Ягил Леви
Фото: EPA
Когда первостепенное значение придается военным методам, дипломатические возможности отходят на второй план. В таком случае невозможно осознание, например, того, что иногда действия, направленные на укрепление суверенитета противника, могут быть весьма целесообразными
Израиль убил своего «субподрядчика», того, кто заботился о безопасности еврейского государства в секторе Газа, отмечает Алуф Бенн в своей статье в газете Haaretz от 14 ноября, рассуждая об уничтожении руководителя военного крыла группировки ХАМАС Ахмеда Джабари. На самом деле, это уже не первый раз, когда Тель-Авив поступает подобным образом. История государства полна случаев чрезмерного использования военной силы с целью ослабления политических образований, с помощью которых израильтяне могли бы установить правила игры, способные укрепить безопасность их страны. Чем слабее становились эти образования, тем сильнее бил по ним Израиль, ослабляя их еще больше.
Подобным образом Израиль в первые годы своего существования в качестве суверенного государства ослаблял правящие режимы Египта и Иордании. Эти страны хотели закрыть свои границы, защитить их от проникновения лазутчиков и диверсантов. Израильтянам это не понравилось, и они в ответ ударили по соседям изо всей силы, предприняв целый ряд налетов и рейдов. Однако режимы этих государств не рухнули - Египет стал искать союза с СССР, что негативно сказалось на безопасности самого Израиля, а Иорданию спасло вмешательство Запада, который стал оказывать давление на Тель-Авив. Дальнейшее ослабление вышеуказанных режимов неминуемо привело бы к тому, что границы Израиля с этими странами стали бы еще менее безопасными.
В 1970-х годах похожие соображения побудили израильтян отреагировать силовыми методами на враждебные действия палестинских организаций, базирующихся в Ливане. Это привело к ослаблению суверенитета ливанского государства, а впоследствии к его распаду и появлению небольшого палестинского образования на юге Ливана. Со временем это мини-государство укрепилось, и его власти стали успешно сдерживать враждебные действия в отношении Израиля, однако в этот момент израильтяне нанесли по нему новый удар, причем без всякого повода - вспомните Первую ливанскую войну 1982 года. В результате в регионе опять возник политический и военный вакуум, и Тель-Авив оказался втянутым в кровопролитный конфликт, войну на истощение.
После постепенного отвода израильских войск на юге Ливана появилось новое карликовое государство, возглавляемое движением «Хезболла», которое соблюдало правила игры и поддерживало мир на северных границах Израиля в период между 2000 и 2006 годами. Однако Тель-Авив, не имея на то ни малейших оснований, вновь захотел уничтожить это политическое образование и развязал Вторую ливанскую войну, опять же без достаточного повода. К счастью, относительная военная слабость сторон позволила избежать худших последствий, иначе конфликт мог бы обернуться настоящим дипломатическим кошмаром - ведь с распадом вышеуказанного политического образования южные районы Ливана превратились бы в ничейные земли.
Похожие процессы имели место и в районах, контролируемых властями Палестинской автономии. Постепенная эскалация военных действий со стороны Израиля в ответ на вторую интифаду привела к краху Палестинской национальной администрации, которой в период между 1996 и 2000 годами удавалось успешно сдерживать террористические действия против Израиля, причем не в последнюю очередь благодаря тому, что израильтяне содействовали укреплению ее авторитета. После этого терроризм расцвел здесь махровым цветом, и только восстановление власти Палестинской национальной администрации, пусть и достаточно ограниченной, на Западном берегу реки Иордан позволило несколько обуздать террористов начиная с 2006 года.
Вследствие ослабления властей Палестинской автономии в секторе Газа появилось мини-государство, возглавляемое группировкой ХАМАС. Однако, как только эта организация создала необходимую инфраструктуру, позволяющую сдерживать другие вооруженные формирования, действующие в секторе, и установить относительный мир в южных районах, Израиль снова предпринял шаги, направленные на ее ослабление путем подрыва суверенитета данного мини-государства (например, создания полосы безопасности в секторе Газа), не говоря уж об экономической блокаде. Теперь убийство Джабари, наиболее влиятельного военного лидера в секторе Газа, снова ослабит ХАМАС и укрепит позиции ее соперников.
Когда первостепенное значение придается военным методам, дипломатические возможности отходят на второй план. В таком случае невозможно осознание, например, того, что иногда действия, направленные на содействие укреплению суверенитета противника, могут быть весьма целесообразными. Дело в том, что чем сильнее становится такой противник в военном и политическом плане, чем больше он развивает свою инфраструктуру, тем сильнее он чувствует ответственность перед населением и заинтересованность в мире и порядке на вверенной ему территории. Мир и порядок позволяют властям такого политического образования заниматься деятельностью, направленной на благо местных жителей, что, в свою очередь, повышает их легитимность и дает им возможность оказывать влияние на поведение вооруженных формирований.
Укрепление суверенитета подобных образований достигается разными методами, одним из которых является терпимость, отказ от применения силы. Лидеры, игнорирующие такую логику, втягивают свои страны в военные действия, совершенно не учитывая того, что чрезмерное использование силовых методов может подчас привести к результатам, противоположным тем, на которые они рассчитывали. Именно это и происходит сегодня. Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 576
Рейтинг поста:
Всё правильно сделали. Массад знает, что (да и кто придёт тоже знают) на его место придёт более радикальный или безбашенный, который и спровоцирует своими действиями (это может быть например теракт) полномоштабное вторжение израиля и как следствие стирание с лица земли палестины.
--------------------