"Тиран". "Диктатор". "Новый фараон". С каждым днем количество нелестных эпитетов в адрес президента Египта Мухаммеда Мурси растет с геометрической прогрессией. Давно канул в Лету образ Мурси как слабовольного политика, способного играть лишь по правилам Высшего совета вооруженных сил (ВСВС) и подчиняться поправкам к Конституционной декларации, которые ВСВС предусмотрительно внес накануне вступления Мурси на пост президента.
Решительно отодвинув на политические задворки как ВСВС, так и своих недавних оппонентов по президентским гонкам, Мухаммед Мурси активно принялся за реализацию собственного плана по становлению постреволюционного Египта на рельсы «свободы и демократии». Именно «дорогой к свободе и демократии» назвал свои действия президент Египта во время недавнего обращения к своим сторонникам. Однако, по мнению оппозиционных сил и ряда местных СМИ, последовательная политика, проводимая Мурси по расширению собственных полномочий, может привести только к тотальной узурпации власти. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения оппозиции, стал Указ президента Мурси о внесении поправок в Конституционную декларацию, текст которых наводит на мысль о том, что президент Египта успел забыть о народном недовольстве подобными действиями ВСВС.
Властные амбиции ВСВС, в конечном итоге, привели к уходу военных с политической арены. Сможет ли Мухаммед Мурси извлечь урок из инициированного им же падения ВСВС, или, не выдержав испытания властью, он будет сметен той самой революционной волной, приведшей его к президентскому креслу?
Судя по последней информации, указ Мурси о поправках в Конституционную декларацию существенно пошатнул степень доверия египтян к своему президенту. Так, по данным Ahram Online, около 10 тыс. чел. провели ночь с 24 на 25 ноября на площади Тахрир в знак протеста против утвержденных президентом поправок.
Новая Конституционная декларация не только привела к массовым протестам и поляризации египетского общества, но и вызвала падение цен на египетской фондовой бирже на 9,5%. По мнению экспертов, фондовую биржу ожидают еще большие потери в связи с намеченными на 27 ноября новыми акциями протеста.
Основные статьи обновленной Конституционной декларации, обнародованной 22 ноября с.г., закрепили за Мурси исключительные законодательные полномочия. Согласно ст.II, законы и указы, принятые Мурси с момента вступления его на пост президента, отмене и обжалованию не подлежат. При этом судебная власть была лишена возможности распускать верхнюю палату парламента и Конституционную ассамблею, на которую возложена ответственность разработки нового проекта конституции Египта. Интерес представляет и ст.VI Декларации, наделяющая президента полномочиями «принимать необходимые меры для защиты страны и целей революции». Изменения коснулись также и процедуры назначения генерального прокурора, которого отныне назначает только глава государства сроком на 4 года.
Понятно, что столь значительные поправки в текст Конституционной декларации вызвали неоднозначную реакцию и внутри страны, и за ее пределами.
23 ноября официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд выразила озабоченность международного сообщества ситуацией в Египте, поскольку египетская революция не предполагала концентрации власти в руках одного человека или института. Наблюдающийся сегодня в Египте конституционный вакуум может быть решен только путем принятия конституции, содержащей систему сдержек и противовесов, и уважающей основные свободы, права человека и верховенство закона, в соответствии с международными обязательствами Египта.
Растущее беспокойство высказала и Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллай, опасающаяся возможных негативных последствий действия данной декларации для соблюдения прав человека и верховенства права в Египте.
О внимании к развитию ситуации в Египте говорится и в комментарии МИД России за 24 ноября с.г. Внешнеполитическое ведомство России призывает ведущие политические силы Египта к конструктивному диалогу, чтобы не допустить подрыва национального согласия.
Между тем, оппозиционные политические силы заявляют о невозможности любого диалога с президентом Мурси до тех пор, пока он не аннулирует новую Конституционную декларацию. Десятки политических партий и групп, среди которых «Конституционная партия», «Социал-демократическая партия», «Социалистический народный альянс», «Коалиция нассеритских партий» и партия «Вафд» заявили о создании 24 ноября с.г. Национального фронта с целью поддержки сидячих забастовок и демонстраций против декларации.
В совещании по координации действий политических сил приняли участие Хамдин Сабахи, Мухаммед Аль-Барадеи, Амр Муса и Абдель Муним Абуль Фатух. Пока не ясно, войдет ли в Национальный фронт партия Абуль Фатуха «Сильный Египет», поскольку в прошлом он неоднократно подчеркивал, что его партия не будет сотрудничать с силами, в которых представлены политики, имеющие связь с режимом Хосни Мубарака. В данном случае речь идет о бывшем генеральном секретаре Лиги арабских государств Амр Мусе, который в 1991-2001 гг. занимал пост министра иностранных дел Египта.
Примечательно, что в совещании принял участие и бывший советник президента Мурси по вопросам демократических преобразований Самир Маркус, подавший в отставку в знак протеста против новой Конституционной декларации. Следует отметить, что команду Мурси покинули еще два советника - Сакина Фуад и Фарук Джвейда, что, безусловно, свидетельствует о серьезном внутриполитическом кризисе, в эпицентре которого оказался сам глава государства.
О намерении инициировать общенациональную забастовку судей и прокуроров в знак протеста против президентского указа и увольнения генерального прокурора Абдель Магида Махмуда заявили представители Высшего судебного совета Египта, обвинив президента Мурси в «беспрецедентной атаке на независимость судебной власти».
В свою очередь «Братья-мусульмане» призвали своих сторонников выйти на улицы в поддержку президентского указа, обвинив протестующих против новой Конституционной декларации в безответственности, направленной на уничтожение государственных институтов. Вполне ожидаемо свою поддержку президенту высказал «Салафитский фронт», объединяющий несколько исламистских партий и организаций консервативного толка, в частности, партии «Ан-Нур», «Аль-Васат» и «Аль-Асаля».
В Каире же тем временем продолжаются столкновения между полицией и протестующими против Конституционной декларации. Службы безопасности воздвигают заграждения в целях предотвращения продвижения демонстрантов к правительственным зданиям. С каждым часом ситуация накаляется, что наводит на размышления о дальнейших шагах президента.
Как далеко готов зайти Мухаммед Мурси в своем стремлении к абсолютной власти? Пойдет ли он на уступки и диалог с оппозицией, или Египет ожидает еще больший раскол и поляризация, которые, по словам представителя «Движения 6 апреля» Тарека Аль-Холи, могут поставить Египет на грань гражданской войны?
Жанна Игошина, кандидат политических наук, преподаватель кафедры международных отношений Института социальных наук Одесского национального университета им. И.И.Мечникова, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».