Судя по тому, с какой стремительностью развиваются события в Египте, вполне возможно, что уже до Нового года у египтян появится столь долгожданная Конституция, а слова Рашида Ганнуши, процитированные на днях Al Arabiya, об окончательном триумфе исламистов в тяжелых условиях переходного периода обретут пророческий смысл для страны Пирамид.
Впрочем, несмотря на решительные действия президента Египта Мухаммеда Мурси, который вслед за вызвавшим бурю негодования указом о вступлении в силу новой Конституционной декларации форсировал процесс создания проекта Конституции и даже назначил на 15 декабря с.г. проведение референдума по ее утверждению, у египетских оппозиционеров еще остаются надежды на то, что они смогут переломить ход событий в свою пользу. О том, что развитие такого сценария все еще возможно, свидетельствует небывалый размах протестов и манифестаций против действий Мурси, в которых принимают участие представители различных слоев египетского общества.
Призыв президента Египта к проведению референдума по утверждению текста постреволюционной Конституции страны явился достаточно неожиданным ответом Мурси на кризис, вызванный его же указом. На фоне заявлений Мурси «о временной необходимости» расширения его полномочий, последовавших после первой волны демонстраций против новой Конституционной декларации, от президента ожидали начала переговоров с оппозиционными силами и объявившими забастовку судьями, что было бы на руку объединившимся в Национальный фронт спасения Египта оппозиционным партиям.
Однако Мухаммед Мурси оказался более дальновидным и в качестве доказательства своих продемократических устремлений ускорил работу Конституционной Ассамблеи по написанию текста Конституции, которая бы усмирила все выпады в его сторону относительно узурпации власти. Конституционной Ассамблее понадобилось 19 часов, чтобы утвердить все 234 статьи проекта Конституции, включая спорные вопросы относительно границ президентских полномочий, статуса ислама, роли военных и прав человека. Примечательно, что, согласно прогнозам Мухаммеда Аль-Бельтаги, одного из видных представителей «Партии свободы и справедливости» в Конституционной Ассамблее, проект Конституции в ходе референдума поддержат 70-75% египетского населения.
Свое одобрение проекту Конституции высказал Юсуф Аль-Карадави, председатель Международного союза мусульманских ученых, отметив, что «у Египта еще не было подобной конституции ни во времена монархии, ни во время революции».
По словам действующего премьер-министра Египта Хишама Кандиля, завершение работы над проектом Конституции означает не только возможность стабилизации политической ситуации в Египте, но и шаг навстречу экономическому прогрессу.
Практически сразу полный текст проекта Конституции был выложен на сайте Egypt Independent, что дало возможность ознакомиться с его содержанием.
Следует отметить, что, согласно статьям 132-154 проекта Конституции, непосредственно касающихся функций главы государства, президент Египта наделяется довольно сбалансированными полномочиями, не вызывающими явного порицания и отторжения, как это было в случае с новой Конституционной декларацией. Так, максимальное время нахождения президента у власти ограничивается 8 годами или двумя президентскими сроками. Будучи Верховным Главнокомандующим, президент не вправе самостоятельно объявлять войну или отправлять вооруженные силы на территорию какого-либо государства без консультации с Советом национальной обороны и одобрения Народной Ассамблеей большинством голосов. В соответствии со статьей 148 проекта Конституции, президент Египта не может вводить режим чрезвычайного положения без консультации с кабинетом министров и одобрения парламента. Подписание международных договоров и их ратификация также невозможны без одобрения нижней и верхней палат парламента.
Что касается статуса ислама, то, согласно статье 2, принципы шариата являются основополагающими принципами законодательства. В то же время данный тезис не является нововведением исламистского президента, поскольку содержался и в предыдущей Конституции Египта от 1972 г., что противоречит отдельным обвинениям в адрес Мурси о намерении радикальной исламизации Египта с помощью новой Конституции. При этом в статье 6 говорится о том, что политическая система Египта основывается на принципах демократии и шуры (совещательности), гражданства (в соответствии с которым все граждане равны в правах и обязанностях), партийного плюрализма, мирной передачи власти, разделении властей и баланса между ними, верховенства закона и уважении прав и свобод человека.
В данном контексте становится понятным, почему лидер движения «Салафитский джихад» Мухаммед Аль-Завахири заявил о том, что его организация намерена бойкотировать предстоящий референдум, поскольку проект Конституции не основывается исключительно на принципах шариата. По словам Аль-Завахири, движение «не может принять Конституцию, которая противоречит Закону Божьему, и наделяет суверенной властью кого-либо еще, кроме Аллаха».
Некоторое недоумение вызывает как раз яростное отторжение проекта Конституции оппозиционными силами ввиду того, что формат референдума позволяет любому несогласному со статьями проекта Конституции проголосовать против их утверждения. Столь резкий подъем антипрезидентских настроений, думается, вызван в значительной степени именно положениями обновленной Конституционной декларации, после которых далеко не все египтяне готовы поверить в то, что Мурси на самом деле готов отказаться от расширения своих полномочий.
В результате манифестации разгорелись с еще большей силой. Причем, как в поддержку проведения референдума и проекта новой Конституции, так и против них. Так, 18 политических сил одобрили решение президента, среди которых «Братья-мусульмане», «Стражи революции», «Египетский революционный союз», «Фронт защиты революции», «Молодежная коалиция 25 января», «Партия свободы и справедливости», салафитская партия «Ан-Нур» и умеренная исламистская партия «Васат». Сторонники Мухаммеда Мурси провели 1 декабря многотысячный митинг у здания Каирского университета, сопровождавшийся выкриками «Аллах Акбар», фейерверками и пением национальных песен. А в 3 км от них на площади Тахрир противники Мурси продолжили сидячую забастовку, требуя отмены новой Конституционной декларации. Форсированное завершение работы по созданию проекта Конституции вызвало у представителей оппозиции еще большее возмущение, поскольку многие из них попросту вышли из состава Конституционной Ассамблеи и их голоса не были услышаны. По мнению противников проекта Конституции, многие из положений в статьях не ясны, и, таким образом, открыты для интерпретации. Мухаммед Аль-Барадеи, лидер «Конституционной партии», обвинил президента Мурси и Конституционную Ассамблею «в подготовке переворота против демократии».
Общенациональные протесты достигли своего апогея 4 декабря, когда под эгидой Национального фронта, лидерами которого являются Мухаммед Аль-Барадеи, Хамдин Сабахи и Амр Муса, тысячи демонстрантов двинулись к президентскому дворцу, требуя ухода Мурси с поста президента. В этот же день о проведении однодневной забастовки объявили 12 египетских газет и 5 телеканалов, объяснив свое решение отсутствием в проекте Конституции статьи о запрете тюремного заключения журналистов в случаях, связанных с выражением свободы слова.
Противостоящая Национальному фронту Исламистская коалиция, включающая «Партию свободы и справедливости», салафитскую партию «Ан-Нур», «Салафитский призыв» и «Аль-Гамаа Аль-Исламия», обвинила оппозиционные силы в актах вандализма, выразив уверенность в том, что противоречия могут быть разрешены только путем проведения референдума, а не актами саботажа.
Между тем массовые беспорядки продолжаются, появились первые жертвы противостояния с обеих сторон, в ход идут зажигательные смеси, слезоточивый газ и холодное оружие…
Столь долгожданный проект Конституции, который должен был консолидировать египетское общество, превратился в настоящее яблоко раздора, расколовшее Египет пополам и снова ввергнувшее страну в революционную пучину.
Жанна Игошина, кандидат политических наук, преподаватель кафедры международных отношений Института социальных наук Одесского национального университета им. И.И.Мечникова, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
Источник: Новое Восточное Обозрение.
Рейтинг публикации:
|