Последний месяц уходящего года оказался богат на события, связанные с процессами интеграции республик бывшего СССР. Узбекистан окончательно покинул ряды ОДКБ, всё более эволюционирующую в полноценный оборонительный союз (без этого лишилось бы смысла само понятие «коллективной безопасности»), а на смену ЕврАзЭС, который скоро должен прекратить существование, к 2015 г. придет Евразийский экономический союз.
19 декабря в Москве прошел саммит Совета коллективной безопасности ОДКБ, на котором было принято окончательное решение о приостановлении членства Узбекистана. Ноту о своем намерении приостановить участие в деятельности организации Ташкент направил в секретариат ОДКБ в июне этого года. Его заявление было решено удовлетворить, причем, как отмечают аналитики, даже с некоторым усилением. Приостановлено было не участие, а членство Ташкента в ОДКБ, что лишает его возможности игнорировать решения организации по причине отсутствия в ней своего представителя. Еще одно новшество связано с процедурой возможного возвращения Узбекистана в ряды организации. Льготного варианта возвращения теперь не будет, и если Ташкент решит-таки вновь войти в состав ОДКБ, ему придется сначала ратифицировать все соглашения, подписанные в его отсутствие.
Последнее связано с тем, что Узбекистан в 1999-2006 гг. уже выходил из состава ОДКБ, присоединившись к созданному при поддержке США блоку ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). К тому же само пребывание Узбекистана в составе ОДКБ не лучшим образом сказывалось на деятельности организации, поскольку Ташкент постоянно выступал против инициатив, направленных на придание ей большей эффективности.
Одновременно с принятием решения о приостановлении членства Узбекистана в Организации государства-члены ОДКБ приняли пакет из 18 решений, включая развитие военного сотрудничества до 2020 года, потенциала коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации, прогноз развития обстановки в Афганистане и меры по противодействию исходящим с его территории угрозам. Произошли изменения и в системе управления организации. Так, должность начальника объединенного штаба ОДКБ будет теперь замещаться на три года и без совместительства с другой работой. А начальником штаба назначен генерал-лейтенант Александр Студеникин.
На деятельности организации сказываются процессы, которые происходят сегодня на Ближнем Востоке. По словам В. Путина, ОДКБ исходит из «незыблемости норм международного права, недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств», поскольку «игнорирование этих принципов, попытки навязать другим странам свои шаблоны может привести к самым серьезным последствиям». Драматическое развитие ситуации на Ближнем Востоке, в Северной Африке, подчеркнул президент России, - самые наглядные тому подтверждения.
Впрочем, отказываться от сотрудничества с Ташкентом Москва не собирается. Накануне московского саммита ОДКБ 18 декабря в Узбекистане побывал глава российского МИДа Сергей Лавров. По итогам его визита был сделан ряд весьма важных заявлений. И. Каримов заявил о важности укрепления двусторонних стратегических отношений с Россией, особенно в военной сфере. Ключевым фактором, который диктует Москве и Ташкенту необходимость военно-технического сотрудничества, является ситуация в Афганистане, где, по оценке узбекского лидера, «не предвидится оптимистических прогнозов». Что ж, справедливые слова. Ведь Афганистан в условиях длящейся с 2001 года оккупации этой страны американцами превратился в ярко полыхающий очаг терроризма и источник распространения по всему миру наркотического зелья. Выход Узбекистана из ОДКБ препятствовать сотрудничеству по борьбе с этими угрозами не должен и безусловно не будет. «Мы, конечно, сожалеем о том, что было принято такое решение, - отметил С. Лавров, - но это – суверенный выбор Узбекистана…. Тем не менее Узбекистан остается нашим союзником, у нас есть двусторонний Договор об углублении стратегического партнерства и Договор о союзнических отношениях, программы военного и военно-технического сотрудничества».
Военное сотрудничество в отношениях Москвы и Ташкента играет особую роль. Перспектива переориентации Узбекистана на военно-техническое сотрудничество с Соединёнными Штатами, обрисовавшаяся летом уходящего года после появления информации о возможном размещении на узбекской земле военной базы США и переброске на неё большого количества вывозимого из Афганистана вооружения, не могла не вызвать у Москвы самую серьёзную озабоченность… Впрочем, по информации «Коммерсанта», узбекские дипломаты заявили С.Лаврову во время его визита, что Ташкент не будет размещать на своей территории американские военные объекты. В то же время Ташкент обеспокоен планами Москвы по модернизации армий Киргизии и Таджикистана. О намерении России выделить 1,5 млрд. долл. на оснащение киргизских и таджикских вооруженных сил в ноябре сообщил тот же «Коммерсант». Обе республики, имеющие непростые, а временами – крайне напряженные отношения с Узбекистаном, выразили в такой помощи большую заинтересованность.
На сегодняшний день в отношениях России и Узбекистана остается, конечно, много нерешенных вопросов. Несмотря на слухи о скором возобновлении в республике деятельности крупнейшего сотового оператора «Уздунробита», принадлежащего российской МТС, пока этого не произошло. Со своей стороны Ташкент до сих пор не получил ответа на просьбу отменить утилизационные сборы на поставки автомобилей в Россию, существенно ухудшившие ценовые условия их экспорта и снизившие продажи. Неясной остается и ситуация вокруг вынашиваемых Россией планов строительства крупных гидроэлектростанций в Киргизии, против которых резко возражает Узбекистан. На определенные уступки Ташкенту Москва пошла, согласившись с необходимостью международной экспертизы проектов и пригласив узбекскую сторону принять участие в их реализации, включая управление предприятиями. Однако что будет в том случае, если результаты экспертизы Узбекистан не устроят, а участвовать в реализации этих проектов он откажется, неясно.
Одновременно с саммитом ОДКБ в Москве состоялось заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), на котором было принято решение по поводу дальнейшей судьбы организации. Поскольку «центр тяжести» экономической интеграции на пространстве бывшего СССР в последние годы явно сместился в сторону Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, на базе которого в этом году создано Единое экономическое пространство, деятельность ЕвраАзЭС к 2015 г. решено свернуть. По словам В. Путина, «сообщество выполнило все задачи, которые перед собой ставило: заработал Таможенный союз, запущено Единое экономическое пространство «тройки», создан их общий регулирующий орган – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Теперь по завершении многолетней работы ЕврАзЭС передает ЕЭК функции по дальнейшему углублению интеграции – это вполне естественный процесс».
Хотя планов по присоединению к Таможенному союзу у Узбекистана пока что нет, возможность принять участие в евразийской экономической интеграции у него остается. Ташкент может присоединиться к Зоне свободной торговли СНГ, которая предполагает более «мягкий» вариант интеграции – отмену таможенных пошлин без введения единых тарифов. Желание присоединиться к Договору о Зоне свободной торговле СНГ в Ташкенте уже выразили.