Водные ресурсы, наряду с чистым воздухом, продовольствием и энергоносителями, представляют основной источник существования человечества. В настоящее время обеспечение водой начинает превращаться в одну из глобальных проблем, поскольку лавинообразный рост производства и трехкратное увеличение населения Земли повлекли за собой в ХХ в. 7-кратный рост потребности в воде.
Особенно остро данная проблема стоит перед арабскими странами, большая часть территории которых занята пустынями. Если в 1960 г. в этом регионе на душу населения приходилось в год 3,3 тыс. куб. м потребляемой воды, то сейчас данный показатель снизился до 1,3 тыс. кубометров. Даже такие государства, как Ирак, Сирия и Ливан, где на каждого жителя ежегодно приходится, соответственно, 2,7 тыс., 1,4 тыс. и 1,1 тыс. куб. м, относятся к категории стран с низким и очень низким водообеспечением. Что же тогда говорить о Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах и Кувейте, где водоснабжение за счет естественных источников воды составляет на душу населения 56, 37 и 7 кубометров в год, соответственно1? Уже в 2000 г. 130 млн. чел. на Ближнем Востоке и в Северной Африке жили на «голодном водяном пайке» (менее 1 тыс. куб. м на человека в год), а 45 млн. – в странах с недостаточным водоснабжением. В настоящее время 30 млн. жителей государств Арабского Востока не имеют доступа к чистой воде, а 27 млн. – базового санитарного водообеспечения2. ОАЭ, Ирак, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко расходуют больше воды, чем получают от выпадения осадков. В Ираке площадь болот сократилась на 90%, в то время как уровень Мертвого моря снизился с 1960 г. на 150 футов.
Сокращение водоснабжения ведет к снижению сельскохозяйственного производства, что побуждает арабские страны наращивать импорт продовольствия, ежегодно затрачивая на его закупку за рубежом $30 млрд. Одновременно возрастает их зависимость от колебаний цен на него на мировых рынках, и рост стоимости продовольственных товаров стал одной из причин волнений, охвативших в 2011 г. Тунис, Египет, Алжир, Йемен и Иорданию.
Следует, вместе с тем, отметить, что в арабском мире понимают остроту проблемы и пытаются ее решать.
Наиболее кардинальные шаги были осуществлены в Ливии, где в среднем выпадает 26 мм осадков в год, а реальный годовой поверхностный сток не превышает 100 млн. куб. м. Меры по выправлению ситуации начали приниматься сразу же после Сентябрьской революции 1969 г. К 1984 г. было сооружено 6 дамб для создания водохранилищ вместимостью 387 млн. кубометров и пробурено 2,9 тыс. артезианских скважин3. Было, кроме того, сооружено 30 станций, ежедневно опресняющих 150 тыс. куб. м воды4. В то же время возобновляемые гидроресурсы продолжали снижаться: в 1960 г. они составляли 538 кубометров на человека в год, а в 1990 г. – 154 куб. м5. В этой ситуации лидер ливийской революции Муаммар Каддафи выдвинул в 1983 г. идею строительства Великой искусственной реки (ВИР) для переброски на Север пресной воды из подземных озер, расположенных в Сахаре в районах Мурзука, Куфры и Хамады и содержащих 35 тыс. куб. км воды6. Этот проект, стоимостью $30 млрд., стал крупнейшим в мире гидротехническим сооружением ХХ в.7 Было пробурено 270 скважин и уложено 250 тыс. железобетонных труб диаметром от 1,6 до 4 м. На строительстве ВИР было занято 50 тыс. ливийцев и несколько тысяч иностранных специалистов8. В результате сооружения Искусственной реки появилась возможность переброски к побережью 2 куб. км воды в год.
Широкие масштабы приобрело строительство в странах региона опреснительных станций, число которых в Средиземноморье и зоне Персидского залива достигло 1,5 тыс., 120 из которых находятся в ОАЭ, Катаре, на Бахрейне, в Саудовской Аравии, Кувейте и Ираке. Арабские Эмираты с населением 2,4 млн. чел. ежедневно получают 1,1 млн. куб. м опресненной воды, и в Абу-Даби на душу населения приходится 528 л пресной воды в день, в то время как в Германии – 128 л. Всего же страны Аравийского полуострова удовлетворяют за счет опреснения 70% своих потребностей в гидроресурсах. Вместе с тем 1 л опресненной воды стоит довольно дорого – ок. 50 центов, и КСА в 1970-1980 гг. расходовало ок. 20% доходов от нефти на опреснение предназначенной для ирригации воды. Серьезную проблему создают к тому же экологические последствия: оставшаяся после выпаривания соль сбрасывается обратно в море, что уже повлекло за собой 8-кратное превышение над нормальным уровня засоленности некоторых районов Персидского залива, сопровождающееся гибелью рыб и кораллов.
В Египте, где пахотными являются всего 3% земель и 95% населения проживает в долине Нила, принимаются меры по увеличению площади обрабатываемой территории, которая в 1982-1997 гг. возросла на 3,4 млн. федданов, достигнув 14,4 млн. федданов. К началу 90-х гг. стало, однако, ясно, что этого недостаточно. Тогда был разработан проект создания в Западной пустыне Новой долины, вода в которую поступала бы из Асуанского водохранилища. Предполагалось, что это позволит сделать пригодными для земледелия 7,5 млн. федданов и в Новую долину будет переселено 7 млн. чел. В то же время реализация данного проекта, стоимостью 2 млрд. долл., осуществляется медленно из-за нехватки финансовых средств.
Несмотря на все принимаемые в арабских странах меры, проблема водоснабжения будет, как ожидается, обостряться. К 2025 г. 90% государств региона могут оказаться за «чертой бедности» по обеспеченности водными ресурсами. В крупнейшей стране Ближнего Востока – Египте, население которого составляет 85 млн. чел., в настоящее время водой может быть обеспечено 90 млн. чел. Однако к 2025 г., когда население АРЕ возрастет до 100 млн. чел., ситуация изменится к худшему. К 2050 г. даже в находящихся в наилучшем положении Ираке, Ливане и Сирии на человека в год будет приходиться всего 1,3 тыс., 1 тыс. и 0,6 тыс. куб. м воды, соответственно, в то время как в Катаре, ОАЭ и Кувейте – 24, 14 и 3 кубометра9.
Подобная ситуация повлечет за собой возрастание значения водных ресурсов как политического фактора. «Роль воды в деле разжигания беспорядков, - отмечает сотрудник вашингтонского Центра стратегических исследований Дж.Эльтермен, - была до сих пор относительно ограниченной, но это вряд ли будет так и впредь. В будущем нехватка воды станет намного более постоянной, чем ее недостаток в прошлом, и технические приемы, которые использовали правительства в связи с прошлыми волнениями, могут оказаться недостаточно эффективными»10.
Во внешнеполитическом плане связанные с распределением водных ресурсов очаги противоречий формируются в отношениях между Египтом, Суданом, Южным Суданом, Эфиопией, Танзанией, Угандой, Кенией, Демократической Республикой Конго, Руандой, Бурунди, а также между АРЕ и Ливией; между Турцией, Сирией и Ираком; между САР, Ливаном, Западным берегом и Израилем.
Жизненно важное значение проблема водообеспечения имеет для Египта, чье водоснабжение на 90% зависит от Нила. Распределение нильской воды между АРЕ и Суданом регулируется договором 1959 г., в соответствии с которым на долю египтян приходится 55,5 куб. км стока, а на долю суданцев – 18,5 куб. км, что составляет 87% годового дебита реки. Остальные восемь государств бассейна Нила считают такое положение недопустимым и добиваются увеличения своей доли. Каир занимает на этот счет жесткую позицию. Как заявил исполнительный директор Высотной асуанской плотины Аль-Амир Осман, «нарушение договора 1959 г. равносильно нарушению нашей границы»11. Египтяне весьма нервозно отреагировали на планы возведения каскадов плотин в Эфиопии и Уганде. Каир, подчеркивал министр иностранных дел Ахмед абу-ль-Гейт, - «не согласится и не позволит реализовать никакой проект в бассейне Нила, который мог бы нанести ущерб его интересам в водной сфере»12. В свою очередь министр водного хозяйства и ирригации Мухаммед Аллям подчеркнул, что Египет «резервирует за собой право принимать любые меры для защиты своих прав»13.
Страны Нильского бассейна предпринимают время от времени попытки наладить сотрудничество для решения стоящих перед ними проблем. Так, еще в 1976 г. египтяне и суданцы договорились соорудить канал Джонгли в суданских болотах, где Белый Нил ежегодно теряет из-за испарения 18 куб. км воды, и увеличить тем самым объем стока на 4 куб. км в год, но возобновившаяся в 1984 г. в Судане гражданская война, а затем и очередное обострение отношений между двумя странами помешали реализации этого плана14. Принильские государства пытаются наладить сотрудничество в рамках созданной ими региональной организации Инициатива бассейна Нила (ИБН), где рассматривается вопрос о реализации 22 совместных проектов, однако выходу на полноценное взаимодействие препятствуют трения между входящими в ИБН странами.
Еще один конфликт может возникнуть между Египтом и Ливией в случае, если забор воды в ВИР приведет к истощению аквабассейна Куфра и перемещению туда части нильской воды.
Что касается конфликтной ситуации вокруг Тигра и Евфрата, то она обусловлена тем, что истоки этих рек, протекающих по территории Ирака и Сирии, находятся в Турции, которая, несмотря на протесты Багдада и Дамаска, намерена построить там каскады из 22 плотин и забирать воду из водохранилищ на цели орошения15. Реализация этого проекта уже привела к дефициту стока в Ираке в размере 500 куб. м/сек.
В свою очередь Израиль, где потребление воды на человека составляет 240 кубометров в год, покрывает две трети своих потребностей за счет Западного берега, где на душу населения ежегодно приходится всего 75 куб. м воды. Проблема водообеспечения стала одной из причин, побудивших палестинцев отвергнуть разработанный премьер-министром Б.Нетаньяху план раздела Западного берега, который предусматривал сохранение за израильтянами контроля над источниками воды, акваториями и водопроводами. Что касается Голанских высот, то там находятся истоки большинства рек, которыми пользуются Сирия, Иордания, Ливан и Израиль, и нежелание израильтян вернуть Голаны сирийцам объясняется не только военно-стратегическими соображениями, но и стремлением сохранить за собою их водные ресурсы, а также и все побережье Тивериадского озера. Об остроте ситуации свидетельствует то, что сооружение ливанцами осенью 2002 г. водосборной станции на приграничной реке Ваззани чуть было не привело к вооруженному конфликту между двумя странами.
Нарастание напряженности вокруг водных ресурсов происходит медленно, и для накопления «критической массы» требуются годы и десятилетия. Но и для решения накапливающихся проблем также необходимы годы и десятилетия. Если пустить нынешнюю ситуацию «на самотек», то последствия могут быть самыми трагическими. Еще в конце 80-х гг. государственный министр по иностранным делам АРЕ Бутрос Бутрос Гали предупреждал, что будущая война на Ближнем Востоке будет вызвана не политическими причинами, а борьбой за воду16.
Чтобы избежать этого, необходимо наладить взаимодействие между всеми заинтересованными государствами региона – арабскими и африканскими странами, Турцией, Израилем. В данном контексте представляется своевременным создание весной 2004 г. Арабского водного совета, однако его деятельность, к сожалению, так и не приобрела должного размаха.
С другой стороны, никакое сотрудничество не позволит найти выход из кризисной ситуации, если не будет решена проблема нехватки пресной воды. Магистральным направлением здесь представляется опреснение морской воды, в т.ч. с использованием ядерной, солнечной и ветровой энергии (что позволило бы арабским странам не расходовать на это углеводороды, являющиеся их главным экспортным товаром). Подключиться к реализации подобных планов могла бы, по-видимому, и Россия, где в советское время были разработаны эффективные методы опреснения морской воды на подводных лодках с использованием малогабаритных атомных реакторов17. Одновременно применение новых технологий, в частности, мембран, не пропускающих молекулы соли при опреснении морской воды, может понизить энергоемкость процесса и, следовательно, снизить его стоимость, что открыло бы путь к более широкому применению данной методики.
Подцероб Алексей Борисович, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, Чрезвычайный и полномочный посол - специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
1 Акимов А.В. Население стран Ближнего Востока до 2050 г. и проблемы водоснабжения региона. // Ближний Восток и современность, вып. 43. М., 2011, с. 12-13.
2 Подробнее см.: Гашев Б.Н., Зудина Л.П. Водообеспечение в арабских странах Северной Африки. // Ближний Восток и современность, вып. 38. М., 2009, с. 5-27.
3 Смирнова Г.И. Ливия: от тотального госконтроля к либерализации экономики? (50-е-2008 г.). М., 2011, с. 122; Егорин А.З. Великая искусственная река. // Азия и Африка сегодня, №6, 2003 – на: http://polymerprom.ru/trubal/64.php
4 Le Bec-Cabon M. Cadeau du désert – á:
http://www.h20.net/magazine/infrastructures_grand_projects/cadeau-du-desert.htm; Егорин А.З. Великая искусственная река…
6 The Man Made River. Libya. // New Dawn Magazine – at:
http://wwwgalenfrysinger.com/man_made_river_libya.htm
9 Акимов А.В. Население стран Ближнего Востока до 2050 г… // Ближний Восток и современность, вып. 43, с. 12.
10 Vidal J. What does the Arab world do when its water runs out? // The Gardian, 20.02.2011 – at:
http://www.gardian.co.uk/environement/2011/feb/20/arab-nation-water-running-out
11 Мамед-заде П.Н. О проблеме водных ресурсов на Ближнем Востоке и в Африке. // Институт Ближнего Востока, 21.09.2004 – на: http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/21-09-04htm
12 Eau du Nil: la suprématie de l’Egypte contestée. // Jeune Afrique, 14.05.2010 – á:
http://www.jeuneafrique.com/Article/DEPAFP20100514091435/soudan-diplomatie-ethiopie-kenia- la-suprematie-de-l-egypte-contestee.html
14 Подробнее см.: Гашев Б.Н., Зудина Л.П. Водообеспечение в арабских странах Северной Африки. // Ближний Восток и современность, вып. 38, с. 5-27.
15 La Géopolitique du Pétrole et des Energies. // Planete-energie.com – á:
http://www.com/contenu/energie/avenir/geopolitique-petrole.html
17 См.: Акимов А.В. Население стран Ближнего Востока до 2050 г… // Ближний Восток и современность, вып. 43, с. 15.