В первом специальном докладе МИД РФ о положении с правами человека в США (http://www.fondsk.ru/news/2012/11/01/demokratija-v-amerike-segodnya-i.html), вынесенном на слушания в Госдуме 22 октября 2012 г., были приведены многочисленные факты дискриминации по расовому и религиозному признаку в жизни американских граждан. О том же рассказывает и вышедший недавно фильм «Алеутская история», посвящённый кошмарным событиям 1942 года - депортации жителей Алеутских островов и островов Прибылова. Большинству современных американцев эта история неведома до сих пор…
О депортации японцев американская общественность более или менее осведомлена. В 1940-х главным врагом Соединённых Штатов на Тихом океане была Япония. И хотя боевые действия американских войск против Японии шли за тысячи миль от территории США, более 120 000 японцев были насильственно депортированы с западного побережья США и помещены в т.н. центры перемещения. Свыше 60% из них имели гражданство США.
Антияпонские настроения достигли тогда своего пика, что неудивительно: ведь в некоторых штатах Америки уже в начале 1900-х существовали законы, запрещающие межрасовые браки белых с азиатами. В пору массовой депортации японцев их сравнивали с гадюками, на улицах американских городов висели плакаты с уродливыми изображениями японцев как кровожадной и подлой расы. Подчёркиваю, это касалось американцев японского происхождения, а не тех, кто проживал в Японии. Аресту подвергались даже дети-сироты и те, в ком японской крови было всего 1/16! Японцев перемещали с восточного и западного побережья вглубь американской территории, поселяя в бараках, не подходящих для скученного проживания и морозных зим. Тех, кто осмеливался выходить за ограждения, ожидала пуля часового.
После атак японской авиации на Уналашку судьбу японцев повторили аляскинские алеуты. Вашингтон приказал выселить всех, в ком есть хотя бы 1/8 туземной крови. Алеутам не сообщали, куда их вывозят. Их просто насильно грузили на военные корабли и отвозили в специальные лагеря (всего их было 4). Условия проживания в них были ужасны: голод, стужа, болезни, смерти. Когда отвечающий за размещение алеутов в лагере у Залива Фунтер федеральный агент МакМиллан выразил своё возмущение условиями проживания несчастных туземцев в рапорте на имя вышестоящего начальства, его рапорт вернули ему назад, а сам МакМиллан получил выговор. Слышать о страданиях алеутов власти не хотели.
Не лучше обстояли дела и в лагере в деревне Киллисноо. Депортированные вынуждены были пить грязную воду, прятаться от аляскинских морозов в неотапливаемых бараках. Помощь им оказывали не федеральные власти, а проживающие неподалёку индейцы-тлинкиты. Они делились с алеутами одеялами, солью, медикаментами. Попытки оказать депортированным гуманитарную помощь в больших масштабах властями пресекались, а петиции алеутских женщин, умолявших накормить и обогреть их детей, оставлялись без внимания. Именно в Киллисноо был самый высокий уровень смертности среди депортированных.
В Барнетт Инлет алеутов разместили в брошенных домишках, оставшихся после того, как оттуда выехали много лет назад рабочие местного консервного завода, тоже заброшенного. Завод работал только в тёплое время года, поэтому жильё не было снабжено системой отопления. Гнилые стены, отсутствие кроватей, водопровода, электричества и стаи голодных волков, которые по ночам шастали у самых стен. Вильям Захаров (!), глава алеутской общины, уже через три недели направил жалобу местным властям с просьбой изменить условия пребывания к лучшему. Этих жалоб будет потом много, но вернуться домой узники Барнетт Инлета смогут лишь в 1945 г., найдя свои некогда уютные дома на Уналашке разграбленными американскими солдатами.
Эвакуационный лагерь у озера Вард также пользовался дурной славой. Его окружали непроходимые заросли, и хотя до ближайшего города было всего 8 миль, добраться туда алеуты не могли. Условия проживания были такие же, как и в других «центрах перемещения» - пару сырых бараков без света и воды, несколько сараев во дворе и крохотное отхожее место, одно на всех, возле которого алеутам приходилось принимать пищу.
Во всех четырёх лагерях депортированные начали массово заболевать туберкулёзом, воспалением лёгких и кожными заболеваниями. Болели все – и взрослые, и дети. Выдаваемой еды хватало только на удовлетворение 1/5 потребностей в пище. Люди умирали от голода и недостатка лечения (1).
Мужчин, и так ослабленных, угрозами заставляли трудиться на морских промыслах. Их превратили в рабов, угрожая в случае отказа оставить их вместе с семьями в лагерях навсегда (2). Алеуты пытались найти дополнительный заработок, где бы им платили сполна, а не заставляли работать бесплатно, но федеральные власти зорко следили за тем, чтобы алеуты оставались на местах. Итог – массовые официальные отказы на просьбы алеутов позволить им самим добывать пропитание для своих семей. Американские власти экономили на всём: на питании, на стройматериалах, на лекарствах. Алеуты расплачивались за это своими жизнями.
В покинутых алеутами деревнях американские солдаты грабили не только алеутские жилища, но и церкви. Преимущественно православные, поскольку алеуты, испытав в своё время влияние русской культуры, являются стойкими приверженцами Православия. К лику православных святых причислен Пётр Алеут, замученный испанцами в Калифорнии в 1815 г. за отказ перейти в католичество. Об этом поведал миру другой православный алеут – Иван Кыглай, которому удалось вырваться из плена. Обращают на себя внимание и сравнительно многочисленные фамилии депортированных американцами алеутов явно русского происхождения – Лестенков, Прокопьев, Захаров.
Некоторые до сих пор приезжают на могилы своих предков, которым так и не суждено было пережить ту ссылку. Очевидцы тех далёких событий уверены, что столь жестокое отношение американцев к алеутам было продиктовано, как и в случае с интернированием японцев, не столько военной необходимостью, сколько расистскими предрассудками.
«Алеутская история» повествует и о пребывании алеутов в вынужденной ссылке, и о том, как выжившие арестанты многие десятки лет спустя не могли добиться от федерального правительства США каких-либо компенсаций или хотя бы официальных извинений. Что касается общественного резонанса фильма, то, похоже, он взволновал в основном тех, кого события давних лет коснулись непосредственно: краеведов да ещё горстку журналистов, писавших об этой кинокартине. Широкая общественность так и не узнала, что в новейшей истории США депортации народов были подвергнуты не только японцы, но и алеуты. «Алеутская история» затерялась в море американской кино-видеопродукции.
(1) «Aleut Internment Camps: The untold US atrocity» (CENSORED NEWS, 8.11.12)
(2) Там же