Президент провёл совещание в поезде во время объезда новой ветки железной дороги от Сочи до Красной Поляны.
Совмещённая автомобильная и железная дорога протяжённостью 48 километров будет введена в эксплуатацию в апреле 2013 года. Она является частью новой транспортной инфраструктуры, которая позволит соединить Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну.
Кроме того, глава государства осмотрел строящийся вокзал пригородного сообщения Эсто-Садок, который рассчитан на 500 пассажиров.
* * *
В.ПУТИН: Добрый день, дорогие друзья, коллеги!
Мне очень приятно вас всех собрать и поговорить по реализации нашего проекта, причём в необычной обстановке – в движении поезда.
Напомню, что во время моего выступления в Гватемале я обещал, что не будет никаких пробок при проведении Олимпийских игр. И хорошо помню, что в олимпийском проекте в качестве одной из достаточно важных изначально Международным олимпийским комитетом (МОК) была поставлена задача строительства железной дороги, двух автомобильных дорог и одной железной дороги из Имеретинской долины в горный кластер. Должен сказать, что это дорогостоящий проект, и во время мирового финансово-экономического кризиса перед нами остро встал вопрос, реализовывать ли этот проект.
Помню реакцию МОК, когда наши коллеги [об этом] сказали: если очень тяжело, то можем справиться и без этого, но всё-таки хотелось бы железную дорогу иметь. МОК не настаивал на этом, тем не менее, исходя из наших собственных интересов (имею в виду, что от возможности перемещения определённого количества пассажиров с берега Чёрного моря в горную часть будет зависеть и будущее развитие всего горного кластера), мы всё-таки приняли решение реализовать этот проект и выполнить наше первоначальное обещание перед Международным олимпийским комитетом.
Сейчас эта работа близится к завершению, 85 процентов объёма работ выполнено. Мне приятно отметить, что это результат деятельности и российских специалистов, и большой команды международных экспертов. У нас над этим проектом (а он оказался непростым с технологической точки зрения) работала большая международная команда: специалисты из европейских стран, из Канады – и все они были полноценными участниками этого процесса.
Всего 48,2 километра железной дороги. Повторяю: для нас важно не только обеспечить полноценное движение спортсменов, журналистов, гостей Олимпиады из Имеретинской долины в горный кластер и обратно, но и создать возможности для полноценного развития горного кластера в будущем, после окончания Олимпийских игр.
Работа идёт по плану. Основные, как я уже говорил, элементы этой работы закончены. Мы сегодня это увидим. Во-первых, проедем практически по всей трассе и увидим, что сделано с точки зрения развития инфраструктуры. Я сам с интересом и удовольствием на это посмотрю. Всего сколько тоннелей, Владимир Иванович?
В.ЯКУНИН: Шесть тоннелей на этом участке и три на другом участке.
В.ПУТИН: Всего девять тоннелей, считай, построили. Должен сказать, что соединение в одном тоннеле и железнодорожной части, и автомобильной дороги делает проект уникальным. Это нечасто реализовано в других частях света, но сделано эффективно. Мы постарались, несмотря на то что проект недешёвый, сделать всё, для того чтобы минимизировать наши расходы на эту часть олимпийского проекта.
Это то, что я бы хотел сказать вначале. Уверен, что мы полностью все наши планы реализуем и сделаем это с высоким качеством и в срок.
Давайте подробнее поговорим о том, что сделано и что ещё предстоит сделать.
В.ЯКУНИН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники совещания!
Мой доклад, по сути дела, будет иллюстрацией к вступительному слову Президента Российской Федерации Владимира Владимировича, который практически в повседневном режиме осуществлял контроль за ходом проектирования и строительства этих объектов.
В первый раз, Владимир Владимирович, Вы контролировали на месте начало строительства на первом портале первого тоннеля в декабре 2009 года, когда мы докладывали о результатах своей работы. В этот же период времени началось строительство самых первых, самых необходимых для организации работы объектов: это два грузовых двора Имеретинской долины. В августе этого года мы открыли первый, небольшой участок автомобильной дороги по настойчивой просьбе и Дмитрия Николаевича [Козака], и мэра города, потому что город захлёбывался от стройки. Мы открыли первый участок практически для того, чтобы хотя бы немножко помочь жителям с преодолением тех проблем, которые, безусловно, всегда связаны с любым строительством. Вы, кстати, Владимир Владимирович, протестировали этот участок в октябре 2010 года.
В 2010 году мы завершили проходку первых двух тоннелей. Вы абсолютно правильно подчёркивали, что стройка была сопряжена с чрезвычайно сложными геологическими обстоятельствами. [Председатель координационной комиссии Международного олимпийского комитета] господин Килли также хорошо осведомлён об этих обстоятельствах. Но, с Вашего разрешения, я буду идти последовательно, и на этом мы ещё сможем остановиться чуть попозже. В тот же год мы уже 14 километров пути уложили.
В.ПУТИН: Диаметр тоннеля самого большого сколько?
В.ЯКУНИН: Тринадцать метров. Это автомобильный туннель. Железнодорожный немножко поменьше – девять с небольшим. Опять-таки об этом потом подробнее будем говорить. 27 километров туннеля было сделано на этих объектах.
Сегодня, поскольку Вы ограничили тему сегодняшнего совещания состоянием строительства железнодорожного пути, я на этом и сосредоточусь.
На слайде представлена картина, которая показывает два основных кластера, которые мы должны будем выполнить. Один так называемый горный кластер (это жёлтая линия в горы) и один прибрежный кластер – для того чтобы обеспечить пропускную способность железной дороги, это абсолютно необходимо для обеспечения подвоза грузов к олимпийским объектам. Мы в установленные сроки ввели четыре объекта, при этом три из них сданы в 2012 году, если говорить в целом по проекту.
Это ещё один слайд, который показывает достаточно схематично те работы, которые осуществлялись. Вы видите горный кластер и прибрежную зону, которая была не менее сложной для нашего строительства по той простой причине, что нам приходилось одновременно осуществлять пропуск всех грузов, которые мы обязаны были пропустить, с первоначально взятыми на себя обязательствами по согласованному графику.
Это первый грузовой двор, с которого, собственно говоря, началось строительство. Объект сегодня работает на полную мощность. У нас ни разу за всё это время, Владимир Владимирович, не было стопроцентного выполнения объёма перевозки грузов, всегда на 7–11 процентов выше тех планов, которые были первоначально согласованы. И второй грузовой двор. Надо сказать, что именно эти два объекта послужили основой для обеспечения строительными материалами всех строек олимпийской программы.
Очень непростая ситуация, как я уже говорил, была связана с расшивкой узких мест на направлении Туапсе – Адлер. К моменту строительства мы практически исчерпали все пропускные способности. Эта 103‑километровая линия была лимитирующим объектом. И для того, чтобы выполнить взятые на себя обязательства, нам необходимо было провести масштабные работы. На этой линии нам необходимо было сделать 30 километров двухпутных вставок. Подчёркиваю – у железнодорожников это называется «работа под колёсами», – мы не прерывали ни на минуту организацию движения грузовых поездов, и мы ни разу не сорвали пассажирские следования. Это была наша установка, и мы строго следовали этой установке. Объёмы работ представлены на этом слайде, вы их видите, они говорят сами за себя.
Следующий слайд. Работа в прибрежной зоне была сопряжена также ещё и с очень масштабными берегоукрепительными работами. Нам необходимо было защитить берег, и, пожалуй, сегодня уже ни для кого не является никаким секретом тот факт, что железная дорога, по сути дела, защищает пляжи курортов Сочи от моря. Ежегодно до этого расходы на содержание берегоукрепительных и водозащитных сооружений компании составляли от 0,6 до 1,5 миллиарда рублей. Естественно, это влияло на все работы, которые проводились по созданию двухпутных вставок, по строительству вторых путей. Могу доложить, что с этими работами мы справлялись строго в соответствии с графиком. Эти работы выполнены на сегодняшний день.
Более того, по нашим обязательствам после завершения работ по строительству инфраструктуры мы обязаны были в полном объёме восстановить то, что называется пляжами. И эту работу мы точно так же выполняем, это наша ответственность, и нареканий, по крайней мере со стороны владельцев этих оздоровительных, курортных объектов, а также мэрии города, края, на сегодняшний день нет.
В феврале 2012 года, уважаемый Владимир Владимирович, мы завершили первый железнодорожный объект полностью. Это интермодальная линия, соединяющая Адлер с аэропортом, 2,8 километра. При небольшой длине это был очень сложный объект, потому что было огромное количество частных владельцев земельных участков. Надо тут отдать должное, если бы не Дмитрий Николаевич, если бы не поддержка края, то нам было бы чрезвычайно сложно выполнить эту работу. Это вид сверху, как сегодня выглядит этот окончательный участок пути.
Всего здесь, на этом небольшом участке в 2,8 километра, два туннеля и 750 погонных метров эстакады, почти в 1,3 раза больше длина подпорных стен. Очень непростая строительная обстановка вообще в этом регионе, тем не менее это было выполнено, и этот объект полностью сдали, он сегодня находится в эксплуатации. Пока не на полную мощь работает, потому что пассажиропотока такого нет, но тем не менее он выполнен. Причём с учётом присутствия здесь господина Килли, хотел бы подчеркнуть, что все работы на объектах инфраструктуры, в том числе на этом объекте, выполнялись с учётом необходимости обеспечения безбарьерной среды, то есть это всё рассчитано и для использования пассажирами с ограниченными возможностями. Это есть, это признано, это отмечено, так что в этом отношении также всё выполнено.
В этом году на этом участке эксплуатируются поезда «аэроэкспресс», пока их пять пар, но это соответствует потребностям города Сочи. Начиная со следующего года эти поезда будут уже заменены на поезда «Ласточка», которые сейчас проходят испытания и сертификацию.
На слайде вы видите, что было сделано для того, чтобы обеспечить безбарьерную среду: 12 лифтов, 6 эскалаторов, 3 подъёмника. Это всё сегодня работает, это всё установлено.
По сути дела, это четвёртый объект, за который мы отвечаем.
Помимо этого нам необходимо было обеспечить реконструкцию четырёх вокзалов: Дагомыс, Хоста, Сочи и Мацеста – обеспечить безбарьерную среду. Это – как сегодня выглядят эти вокзалы. Продолжается ещё работа по местам, но в целом в том, что эти объекты будут введены в строй и будут нормально функционировать, никаких сомнений в этом нет. Ещё раз хочу подчеркнуть новый для железнодорожного строительства характер, когда особое внимание – в соответствии с нашим законодательством и требованием Олимпийского комитета – концентрировалось именно на интересах людей с ограниченными возможностями – ведь и Паралимпийские игры будут проводиться – и интересах соответствующих спортсменов.
Следующий объект, который мы должны были построить, – «Мыс Видный». Это санаторий на 49 номеров. Он так сейчас выглядит. Вы видите с правой стороны здание – это то самое здание, тот самый корпус. Сегодня завершается строительство, и всё будет введено в срок. Этот объект будет использоваться Олимпийским комитетом в Сочи в 2014 году для расселения гостей Олимпийских игр.
В октябре текущего года Правительство приняло решение о дополнительном объекте, который был поручен ОАО «РЖД». Это так называемые транспортно-пересадочные узлы, хабы, Сочи, Хоста и Мацеста. Мы эту работу ведём, сейчас с Дмитрием Николаевичем переговорили. Не хочу сейчас затрагивать какие-то вопросы, связанные с организацией работ, всё делается, но попросил Дмитрия Николаевича рассмотреть вопрос с коллегами о том, что финансирование на эти объекты не выделялось. С учётом, как Вы знаете, непростой ситуации с инвестиционной программой ОАО «РЖД», хотя деньги и некритические, тем не менее считаю необходимым этот вопрос обозначить. Это, пожалуй, единственный вопрос, который остался всё-таки у нас до конца не разрешён.
Очень важный объект (он уже подготовлен к открытию, открытие мы проведём во время проведения итогового заседания правления компании ОАО «РЖД») – это эксплуатационное депо, которое сделано специально для того, чтобы обеспечить эксплуатацию поездов «Ласточка». Это второе в России депо такого уровня, это самая современная железнодорожная среда, самое современное оборудование.
В.ПУТИН: Первое на Октябрьской железной дороге.
В.ЯКУНИН: Первое на Октябрьской железной дороге. Думаю, это будет гарантией того, что поезда, которые будут здесь ходить, правильно готовятся и правильно эксплуатируются.
Это депо включает два пути для технического обслуживания. Сейчас мы проезжаем стройку, связанную ещё с одним объектом, который мы реализуем. Об этом я расскажу попозже. Это будет самый суперсовременный вокзал в Российской Федерации. Не хочу сейчас ломать линию доклада, хотя вижу, что Дмитрий Николаевич очень бы хотел. Это пока не даёт полного представления, а на слайде мы потом остановимся, я покажу, как это всё будет выглядеть.
Далее. Это поезда, насчёт которых тоже сомневались, что они могут быть изготовлены в такие сроки, но тем не менее всё идёт по плану. Вы знаете, что осенью вместе с Канцлером ФРГ мы вместе провожали первый поезд, который паромом был перевезён в Россию. На сегодняшний день у нас полным ходом ведутся испытания уже нескольких поездов. Поэтому никаких сомнений в том, что нужное количество поездов будет подготовлено и начнёт курсировать на этой инфраструктуре, нет.
Пожалуйста, следующий слайд. Это основной и, как всем хорошо известно, самый сложный объект. Он включает автомобильную и железную дорогу. Вы совершенно правильно говорите о сложностях, с которыми мы здесь столкнулись, и господин Килли хорошо знает эти сложности, Олимпийский комитет постоянно контролировал ход строительства. Надо, думаю, поблагодарить экспертов, которые в некоторых местах нам хотя и ставили по три красных флажка, что означало наиболее рискованные объекты, и такие три флажка нам были поставлены на третьем тоннеле, но тем не менее сегодня, когда всё это сделано, можно уже говорить об этом с определённым чувством удовлетворения. Это всё показывает совместную способность команды, прежде всего российских железнодорожных строителей, железнодорожников, и иностранных специалистов, решать самые сложные проблемы.
Начало реализации было положено в июне 2008 года. Сейчас по согласованию с Олимпстроем мы обозначаем срок окончания несколько позже ранее запланированного периода, сместили на октябрь 2013 года. Связано это исключительно с необходимостью обеспечить завоз дополнительного объёма грузов в связи с теми обстоятельствами, что первоначальная разбивка грузовой базы по видам транспорта, как Вы знаете, претерпела изменения. Только этим объясняется смещение сроков стройки, и это было сделано не по просьбе наших строителей, это было сделано по решению оргкомитета и непосредственно вице-премьера, который курирует этот объект.
В.ПУТИН: Планировалось во втором квартале.
В.ЯКУНИН: Планировалось сдать в апреле, но сдадим в октябре. Не является критичным.
Причём здесь, Владимир Владимирович, я бы хотел привести некоторые данные. Всё строительство у нас занимает четыре года. По нашим собственным, российским положениям, по Градостроительному кодексу такие объекты имеют нормативный срок строительства 8 лет. То есть мы, по сути дела, выполняем качественную работу в два раза быстрее, чем предусмотрено всеми нормативными документами.
В.ПУТИН: Медаль дадим.
В.ЯКУНИН: Спасибо. Будет уже много.
46 километров автомобильной дороги. Эти объекты совершенно правильно были спланированы. Если бы делали разные строители, думаю, что с этой задачей было бы справиться невозможно – настолько всё близко и настолько сложно, приходилось туннели обходить, например, необходимо было решать экологические проблемы с вантовым мостом. И то, что было всё сконцентрировано в руках одного генподрядчика, мне кажется, сыграло свою весьма положительную роль, что и отмечается контролирующими органами.
40 автодорожных, 37 железнодорожных мостов построено на 48 километрах пути.
В.ПУТИН: 37 мостов и переходов?
В.ЯКУНИН: Да. И всего, если на всё посмотреть, 14 тоннелей. Тоннели железнодорожные, автомобильные.
Очень серьёзный вызов для нас был – обеспечение строительства, по сути дела, в защищённой зоне.
В.ПУТИН: Подождите. Мы уже поехали наверх?
Д.КОЗАК: Да, мы уже свернули в горы. Параллельно [железной дороге проходит] самый первый участок дороги, который спасал нас от пробок в ещё в 2010 году.
В.ЯКУНИН: Как я уже сказал, особое внимание в проекте уделялось экологическим аспектам. Здесь нас серьёзно контролировал край и природоохранительные органы, да и сами мы прекрасно понимали, что нельзя строить что-то, что вызывает потом последствия, которые будут негативно восприниматься населением.
Вы видите посадку деревьев. В общей сложности было посажено 47 тысяч деревьев, для того чтобы сохранить уникальную природу этого района. В Мзымту было выпущено 230 тысяч мальков рыбы. Всё это опять-таки делалось для восстановления возможных ущербов, которые строительство приносило окружающей среде.
Всего было построено 37 километров временных дорог, 10 технологических мостов через реку Мзымта и более 40 километров линий электропередачи, 11 производственных зон, баз. Причём я неоднократно сам бывал в этих городках. Первый раз, когда посетил, честно скажу, порадовался, что строители живут в таких условиях. Созданы все условия: вода, газ, канализация, столовая, клуб, спортивная площадка – для того чтобы люди могли отдыхать.
Как вы знаете, на наших объектах в соответствии с Вашим поручением мы осуществляли достаточно масштабное использование строительных отрядов, по сути дела, возродили это движение. Причём, Вы знаете, Владимир Владимирович, удивительно, но факт: это вызывает огромный интерес у наших соседей из СНГ. В нашем стройотряде работали и литовцы, я уж не говорю про казахов, белорусов, азербайджанцев, и все, безусловно, гордились тем, что они имеют отношение к этому строительству. Будем продолжать эту работу и по студенчеству.
Все эти объекты находятся в хорошем состоянии, и по решению соответствующих органов власти они будут использованы в период проведения Олимпийских игр для временного расселения волонтёров и тех контингентов, которые призваны обеспечить безопасность и нормальную работу всех объектов для обеспечения интересов как спортсменов, так и гостей Олимпиады.
Это, Владимир Владимирович, с вертолета сняли автодорогу – вот как она выглядит. Колоссальная стройка. Опять-таки очень сложна тем, что практически две трети протяженности автодороги составляют искусственные сооружения: мосты, эстакады, тоннели. Это характеризует то, в каких условиях все это проводилось.
На сегодняшний день вся проектная документация принята. Главгосэкспертизу мы прошли, и работа осуществляется в соответствии с этими документами.
На объекте выполнено 82 процента работ на сегодняшний день. По автодороге уже проложено 15 километров дорожного полотна с асфальтовым покрытием.
Кстати, хочу сделать здесь отступление. По просьбе мэрии, которая была поддержана краем, по сервисной дороге, которую мы сделали на противоположной стороне (Вы давали такое поручение), поскольку было принято решение сохранить эту дорогу, не разбирать, не уничтожать, мы, естественно, выполнили те указания, которые получили.
В.ПУТИН: Я помню, я первый раз проехал – отличная дорога, и предусмотрено ее разобрать…
В.ЯКУНИН: 33 слайд показывает, как начинаем строить тоннели. На сегодняшний день все тоннели построены. Как я уже говорил, самым сложным тоннельным комплексом оказался третий тоннельный комплекс. Характеристика обстановки, в которой он создавался, заключается в том, что в 2011 году мировая тоннельная ассоциация наградила наших строителей вышей своей премией за строительство самого сложного и самого комплексного объекта в мировой практике.
В.ПУТИН: Такая международная ассоциация?
В.ЯКУНИН: Да, международная тоннельная ассоциация.
В.ПУТИН: Я помню, когда Жан-Клод [Килли] увидел масштаб работы первый раз, он сказал: «Теперь я вижу всю мощь Российского государства».
В.ЯКУНИН: Владимир Владимирович, при начале строительства по Вашему указанию мы представили документы, характеризующие сравнительные параметры строительства таких объектов в Российской Федерации и в мире. И после этого Контрольное управление Президента вместе с соответствующими ведомствами рассмотрело все эти документы, и по заключению Контрольное управление Президента удовлетворилось этой информацией, и вопрос о стоимости работ был снят с контроля. Таким образом, эта задача также была выполнена в соответствии с Вашим указанием.
В.ПУТИН: Надо будет поставить им вид.
В.ЯКУНИН: Владимир Владимирович, Вы принимали решение.
В.ПУТИН: Контрольное управление.
В.ЯКУНИН: Следующий слайд. Так выглядит работа в прибрежной зоне. Конечно, это все осложняется тем, что приезжали отдыхающие, люди ходили на пляжи. Хотя и создавался определенный дискомфорт, тем не менее удалось в этих обстоятельствах выполнить ту задачу, которую поставили. Как я уже сказал, двухпутные вставки сделаны и вторые пути мы построили.
В.ПУТИН: Люди испытывают, к сожалению, очень много неудобств в связи с работами не только по вашей части, но и в целом. Но я думаю, что осталось немного потерпеть. Результат будет существенным и для жителей города, да и вообще для всей страны. Имею в виду в целом развитие инфраструктуры, которая останется на десятилетия и на столетия, люди будут этим всем пользоваться.
В.ЯКУНИН: Мы из этого и исходили, Владимир Владимирович. Более того, еще один момент в пользу этого – то, что мы не только восстанавливаем пляжи, по сути дела, некоторые пляжи создаются заново, потому что море в этом регионе пляжи съедает, и именно железнодорожная инфраструктура их спасает.
Д.КОЗАК: Дожди проливные шли. Утвержден специальный план по восстановлению русла после строительства. Все, кто строит (основное, конечно, это железная дорога), по согласованию с ЮНЕСКО таким образом восстанавливают.
В.ПУТИН: Согласовано с ЮНЕСКО?
Д.КОЗАК: ЮНЕП.
В.ЯКУНИН: Несколько отклоняясь от текста доклада, могу Вам сказать. Цифры совершенно невообразимые. Мы уложили в инфраструктуру путей 5 миллионов тонн строительных материалов. Из тоннелей было изъято около 3 миллионов.
В.ПУТИН: Теперь мы не перевесим, не узнаем, сколько заложено.
В.ЯКУНИН: Поскольку нам за это не платят, у нас нет необходимости завышать цену.
В.ПУТИН: Не знаю.
В.ЯКУНИН: Нам платят только за результат.
И еще очень интересный сравнительный анализ заключается в том, что и по Вашему мнению, и по мнению Правительства, по сути дела, с времен строительства БАМа на территории России ничего подобного не строилось. Это, конечно, позволило радикально изменить применяемые технологии, это развивало строительный комплекс в целом. Все компании, которые работают здесь, – это совершенно другие компании, чем те, которые пришли в 2008 году, начиная строить грузовые дворы в Имеретинской долине.
Для сравнения. Если сравнивать с БАМом, то получилось, что только с начала стройки (БАМ проектировался еще в 30-е годы, но окончательное решение было принято в 1967 году, и строился он 17 лет) самый большой, Северомуйский тоннель из-за сложностей с финансированием, как Вы знаете, был закончен через 25 лет. Здесь 27 километров тоннелей, 48 километров железной дороги, 46 километров автомобильной, вся сопутствующая инфраструктура четыре года строилась. Мне кажется, что это хороший параметр для сравнения.
Пользуясь Вашим вниманием хочу назвать те компании, которые с нами работали. Это и «Бамтоннельстрой», «Трансюжстрой» (бывший Нижнеангарский строительный трест), «Бамстроймеханизация». Прекрасную работу выполняют. Хотя с некоторыми иными субподрядчиками из-за того, что мы ведем системную работу по сдерживанию роста стоимости и индексирования строительных цен, у нас возникают проблемы. Не хочу об этом сейчас говорить, но такие проблемы существуют.
Следующий слайд. Поскольку мы говорили о тоннельном комплексе №3, еще раз хочу дать некоторые характеристики. 3,2 километра – это автомобильный тоннель диаметром 13 метров. И железнодорожный – у него длина побольше – 4 570 метров, диаметр – 10 метров и плюс еще две сервисно-эксплуатационных штольни, тоннели, по сути дела, общей длиной почти 6 километров и диаметром 6 метров.
Вы видели технику, которая здесь работала, Владимир Владимирович. Это, по сути дела, «завод», который осуществляет пробивку скалы. Мы 15 февраля завершили проходку. Это как раз фотография этой проходки. И слева, видите, это вантовый мост, до которого сразу дорога пойдет из тоннеля.
В подтверждение Ваших слов о сотрудничестве с зарубежными компаниями, хочу назвать компанию Amberg Engineering, Это швейцарская компания, которая осуществляла инженерное сопровождение строительства тоннеля вместе с международной группой экспертов.
Вантовый мост, готовность – 87 процентов.
В.ПУТИН: Какова его длина?
В.ЯКУНИН: Вантовый мост – 810 метров полностью, пролет – 312 погонных метров, 87 – высота. Это большой, серьезный объект.
В.ПУТИН: В тоннель въехали, да?
В.ЯКУНИН: Да,
Вторую фотографию покажите. Это сегодняшнее состояние тоннеля. Владимир Владимирович, как Вы видите, находится в завершающей стадии строительства.
Вес моста, мостовых конструкций 5 200 тонн, пилоны – 82 метра. Компания, которая поставляла ванты, – это швейцарская компания VSL. У нас просто пока не делают такие.
В.ПУТИН: Диаметр вант не помните?
В.ЯКУНИН: Диаметр не скажу.
Очень важными объектами являются железнодорожные вокзалы. Прежде всего, вокзал в Адлере. Это суперновая технология, впервые применяющаяся в России. Вокзал, по сути дела, строится над железнодорожными путями.
Продолжение следует. Источник: kremlin.ru.
Рейтинг публикации:
|