400 лет назад Москва была освобождена от польских интервентов бойцами народно ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Но что стояло за этим событием? Насколько оно значимо для нас и сегодня?
Против безликого «россиянского» государства
По моему мнению, тот период истории у нас никогда не был по достоинству оценен. И сейчас нередко встретишь упрощенный взгляд, будто бы 4 ноября мы празднуем исключительно изгнание поляков из Кремля. Но у нашей страны были враги куда посильнее, к захватчикам ей не привыкать, чтобы особо праздновать просто победу над поляками. Не стоит так умалять значение действительно великого события.
Главное, что произошло 400 лет назад — демократическое, исходящее от самого народа, восстановление русской государственности. Ведь смута начала XVII века — это фактическое прекращение, как суверенитета, так и всех управительных функций Московского Государства. Но именно это время во всей мощи проявило государственный инстинкт русского народа и народов, связавших с ним свою судьбу и сохранивших верность общему историческому проекту.
Государство практически не существовало, боярская верхушка предала собственное Отечество, иноземцы вошли в Кремль. На дорогах царили разбойники, сообщение между населенными пунктами было практически невозможно, шла гражданская война всяческих временщиков и примкнувших к ним разобщенных и смятенных людей…. Что же народ?
Воззвание купца Минина в период смуты и польской оккупации по зрелости своего национально-государственного сознания опережает западноевропейское гражданское мышление минимум на два столетия: «Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится…» Это обращение к соотечественникам в 1611 году нижегородского посадского человека средней руки, которому лично ничего не угрожало, равно зрелому национально-государственному мышлению XIX века.
Минин призывает соотечественников «утвердиться на единении», чтобы «помочь Московскому государству» (не монарху!) и «постоять за чистую и непорочную Христову веру»: «Не пожалеем животов наших, да не токмо животов… дворы свои продадим, жен и детей заложим…» Нижегородский купец ощущал себя гражданином задолго до изобретения «общественного договора» Ж-Ж. Руссо и был готов пожертвовать всем ради Отечества.
В ополчении Минина и Пожарского участвовали многие народы, а татарские старейшины, еще помнившие покорение Иваном Грозным Казани, не отвернулись от Москвы, а собрали деньги и людей и послали на помощь ополчению. Ополчение восстанавливало управляемость территорией с помощью земских советов из выборных людей, определивших сборы и повинности, соответствующие современным комитетам по бюджету, налогам, безопасности; но кто изучает этот бесценный демократический опыт сегодня?
Именно Собором выбрал народ для Руси правящую династию — заметим, не наоборот, не династия подчиняла себе страну, а народ выбрал себе правителя!
Народ снизу, демократическим способом в полном смысле слова восстановил государство как носитель суверенитета и как институт управления. Благодаря своему соборному — демократическому происхождению Московское государство после Смуты освободилось от черт феодализма, и самодержавие Московского государства стало формой государственного единства. В ту же эпоху в Западной Европе феодалы сохраняли свои олигархические стремления, и Фронда XVII века чуть не разрушила Францию.
Все это опровергает миф о природной негосударственности русского народа и его, якобы, неспособности к развитию государственной системы, хотя отнюдь не освобождает ее от грехов и несовершенств. Русский народ в течение смуты упорно стремился к восстановлению законной и освященной церковью царской власти, национальной по вере и по духу. Как только такая власть была им восстановлена, сам он удалился от участия в управлении, не посягая на суверенитет этой верховной власти, который почитал неделимым в отличие от западных теорий, слагающих суверенитет из частей, которые не могут составлять органическое целое.
Мы должны оценивать именно восстановление народом русской государственности, это изучать и этим гордиться. Пример единения тогда действительно был беспрецедентным: объединились люди разных сословий — и простые, и князья, даже люди различных вероисповеданий… Например, в Казани еще были живы старейшины, которые помнили жесткое покорение Казани Иваном Грозном. И они легко могли бы во время смуты отложиться от Московского государства. Но в Казани собрали деньги и ополчение и передали в помощь Минину и Пожарскому.
Казанские старейшины прекрасно осознавали, что они находятся в русском православном государстве и пожелали остаться в нем. Наоборот, они в ужасе бы отшатнулись от «общечеловеческого» безрелигиозного и безнационального государства. Это к сегодняшним витийствам либералов о том, что, якобы, многонациональное государство должно быть безрелигиозным и безнациональным — «россиянским»! История это опровергает! Когда русские ощущают себя русскими и православными, ответственными за свою историческую жизнь, вокруг них с доверием и уважением собираются российские народы! Источник: narochnitskaia.ru.
Рейтинг публикации:
|