Кувейтская нефтяная компания, которая является подразделением Кувейтской нефтяной корпорации (КНК), планирует привлечь около $40 млрд. в течение 5 лет, начиная с 2013 г., сообщил старший исполнительный директор Мазен аль-Сарди. Он, в частности, отметил, что данный шаг приведет к стабильному производству «черного золота» в рамках одной из наиболее широкомасштабных в мире программ по увеличению производства нефти. Предложения инвесторов будут приниматься тремя крупными центрами на протяжении первого квартала следующего года.
Генеральный директор КНК Фарук аль-Занки, в свою очередь, заявил, что Кувейт намерен увеличить добычу нефти на 1 млн. баррелей в сутки в предстоящие годы и довести ее до 4 млн. Связано это как с увеличением спроса на мировом рынке, так и внутри Кувейта. Международное энергетическое агентство (МЭА, организация стран, импортирующих нефть, созданная в противовес ОПЕК) обнародовало очередной прогноз мирового нефтяного потребления в нынешнем и следующем годах. Согласно прогнозу, в этом году, по сравнению с прошлым, ежедневное потребление нефти увеличится на 670 тыс. баррелей и достигнет 89,6 млн. баррелей. Что касается 2013 г., то агентство прогнозирует увеличение мирового спроса на нефть на 830 тыс. баррелей в день, до 90,4 млн. баррелей.
Нынешние темпы внутреннего потребления нефти в Кувейте объясняются быстрым ростом числа автомобилей в стране. Кроме того, много нефти уходит на обеспечение бесперебойной работы электростанций, сеть которых постоянно расширяется. Это необходимо, прежде всего, для удовлетворения электричеством постоянно увеличивающееся число кондиционеров. Не следует забывать, что, например, летняя температура в стране нередко доходит до 45 градусов. Неудивительно поэтому, что правительство одобрило осуществление 19 энергетических и водных проектов на сумму $4,2 млрд., из которых $2,7 млрд. будет инвестировано в гидроэлектростанцию Al Zour. Вместе с тем, пытаясь избежать сильной зависимости от нефтяного и газового секторов, руководство Кувейта приступило к стратегии и программам, направленным на диверсификацию экономики, расширение деятельности частного сектора, улучшение стандартов образования и повышение занятости для своих граждан. В докладе Кувейтского финансового дома (КФД - крупнейший банк Кувейта, осуществляющий свою деятельность на принципах исламского банкинга, второй по величине банк страны), записано, что эти усилия включают в себя большие государственные программы расходов на инфраструктуру, образование и здравоохранение с поддержкой инвестиций, предусмотренных для вложения в частный сектор. План развития Кувейта предусматривает вложение $125 млрд. в период 2010-2014 гг., в то время как Оман за это же время вложит в свою экономику всего $78 млрд.
Следует сказать, что эта стратегия планомерно вписывается в общий план Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) по увеличению инвестиций в таких секторах, как транспорт, энергетика, водоснабжение, коммунальные услуги, здравоохранение, жилье, образование и обучение. Расходы на инфраструктуру, как ожидается, будут особенно велики в ближайшие годы в связи с большими возможностями в строительном секторе. Одновременно будут осуществлены транспортные проекты на всей территории ССАГПЗ, которые предусматривают создание новых железнодорожных путей, строительство новых и модернизация старых дорог, возведение аэропортов и портовой инфраструктуры.
В этом плане можно сослаться на планы строительства железной дороги, которая пройдет по территории Аравийского полуострова и свяжет страны Совета сотрудничества, и которая войдет в строй в 2018 г. Проект стоимостью 17 млрд. саудовских риалов ($4,5 млрд.) предусматривает строительство железной дороги общей протяженностью 2212 км. Магистраль свяжет входящие в ССАГПЗ Кувейт, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, ОАЭ и Оман. Дорога будет начинаться в северной части Кувейта вблизи его границы с Ираком, свяжет основные порты восточного побережья Аравийского полуострова и его промышленные зоны, дойдет до оманско-йеменской границы и позднее будет продлена по территории Йемена.
В настоящий момент завершен второй этап реализации проекта - строительство в странах единой сети электроподстанций для обеспечения железной дороги электричеством. Предполагается, что железная дорога на 40% разгрузит межаравийские воздушные перевозки и на 10% увеличит общий поток пассажиров, перемещающихся по региону. Кроме того, дорога послужит развитию экономической интеграции аравийских монархий.
Внутри страны окончательно утвержден контракт стоимостью $2,6 млрд. с консорциумом во главе с корейской инженерно-строительной компанией Hyundai Heavy Industries Co., Ltd. по строительству моста и транспортной развязки. Тендерная комиссия еще в феврале 2011 г. приняла этот проект, и данный консорциум предложил самую низкую цену. Тем не менее, выполнение этого контракта было отложено для получения одобрения парламентом страны. На данный момент в этом вопросе принято окончательное решение, и победитель тендера готовится до конца ноября предоставить все необходимые гарантии выполнения проекта.
К этому можно добавить, что еще в 2010 г. был одобрен 5-летний (2010-2014 гг.) план развития, направленный на восстановление экономики и ее дальнейшему росту после экономического кризиса 2008 г. Этот план сформировал на первом этапе программу, известную как "Кувейт: видение 2035", который должен работать по пятилеткам в течение следующих 25 лет, и включает в себя 1100 проектов с оценочной стоимостью $125 млрд., ориентированных на мощное развитие как нефтяного, так и других секторов экономики.
Но здесь следует сказать, что хотя правительство не испытывает недостатка в государственном финансировании, реализация указанных планов развития застопорилась из-за разногласий, возникших между правительством и прежним составом Национального собрания. В настоящее время многие кувейтяне считают, что правительство должно поручить новому составу парламента, которое будет избрано 1 декабря, утвердить новые законы, направленные на выполнение планов дальнейшего развития эмирата, а также на поддержку активного участия в них частного сектора. В противном случае Кувейт, вероятно, будет оставаться заложником длительных политических споров, а планы развития экономики оставаться на бумаге.
Государство, как неоднократно отмечало правительство, имеет финансовые ресурсы, чтобы продвигать крупные инфраструктурные проекты, но их реализация потребует усилий как государственного, так и частного секторов. Например, государственные расходы в 2011 г. составили более $62 млрд., но большая их часть пошла на дотации и субсидии граждан Кувейта. Это в значительной мере укрепило сферу потребления и повысило жизненный уровень населения, что в свою очередь подстегнуло развитие торговых и иных услуг. Правительство ожидает, что во всех этих планах активное участие примет частный сектор, который уже достаточно накопил и финансовых средств, и опыта.
Премьер-министр Кувейта шейх Джабер аль-Мубарак ас-Сабах отмечает: "Мы весьма оптимистичны и полны надежд на многие позитивные изменения, которые произойдут в ближайшем будущем. Предстоящий этап - это гигантский скачок в экономическом развитии. Это сцена для реализации мега-проектов, некоторые из которых уже утверждены. У нас есть деньги, опыт и знания".
Многие члены кувейтского общества согласны с этими словами своего премьер-министра и считают, что, активно участвуя в предстоящих 1 декабря выборах, они смогут избрать тот состав парламента, который будет рука об руку работать с официальными организациями в деле развития различных экономических проектов.
Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
Источник: Новое Восточное Обозрение.
Рейтинг публикации:
|