После победы на президентских выборах Барак Обама стоит перед выбором внешнеполитического курса на российском направлении. Эксперты полагают, что принципиальных изменений в этом отношении не произойдёт, хотя политика "перезагрузки" вряд ли продолжится в том виде, в котором она появилась 4 года тому назад (АУДИО)
Президент-демократ будет вынужден лавировать между внешнеполитической целесообразностью, собственными убеждениями и требованиями оппонентов из республиканского лагеря, чувствующих поддержку со стороны американского общественного мнения. Барак Обама уже не вызывает у американцев восторженного отношения, имевшего место прежде.
Поэтому, как считают многие эксперты, избиратели голосовали, скорее, против Митта Ромни, чем в поддержку нынешнего главы Белого дома. Если бы республиканцы выставили на президентскую гонку более сильного кандидата, то у Обамы не осталось бы шансов на победу.
Принципиальным вопросом, без ответа на который вообще невозможно говорить о содержании внешней политики второй администрации Обамы, является фигура нового руководителя Госдепартамента. Как известно, нынешний госсекретарь Хиллари Клинтон в начале следующего года уходит в отставку. Между прочим, многие эксперты в качестве мотива этого решения называют желание госпожи Клинтон повторить карьерный взлёт своего мужа, попав в Белый дом уже не в качестве первой леди, а в качестве полновластного хозяина. Так это или не так – узнаем позже. Пока же остановимся на самом факте скорого освобождения госсекретарского поста.
Среди претендентов на это место изначально рассматривалась кандидатура американского постпреда при ООН Сьюзан Райс. До сих пор её позиции были довольно слабыми из-за критики со стороны республиканцев. Те выдвигали претензии в связи с высказываниями Райс после сентябрьского нападения террористов на американское консульство в ливийском Бенгази.
Постпред поначалу утверждала, что это произошло абсолютно спонтанно во время массовой акции протеста против выхода кинофильма, оскорбившего чувства мусульман. Однако позже выяснилось, что теракт спланировали сообщники "Аль-Каиды", а Конгресс США заподозрил, что администрация не только не приняла необходимых мер для защиты дипломатов, но и скрыла от общественности часть информации.
Теперь, по некоторым данным, оппозиция в Конгрессе США отказывается от жесткой критики Райс и готова рассмотреть ее кандидатуру на пост госсекретаря. Сьюзан Райс является давним политическим соратником Барака Обамы и пользуется его полным доверием. В то же время среди коллег по ООН и журналистов она пользуется неоднозначной репутацией: многие отмечают высокомерное отношение Райс к другим странам, грубоватый стиль поведения и даже использование недипломатических выражений.
Эксперты говорят, что это Сьюзан Райс вместе с Хиллари Клинтон убедила Обаму начать бомбардировки Ливии, вопреки советам тогдашнего министра обороны Роберта Гейтса. Штрихом к портрету Сьюзан Райс может послужить эпизод одного из заседаний Совета Безопасности ООН, на котором обсуждалась линия поведения международного сообщества в отношении Ливии. Тогда, выступая за вмешательство во внутренние дела Ливии, Сюзан Райс обвинила Муаммара Каддафи в раздаче своим солдатам таблеток "Виагры", чтобы тем было проще насиловать женщин.
Таким образом, назначение Райс на должность госсекретаря США будет означать дрейф ныне существующего внешнеполитического курса Америки в сторону большей жёсткости в отношениях и с союзниками, и с попутчиками, и тем более с геополитическими соперниками, к которым с полным правом можно отнести и Россию (может быть, её даже в первую очередь). Такое положение дел иллюстрирует фактическое завершение политики "перезагрузки" между Россией и США, говорит ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко:
"По сути, та политика "перезагрузки" уже закончилась. И говорить о том, будет ли её продолжать Обама, бессмысленно. Для меня финал политики "перезагрузки" иллюстрируют два события: неудачные сочинские переговоры летом 2011 года по ПРО и резко негативное отношение администрации Обамы к возвращению Владимира Путина на президентский пост.
Это были два события, которые демонтировали политику "перезагрузки". Да, "перезагрузка" решила свои ситуативные вопросы, главным из которых было заключение Договора СНВ-3. На этом задачи политики "перезагрузки" пока исчерпаны. Без соглашения по ПРО и без привлечения Великобритании к процессу переговоров о сокращении вооружений Россия не пойдёт на новые сокращения. В целом, я думаю, будет замороженная ситуация".
Безусловно, символом как минимум "заморозки" отношений стала история с так называемым законом Магнитского, который президент Обама, как ожидается, подпишет до конца года. Его положения касаются визовых и финансовых санкций против российских чиновников, на которых правозащитники возлагают ответственность за задержание, плохое обращение и смерть юрисконсульта Сергея Магнитского.
- "Список Магнитского": точка поставлена не будет
Понятно, что "закон Магнитского" вызывает резкое неприятие в Москве. По мнению российских властей, трагическая смерть человека используется Белым домом для демонстративного давления на Кремль. Однако и в самом американском политическом истеблишменте нет единого мнения по этому вопросу.
Так, на днях конгрессмен Рон Пол выступил с резкой критикой принятия "списка Магнитского". Он заявил, что экономические санкции законопроекта, направленные против физических лиц, напоминают "расстрельный список" Барака Обамы. Лица будут определяться в этот список по двусмысленным и некорректным критериям, без какого-либо четкого процесса и без права на доказательство своей невиновности. Если этот законопроект будет одобрен, заявил конгрессмен, американцам следует ожидать ответных санкций со стороны России и, скорее всего, со стороны других экономических партнеров. Международная общественность сочтёт, что "список Магнитского" – это то, как американцы относятся к другим странам мира.
- Рон Пол: "Акт Магнитского" - провокационное вмешательство в дела РФ
Представьте, отметил Рон Пол, что Россия или Китай примут схожий законопроект, запрещающий американским гражданам въезд в эти страны, а также заморозят все активы тех американцев, которых они заподозрят в нарушении прав человека. Например, сочтут, что нарушением прав человека со стороны американцев стал обстрел территории Ливии, когда от бомбардировок сил НАТО погибли тысячи мирных граждан.
Если же Конгресс на самом деле обеспокоен нарушением прав человека в тюрьмах, то может быть стоит сначала рассмотреть дело Брэдли Мэннинга, решение по которому все еще не вынесено, предложил Рон Пол. В прошлом году организация "Международная амнистия" опубликовала открытое письмо в его поддержку, обращенное к тогда еще действующему министру обороны США Роберту Гейтсу, в котором говорилось, что нечеловеческие условия содержания обвиняемого "подрывают основополагающий принцип США о презумпции невиновности".
Безусловно, в российско-американских отношениях есть застарелые проблемы, которые обе стороны будут пытаться решать в ближайшее четырёхлетие. Однако есть смысл приподняться над ситуацией, посмотреть на неё не с позиции сегодняшнего и даже не завтрашнего дня, а предстоящего столетия. Новый, XXI век, должен ознаменоваться разумной геополитической стратегией, цели и задачи которой в равной степени удовлетворяли бы интересам основных игроков на международной арене.
"Конечно, это противоракетная оборона – больной вопрос для нас. Вторая проблема – "акт Магнитского", - отметил замдиректора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов. - Я бы её не ставил на одну доску с ПРО. Но во всяком случае с политической точки зрения этот акт вызывает серьёзную озабоченность российского руководства. Проблема вокруг Сирии, которая, как кажется, заходит в тупик. Как она будет решаться – большой вопрос. Это тоже одна из сложностей в российско-американских отношениях. Так что в российско-американских отношениях успехи чередуются с провалами.
Из международных проблем, по которым возможно взаимодействие, можно назвать Иран. Эту проблему без российского участия вряд ли можно решить. Каких-то прорывов ждать не следует. Есть груз холодной войны. Есть огромные (хоть и сокращаемые) арсеналы стратегических вооружений. На самом деле задача стоит не на четырёхлетие, а на какую-то более длительную перспективу. Это расширение повестки дня двусторонних отношений. Не ограничиваться только военно-политическими вопросами. Не ограничиваться только решением проблем, которые возникают. А идти дальше и расширять сотрудничество. За счёт расширения торговли, экономических связей. Есть надежда, что вступление в ВТО и отмена поправки Джексона-Вэника хоть как-то подтолкнут это направление сотрудничества".
Кстати говоря, "перезагрузка" как раз и грешила, по мнению многих экспертов, чрезмерной экспрессией. Её апологеты в своём безудержном оптимизме не замечали очевидных проблем. И как любая оторванная от реальности теория, "перезагрузка" становилась всё менее эффективной, пока по обе стороны Атлантики не возобладали пессимистичные настроения.
Но говорят, что пессимист – это информированный оптимист. В скепсисе относительно "перезагрузки" как таковом нет ничего особо страшного. Это вовсе не означает отката российско-американских отношений ко временам холодной войны. Потому что, как кажется, они уже прошли, что называется, точку невозврата.
"Главное состоит в том, что был восстановлен контроль над вооружениями и заключён новый Договор о сокращении наступательных вооружений, - считает Валерий Габрузов. - Администрация Обамы всё-таки учла наши озабоченности в отношении вступления Украины и Грузии в НАТО: этот процесс приостановлен. И я думаю, что, пока демократы у власти, ни Грузия, ни Украина не будут возобновлять свои попытки. А если и будут, руководство США и НАТО отнесётся к этому достаточно сдержанно.
В случае прихода республиканцев эта позиция поменяется. Кроме всего прочего, Россия вступила в ВТО. И сложно сказать, если бы не Обама и его администрация, было бы нам оказано такое содействие. Т.е. целый комплекс проблем, связанных с "перезагрузкой", за четыре года решён с учётом национальных интересов России.
Я не сказал о ещё одном важном моменте: сотрудничество по Афганистану. Всё-таки то, что там делают или пытаются делать американцы, это и в наших интересах. В российско-американских отношениях установилось нормальное прагматичное сотрудничество. Так называемое избирательное сотрудничество, выборочное сотрудничество по тем проблемам, которые представляют взаимный интерес и взаимную выгоду. Я считаю, что это неплохо".
Вот уж чего не следует делать России и США, так это идти на прямую конфронтацию, – в этом уверено абсолютное большинство экспертов. Политическая целесообразность заключается в том, чтобы на смену политике "перезагрузки" пришла рациональная политика сотрудничества, основанного на взаимоуважении, на признании различий и на отказе от попыток сгладить их любой ценой. Только таким образом, не обманывая ни себя, ни остальных, Россия и США смогут достойно встретить новые вызовы беспокойного XXI века.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+