбежного долгового кризиса, который грозит многим европейским странам, Америка должна устранить огромный многолетний разрыв между обязательствами по налоговым поступлениям и расходам, в особенности в сфере здравоохранения, не поставив при этом экономику в слишком тяжелое положение в краткосрочной перспективе. Однако американские политики сами проявляют такую же склонность к проволочкам при решении проблем в последнюю минуту. Недавнее соглашение, достигнутое после продолжительной дискуссии между сенаторами-республиканцами и Белым домом накануне Нового года, одобренное Сенатом в первые часы Нового года и Палатой представителей позднее в этот же день, позволило предотвратить угрозу наступления рецессии. При этом в большинстве своем было исключено масштабное повышение налогов, намеченное на 1 января, за исключением налогов для очень богатых людей. Кроме того на время отложено возможное сокращение расходов. Как многие европейские саммиты, посвященные кризису, данное соглашение позволило предотвратить полную катастрофу: вместо того чтобы «выжать» из экономики 5% (что произошло бы в случае фискального обрыва), процесс сокращения будет более управляемым, а его объем в 2013 г. составит чуть больше 1% от ВВП. В результате рынки оживились.
Но надолго ли? Автоматическое сокращение расходов отложено всего на два месяца, и к этому времени Конгресс также должен проголосовать за повышение верхнего предела долга, если Министерство финансов сможет и дальше оплачивать свои счета. Так что в ближайшем будущем конфронтация по поводу бюджета усилится. Кроме того временная мера не решила основные фискальные проблемы Америки. Ничего не было сделано для контроля разрушительных расходов на причитающиеся по праву выплаты в сфере пенсионного обеспечения и здравоохранения (доля последнего по отношению к ВВП может удвоиться в течение последующих 25 лет); ничего не сделано для усовершенствования ужасно сложного и искаженного американского налогового кодекса, включающего более 1 триллиона долларов вычетов; и практически ничего не сделано для устранения огромного структурного дефицита бюджета США. (Одно только максимальное повышение налоговых ставок не даст больше денег). Если смотреть на это не сквозь призму двухмесячной перспективы, то данное решение стало полным провалом. Окончательное соглашение принесло меньше налоговых поступлений, чем предлагал Джон Бейнер, республиканский спикер Палаты представителей, во время переговоров, и оно не включает никакие реформы компенсационных выплат, которые планировал президент Барак Обама.
Такой удручающий результат обусловлен чрезмерным давлением со стороны заинтересованных групп - при этом возникает вторая, неудачная параллель с Европой. Неспособность европейцев быть выше ограниченных национальных интересов - идет ли речь о том, кто платит за спасение, или кто осуществляет банковский надзор - не позволяет им достичь важных компромиссов, необходимых для безопасного будущего единой валюты. Американские Демократы и Республиканцы одинаково неспособны прийти к важному соглашению; обе стороны слишком зависят от сторонников крайних мер, находящихся в рядах их партий, и слишком сконцентрированы на получении уступок от другой стороны, чтобы непрерывно работать над защитой финансового будущего страны. Третья параллель заключается в том, что политики нечестны с избирателями. Подобно тому, как канцлер Ангела Меркель и президент Франсуа Олланд стараются не говорить немцам и французам правду о том, чего будет стоить спасение единой валюты, ни г-н Обама, ни республиканские лидеры не имеют достаточно смелости, чтобы сказать американцам, что на самом деле придется сделать для устранения фискального хаоса. Демократы делают вид, что государственная программа медицинской помощи престарелым или социальной защиты не нуждается в изменениях. Решения Республиканцев всегда включают неопределенное сокращение расходов, а любое повышение налогов они рассматривают, как явление социализма. Каждая сторона предпочитает обвинять другую, усиливая раскол, который препятствует прогрессу.
Решение сегодня, новые трудности завтра
Оптимисты будут утверждать, что Америка вряд ли в ближайшем будущем столкнется с долговым кризисом, подобным европейскому, однако здесь есть и свои проблемы. Один положительный побочный эффект европейского кризиса заключается в том, что он заставил страны Еврозоны увеличить пенсионный возраст и оптимизировать свои обязательства в области пенсионного обеспечения и здравоохранения. Америка, имеющая крупнейший структурный дефицит бюджета среди богатых стан, кроме Японии, будет резко выделяться из-за своей неспособности справиться с фискальными последствиями старения населения. Процесс старения в Америке не такой быстрый, как в Европе, но в условиях роста долга и снижения уровня делового и потребительского доверия, в конечном счете кризис будет более болезненным. Ужасно, как показало недавно достигнутое соглашение, до какой степени г-да Обама и Бейнер не осознают, насколько более серьезный ущерб наносят их политические пристрастия стране. Государственная безопасность означает не только количество имеющихся в наличии танков или ракет. Из-за неудачи при решении проблем, связанных с единой валютой, репутация Европы на мировой арене пошатнулась. Почему развивающиеся страны должны доверять американскому руководству, когда оно, судя по всему, не может решить собственные проблемы? И пока крупнейшая западная демократия ослаблена, Китай принимает решения и двигается вперед. Недавно Обама похвалился, что выполнил свое обязательство, повысив налоги для богатых. На самом же деле, снова не сумев устранить основную финансовую проблему Америки, президент и республиканские лидеры строят Брюссель на реке Потомак.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist Источник: Forexpf.ru.
Рейтинг публикации:
|