От Туниса до Египта, избиратели, выбравшие исламистские партии, испытывают глубокое сожаление.
Уличный торговец Мохаммед Буазизи, сжег себя 17 декабря 2010 года и зажёг "арабскую весну". Два года прошло, и люди теперь спрашивают, изменилась ли их жизнь к лучшему под исламским правлением.
Последние опросы показывают, что тунисцы сегодня менее в восторге от политического ислама, нежели год назад, когда они избрали партию Эннахда. Тем не менее, правящее исламистское движение все еще в лидерах в опросах общественного мнения.
Молодой житель Туниса Моэз Джабли говорит, что тунисцы, кто голосовал за Эннахда, рассчитывали на умеренный ислам и безопасное государство.
"Вместо этого, они получили отсутствие безопасности, угрозы свободе и провал в исполнении требований народа, особенно молодежи", говорит он. "Этим объясняется охлаждение в доверии между тунисцами и Эннахда".
Эннахда сделала много привлекательных обещаний в ходе предвыборной кампании. Движение пообещало создать 400 тысяч рабочих мест в течение пяти лет. Оно также пообещало защитить современную идентичность страны и поддержать "Кодекс личного статуса" (1956), который защищает права женщин. Но партия разочаровывает своих избирателей.
Через год после получения большинства мест в новом Учредительном Собрании, Эннахда потеряла доверие 31% своих избирателей. Ноябрьский опрос, проведенный тунисским исследовательским институтом "3C Etudes" установил, что 31,4% тунисцев будет голосовать за Эннахда, если парламентские выборы состоялись бы в настоящее время. Эта цифра была равна 48% в апреле.
Опрос также показал, что худший рейтинг для правящей партии был получен от респондентов в Сиди-Буазид (Sidi Bouzid). Парадокс, Эннахда имеет самую низкую оценку по стране - всего 19% - в колыбели революции. И когда там спросили указать кандидата на пост президента, только один процент респондентов выбрал лидера партии Эннахда, Рашида Ганнуши. Свергнутый президент Зин аль-Абидин Бен Али имеет более высокий рейтинг - 1,2%.
В интервью в сентябре Ганнуши отнес снижение популярности Эннахда к факту прихода к власти. "Это власть", сказал он, "Известно, что власть разлагает, и появляются различия между теми, кто говорит о высоких идеалах и теми, кто не оправдывает доверие первых… Также есть разница между теми, кто даёт словесные обещания, и теми, кто обязан обеспечить людей продуктами питания, безопасностью и лекарствами".
Многие объясняют снижение доверия исламистским политикам провалом исполнения целей революции. Другие указывают на появление салафитского насилия и беззакония.
Некоторые наблюдатели тунисской политической сцены говорят, что нападения салафитов на американское посольство в Тунисе 14 сентября нанесло урон общественному восприятию исламистского правительства и образа Туниса за рубежом.
"Эннахда стоит у руля Министерства Внутренних Дел, поэтому она несет ответственность за спад уровня безопасности в стране и насильственные события, которые затронули многих", говорит Мохамед Бен Йеддер, глава Ассоциации Молодых Маркетологов (AJMT) . "Необходимо положить конец насилию салафитов", добавляет он.
Многие из тех, кто наиболее разочарован исламистской партией, когда-то были среди наибольших её сторонников. Салва Ркик, безработная женщина, рассказывает: "Стало ясно, что всё правительство во главе с исламистами не служат делу народа, но планирует сохранить себя во власти и контролировать все стороны государства... Я думаю, именно поэтому растет недоверие к ней в различных кругах общества".
Со своей стороны, Мохамед Ибрагми, депутат Учредительного Собрания от оппозиционного блока, говорит, что тунисцы были обмануты исламистской партией, которая назвалась религиозной.
"Очевидно, эта партия приняла религию в качестве средства, чтобы захватить и удержать власть", утверждает он.
Политик не одинок в своей оценке, много людей, которые помогали избираться Эннахда, не будут делать этого снова. Абдул Вахид Махджуба среди них.
"Это правда, что я голосовал за Эннахда твердо и без какого-либо давления", говорит он. "Я был полон надежды, что требования тунисской революции будут достигнуты. Я думал, что это была бы лучшая партия для достижения этих целей. Сейчас я чувствую угрызения совести после того как они отказались от своих обещаний нам... Я не буду совершать ту же ошибку на следующих выборах. Я буду выбирать лучшее".
Но, для Ганнуши перемены наступили. "Если мы сравним Тунис с похожими революционными государствами, мы увидим, что ситуация в Тунисе гораздо лучше, и страна переживает экономическое восстановление с уменьшением безработицы", сказал он в октябре.
"С тех пор, как правительство пришло к власти, 95000 граждан нашли работу. Мы приступали к правлению при развитии минус 2%, а сегодня это 3,5%".
Аналитик Алайя Аллани объясняет разочарование большими изменениями в повседневной жизни тунисцев. Впервые, люди видят по два-три нападения салафитских движений каждый месяц. И они говорят, что нет никакой надежды на передышку. Граждане скептически относятся к способности нынешней власти поддерживать современный характер тунисского общества, а также исправить падение уровня безопасности. Их будущее очень зависит от стабильной страны, говорят они, так как без безопасности не может быть никакого экономического процветания.
Хотя еще слишком рано говорить о возможности дальнейшего исламистского управления политикой, Аллани отмечает: "Кажется, что в Тунисе политический ислам не сможет руководить страной в одиночку после следующих выборов в 2013 году. Многие социологи ожидают, что Эннахда выиграет не более, чем между 20 и 25 процентами голосов избирателей".
Египетский эффект
Вызовы и проблемы в странах "арабской весны", такие как опасения по поводу появления радикальных салафитских течений, открыто заявляющих о своём террористическом характере, на самом деле возросли с момента свержения бывших режимов, заявляет аналитик Зин аль-Абидин Ульд Мохамед.
Ульд Мохамед был среди ученых и аналитиков, которые встретились в Тунисе в прошлом месяце для изучения последствий арабской весны, препятствий на пути демократии и последствий революций. Магрибский Форум, который завершился 21 ноября, был организован известным тунисским социологом Монсефом Ванас, который предупреждал о рисках демократических преобразований в Тунисе и Египте.
"Мы видим поразительную египетскую модель. Братья-мусульмане добились успеха в Египте, но теперь у них есть желание сделать конституционные поправки для иммунизации своих решений, чем создать опасную диктатуру", добавляет он, "И это может иметь серьезные последствия для стран Магриба".
Он утверждает, что Братья-мусульмане всегда имели влияние на исламистов в Рабате, Триполи, Алжире, Тунисе и Нуакшоте. "Мы не должны рассматривать египетский кризис в качестве отдельного вопроса, так как, если исламисты продемонстрировали свой недемократический план без всякого уважения к либеральным политическим силам, то это будет поощрять исламистов в странах Магриба к дальнейшему подавлению свободы", говорит он.
Михаил Ахмед, египетский ученый, который бежал из страны и попросил политического убежища в Нидерландах, также обеспокоен тем, что Магриб может почувствовать последствия того, что происходит в Египте: "Есть опасения, что новые диктатуры Братьев-мусульман могут найти свой путь в арабских странах Магриба, где исламисты пришли к власти, как Марокко, Тунис и Ливия… Люди в арабском мире не хотят, чтобы это стало результатом их революций, за которые они заплатили так дорого. Люди не хотят видеть исламистский захват революционных стран и превращение их в маленькие диктатуры после того, как они увидели, что достижение свободы возможно.
Между тем, Ганнуши рекомендует потерпеть. "Мы развивающаяся демократия и мы учимся демократии и не претендуем, чтоб получить или добиться её в первый год. Мы обучаемся и не говорим, что наша ситуация является совершенной", говорит он.
Источник: magharebia.com Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 754
Рейтинг поста:
Эх, только выборов у тебя, я боюсь уже не будет .