С момента обретения Украиной независимости в высших политических кругах Польши затеплилась надежда, что вслед за СССР в небытие канет также и сама Россия, рассыпавшись на множество удельных княжеств. Выдвинутая в своё время Юзефом Пилсудским концепция прометеизма под лозунгом «За нашу и вашу свободу!», в которой поляки мнили себя освободителями российских национальных окраин от «гнёта Москвы», вновь приобрела актуальную значимость.
Увидев, однако, что дальше откола от России союзных республик и их одурманенных ветром беззакония элит дело не пошло, прагматическая польская геополитическая мысль сконцентрировалась на необходимом минимуме, взяв на вооружение концепцию УЛБ (Украина – Литва – Белоруссия). Автором данной концепции, выдвинутой ещё в 1950-х гг., был политолог Юлиуш Мерошевский, польский эмигрант, печатавшийся в журнале Ежи Гедройца «Культура» в Париже и считавший необходимым в интересах Польши добиться независимости Украины, Литвы и Белоруссии. Центральное значение придавалось украинскому независимому государству как лимитрофному образованию под контролем внешних сил, и в таком случае Польше доставалась роль регионального лидера и почётный титул защитницы «латинской цивилизации» от «московских орд». Будучи прагматиком, Мерошевский понимал, что реализация концепции УЛБ потребует от Польши отказа от амбиций Второй Речи Посполитой и, в частности, так называемой ягеллонской идеи.
«Это для нас ягеллонская идея не имеет ничего общего с империализмом, а для литовцев, украинцев и белорусов эта чистейшая форма польского империализма, - писал Ю. Мерошевский. – Речь Посполитая Двух Народов привела к ополячиванию литовской аристократии… Приятно, что польская культура так привлекательна, даже более привлекательна, чем русская. В литовской или украинской перспективе это означает, что поляки куда более грозные ассимиляторы, чем русские. Требуется лишь соответствующая конъюнктура, чтобы поляки распрямили свои ассимиляторские крылья».
Таким образом, в концепции Мерошевского нашла выражение новая польская политика на восточном направлении: восточные границы Польши приобретали новое качество, а подневольные Украина, Литва и Белоруссия рассматривались отныне как независимые лояльные к католической Польше государственные образования. Из камня преткновения между поляками и русскими лимитрофные Украина, Литва и Белоруссия становились головной болью России.
Сам Мерошевский настойчиво втолковывал своим соотечественникам, что стремление удержать в руках территории нынешних Литвы, Белоруссии и Украины лишат Польшу потенциальных союзников в лице элит этих стран, которые могут стать таковыми только при условии их независимости как от Польши, так и от России. Расчёт оказался верным, и с позиций сегодняшнего дня можно смело утверждать, что главным препятствием для нормальных отношений этих стран с Россией является позиция элит, играющих на противоречиях России и Запада. И если с Белоруссией Александра Лукашенко – даже после разрушения проекта «Союзное государство» - слабая надежда на сохранение союзнических отношений ещё существует, то с Литвой и Украиной до нормальных межгосударственных отношений далеко.
Литва уже давно в НАТО, туда же пытаются затащить Украину. В полном соответствии с прогнозами Ю. Мерошевского правящий класс независимой Украины превратил собственную страну в лимитроф, беззастенчиво используемый Западом в противостоянии с Россией. Пропагандистская машина всё ещё вещает о праве Украины на независимость, но ни слова не говорится о том, кто эту независимость инспирировал и кто пользуется её плодами. На Украине вы не услышите ни о Ю. Мерошевском, ни о его концепции УЛБ, которая с такой откровенностью объясняет смысл существования суверенного украинского государства.
Русофобская направленность идей о «независимости» Украины – давно ни для кого не тайна, но глубоко заблуждаются те, кто полагают, что русофобия, укоренившаяся в поляках буквально на органическом уровне, автоматически означает украинофилию польских государственных деятелей. Бросаясь в антироссийские авантюры, Украина обрекает себя на роль презираемого Европой буферного государства. Ведь, как известно, у поляков в крови не только ненависть к русским, но и вражда и высокомерие по отношению к украинцам (хотя автор концепции УЛБ призывал своих соотечественников отказаться от спесивости в отношении украинцев, как впрочем, белорусов и литовцев). Исполняя указания Варшавы, «оранжевой» Украине не удастся добиться любви и уважения польской шляхты XXI века. Архетипы занесённых западным ветром «демократов-президентов» не меняются, поэтому для поляков рядовой украинец останется таким же представителем «быдла», каким был 100 или 200 лет назад. Насаждаемая сверху (опять же для вящей пользы польского государства) идея украинскости или белорускости служит исключительно политическим целям, закрепляя достигнутые в ходе реализации концепции Мерошевского результаты. Иначе кому нужно упорно доказывать, что белорусы, украинцы и русские – это разные народы? Почему у мордвы существует два языка – мокшанский и эрзянский, но и мокша и эрзя считаются одним народом? Почему немцам, у которых ситуация с диалектами немецкого языка настолько катастрофическая, что во время Первой мировой войны немцы-южане общались с немцами-северянами на французском, не приходит в голову заявить о разных народах, населяющих Германию северную и Германию южную? Почему франкоязычному швейцарцу даже в голову не придёт мысль отказать в праве на общую отчизну и общую историю швейцарцу италоязычному или немецкоязычному? Каждому здравомыслящему человеку ясно, что за разделением триединого русского, украинского и белорусского народов стоят враждебные этим народам силы.
Противопоставить западному протестантско-католическому проекту УЛБ в его современной версии следует объединяющую идеологию, обращённую к нашим общим историческим истокам. В истории Украины и Белоруссии в качестве таких идеологических интеллектуально-патриотических течений выступали идеи Малой Руси для Украины и западнорусизма для Белоруссии, в рамках которых украинцы вполне справедливо считали себя малороссами, называя Украину Малороссией, а белорусы – западными русскими, называя Белоруссию Северо-Западным краем. Выдающиеся учёные и деятели культуры, обосновывавшие справедливость существования Малороссии и Северо-Западного края оставили нам в дар своё интеллектуальное наследие: Г. Киприанович, М. Коялович, А. Демьянович (среди белорусов), Н. Костомаров, В. Антонович, М. Максимович, Д. Багалей (среди украинцев). В век идеологического вакуума их работы и идеи могут принести ещё немало пользы в деле единения наших народов.
Когда-то министр пропаганды гитлеровской Германии Йозеф Геббельс сказал: «Заберите у народа его историю, и через сто лет он превратится в стадо, а ещё через сто лет им можно будет управлять». Сохранить то, что нам дано нашей историей и нашей культурой, русские, белорусы и украинцы смогут только сообща.
Владислав ГУЛЕВИЧ (Украина)
Источник: «Одна Родина» http://odnarodyna.ru/
Фонд стратегической культуры - Украинская редакция Источник: Фонд стратегической культуры - Украинская редакция «Одна Родина».
Рейтинг публикации:
|