На этой неделе западные центры силы во главе с США руками послушного им генсека ООН Пан Ги Муна предприняли первую попытку официально узаконить так называемые «гуманитарные интервенции». Скрывающееся за этой лукавой формулой вооруженное вмешательство во внутренние дела независимых государств под предлогом противодействия массовым нарушениям прав человека и военным преступлениям впервые было апробировано в 1999 года против Югославии.
Тогда авиация Североатлантического альянса 78 дней бомбила суверенную страну, что привело к гибели нескольких тысяч человек – в основном гражданских лиц. Да и мирные албанцы – о которых на словах пеклась НАТО – не оценили гуманизм Брюсселя. Около 1 миллиона косоваров были вынуждены искать спасения от натовских бомб и ракет в соседних Албании и Македонии. Международному разбою были рады только албанские боевики, развернувшие в Косово под военным прикрытием альянса антисербские «этнические чистки».
Аккурат спустя 10 лет после завершения той операции Запад высказал намерение расширить ареал «гуманитарных интервенций» и одновременно придать им международно-правовую базу. В качестве «пробного шара» запущен доклад генсека ООН, в котором тот изложил свое видение принципа «ответственность по защите», прописанного в решениях Всемирного саммита ООН 2005 года. Тогда он был сформулирован как стремление Объединенных Наций совместными усилиями способствовать предотвращению таких тягчайших преступлений, как геноцид, «этнические чистки», военные преступления и преступления против человечности. Теперь настала необходимость выработать механизм его реализации – но этот механизм видится Западу и генсеку ООН весьма своеобразно.
В своем докладе, вынесенном на заседание Генеральной Ассамблеи ООН 28 июля, Пан Ги Мун, сославшись на действительно трагический опыт Руанды 1994 года, призвал «превратить обещание ответственности по защите в практическую плоскость» и давать «своевременный и решительный ответ» на нарушения прав человека. По словам генсека ООН, «самоуспокоенность и цинизм часто мешают ООН действовать так своевременно или так эффективно, как это должно быть».
Безусловно, идея наделить мировое сообщество реальными возможностями и полномочиями для предотвращения военных преступлений можно только приветствовать. Однако не может не настораживать, что призывы к «гуманитарным интервенциям» от имени ООН раздаются в то время, когда США и другие западные державы открыто угрожают суверенным государствам, таким как Иран или Судан, проводят военные операции на территории Пакистана, но при этом не спешат сделать выводы из прежних «гуманитарных интервенций». Речь, по сути, идет о попытке зафиксировать на уровне ООН право на вооруженное вмешательство в дела тех стран, где по мнению «сильных мира сего» (читай – США, НАТО и Европейского союза) грубо нарушают права человека. Это позволило бы ведущим мировым державам осуществлять «гуманитарные интервенции» против неугодных им режимов, не обременяя себя принципом уважения государственного суверенитета.
Настораживает, что активнее других в защиту «гуманитарных интервенций» выступает Ватикан, который своим провокационным признанием независимости Хорватии в конце 1991 года фактически дал сигнал массовым преступлениям против человечности, охватившим просторы бывшей Югославии. Не называя конкретные государства, представитель Святого Престола при ООН заявил, что их власти «не справились с задачей защищать своих граждан и в действительности помогали совершать преступления, не исполняя свои главные функции. Они должны оказаться перед лицом юридической ответственности как за свои действия, так и за свое бездействие».
Адресаты подобных обвинений хорошо известны. Это те государства, чьи правительства проводят неугодный Западу курс и потому, по мнению архитекторов «нового мирового порядка», должны быть отстранены от власти насильственным путем. За последние десять лет США и их союзники дважды проводили подобные акции. Помимо Югославии, в марте 2003 года с внешней интервенцией без санкции ООН столкнулся Ирак. Тогда, правда, в списке претензий фигурировало создание оружия массового уничтожения (ОМУ), которым якобы занимался Саддам Хусейн. Несмотря на самые тщательные поиски, ОМУ найдено не было, однако это не помешало союзникам насильственным путем сместить неугодный им режим. Сегодня аналогичные обвинения раздаются из Вашингтона в адрес соседнего Ирана. Учитывая, что к ним в последние недели прибавились обвинения в нарушениях прав человека (выразившихся в обуздании бесчинствовавших толп на улицах Тегерана), можно сделать вывод о том, что положение о «гуманитарных интервенциях» требуется и для обоснования американо-израильской операции против Ирана. Аналогичная угроза нависла и над Суданом, проводящим независимую внешнюю политику и потому оказавшимся под прицелом Запада. Выданный в марте текущего года Международным уголовным судом ООН ордер на арест суданского президента Омара аль-Башира за военные преступления в провинции Дарфур при полном игнорировании преступлений, совершенных противоположной стороной, имеет смысл лишь при наличии у западных держав механизма его реализации. А он опять-таки может быть приведен в действие под сенью «гуманитарной интервенции» и с благословения генсека ООН Пан Ги Муна.
Не секрет, что в Нью-Йорке и Брюсселе наработан богатый опыт манипулирования мировым общественным мнением и создания необходимого пропагандистского обеспечения для своих акций.
В начале 1999 года в качестве обоснования для бомбардировок Югославии была срежиссирована так называемая «резня в Рачаке». Тогда сербские политические силы серьезно потеснили албанских боевиков, вынудив их отступить в горные области. Одно из наиболее ожесточенных столкновений произошло в селе Рачак. Поскольку сербские власти позволили иностранным журналистам наблюдать за этой акцией, агентство «Ассошиэйтед пресс» в полном объеме задокументировало полицейскую операцию по занятию села. В ходе нее было убито несколько десятков албанских террористов, одетых в американскую униформу и оснащенных оружием западного производства. Но на следующий день в село с мандатом Верификационной миссии ОБСЕ прибыл координатор ЦРУ Уильям Уокер с группой американских журналистов. Они сообщили, что в Рачаке были убиты только гражданские лица, среди которых было множество женщин и детей. Доклад Уокера (ранее «прославившегося» подрывными операциями ЦРУ в Сальвадоре, Гондурасе, Боливии и Перу) был размещен в американских средствах массовой информации как новость часа, а документальные съемки «Ассошиэйтед пресс» были немедленно сняты с эфира. Три дня спустя после обнародования «доклада Уокера тогдашний госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила, что вследствие «резни гражданских лиц» в Рачаке необходимо незамедлительно предпринять «решительную военную акцию» против Югославии.
В настоящее время единственным международно-правовым установлением, дающим право на проведение военной операции против другого государства, является 51-я статья Устава ООН, признающая за странами-членами Объединенных Наций «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону», если на них «произойдет вооруженное нападение». Именно этой статьей воспользовалась в августе 2008 года Россия, когда военным путем взяла под защиту население Южной Осетии, имеющее в подавляющем большинстве российское гражданство, и собственных миротворцев, подвергшихся грузинской агрессии. Все остальные случаи применения силы – будь то Югославия 1999 года, Ирак 2003 года или готовящиеся вооруженные операции против Ирана и Судана – не что иное, как те самые тягчайшие международные преступления, против которых на словах так решительно выступает господин Пан Ги Мун.
Пётр Искендеров
Источник: "Фонд стратегической культуры" www.fondsk.ru
Пётр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей». Источник: "Фонд стратегической культуры".
Рейтинг публикации:
|