В ближайшие годы на инфраструктурное развитие России будут направлены сотни миллиардов рублей дополнительных нефтегазовых доходов страны. За треволнениями вокруг «закона Димы Яковлева» почти незамеченным остался другой федеральный закон, подписанный 27 декабря президентом России Владимиром Путиным. Назван он длинно, но понятно: «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета».
Полностью закон уже опубликован в «Российской газете»; на президентском же сайте приведена краткая справка, объясняющая смысл изменений: «...После достижения нормативной величины Резервного фонда не более половины дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета могут направляться на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком их реализации...»
Как принято говорить в таких случаях, за сухими строчками закона скрываются масштабные изменения, которые ожидают нас уже в ближайшее время. Впервые за постсоветскую историю России нефтегазовые доходы страны не только пойдут на текущие бюджетные траты или будут сложены в кубышку стабилизационных фондов, но и станут направляться в наиболее приоритетную сферу развития любой национальной экономики – в инфраструктуру. Не секрет, что на протяжении нескольких последних лет, отличающихся высокими ценами на углеводороды, принципы распоряжения российскими нефтегазовыми сверхдоходами оставались не до конца понятными широкой публике. Было не совсем ясно, для чего нужно бесконечно насыщать деньгами резервные фонды страны, которые, к тому же, размещены в иностранных облигациях, в то время как в самой России в избытке мест и направлений, где эти деньги жизненно важны. Аргумент о «подушке безопасности», спасшей российскую экономику в кризис 2008–2009 годов, выглядит, конечно, сильно – однако с той поры прошло три вполне благополучных года, а нефтегазовые доходы так и продолжали фактически изыматься из экономики страны.
И вот теперь в подобную практику внесены принципиальные коррективы. Начиная с 2013 года, станет возможным направлять лишние миллиарды туда, где они нужнее всего: на развитие транспортной сети, строительство новых энергетических объектов, завершение федеральных «долгостроев», инвестиции в сферу связи и коммуникаций и т. д. – то есть на всё то, что объединяется понятием «инфраструктура» и что двигает экономику вперёд.
Как же будет работать новая схема перераспределения нефтегазовых доходов? Исходя из введённого правительством РФ «бюджетного правила», расходы федерального бюджета привязываются к цене на нефть марки Urals, рассчитываемой по довольно сложной формуле. На 2013 год эта базовая цена составляет $91 за баррель нефти – при её нынешней реальной цене в $109. Если, как это происходит сегодня, фактическая цена на углеводороды превысит расчёты и Россия получит дополнительные нефтегазовые доходы, они будут направлены на пополнение Резервного фонда. Пополняться он будет до тех пор, пока не достигнет 7% от ВВП страны. А вот всё, что окажется выше этого показателя, будет потрачено, в соотношении 50:50, на инфраструктурные проекты и на пополнение Фонда национального благосостояния, служащего для поддержания Пенсионного фонда России.
Сегодня объём Резервного фонда страны составляет 1,9 трлн рублей ($61,4 млрд.), или 3,5% от ВВП. Нетрудно посчитать, что до заветной цифры в 7% Резервному фонду недостаёт такой же суммы. Однако, не дожидаясь этой цифры, Владимир Путин уже сегодня изымает из кубышки сто миллиардов рублей на инфраструктурные проекты. Об этом президент заявил в недавнем Послании Федеральному собранию, об этом же он напомнил и на последней встрече с правительством – добавив, что это «не какая-то хотелка» и «не пуск под откос бюджетного правила», а согласованные с Минфином действия. Данное президентское решение свидетельствует о том, что расходование нефтегазовых денег на развитие России будет осуществляться и впредь – и не всегда только по формальным правилам, но и подобными «единовременными» президентскими решениями. Кроме того, в недрах Минэкономразвития активно обсуждается и периодически выносится на рассмотрение общества идея снизить планку наполняемости Резервного фонда с 7% до 5% – а всё, что сверх того, направлять на реализацию тех или иных проектов в стране.
Остается добавить, что крупнейшим налогоплательщиком в России – не только среди нефтегазовых компаний, но и в масштабах всей экономики страны – в 2012 году, как и годом раньше, станет компания «Роснефть», которая выплатит по итогом года в бюджеты всех уровней около 1,7 трлн рублей – и это не считая многомиллиардной чистой прибыли, которая отойдёт главному акционеру компании, государственному «Роснефтегазу». Таким образом, «Роснефть» не только остаётся основным донором бюджета страны, но и превращается в главный локомотив инфраструктурного развития России.
Иван Москвин. Источник: Информационный центр Aftershock.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 3966
комментариев 2959
Рейтинг поста:
В Ваших словах есть зерно истины, думаю что ее увидят те кому положено.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2345
Рейтинг поста:
--------------------