Многие эксперты предвидят ухудшение отношений РФ и США после победы Обамы
Сенсации не случилось: Барак Хуссейн Обама остался 44-м президентом США, убедительно вырвав победу у республиканца-мормона Митта Ромни. Конечно, формально выборы еще не завершены (подробнее см. Справку KM.RU), однако уже очевидно, что 303 голоса выборщиков гарантированно отойдут действующему президенту, в то время как для избрания необходимо было получить 270 голосов. При этом, кстати, вполне возможно что по количеству голосов собственно избирателей республиканец и выиграет у демократа, вот только никакой роли это не играет.
Президентские выборы в США вообще примечательны как раз тем, что их исход волнует не только американцев: диспуты по ним проводятся и далеко за пределами Штатов, что, впрочем, мало кого смущает. Чего смущаться, когда политический мир по сей день является по сути своей монополярным, а второй, китайский полюс пока существует разве что в прогнозах? Еще один «полюс», провозглашенный Владимиром Путиным Евразийский союз, и вовсе пока что есть лишь в теории, до претворения которой в жизнь пройдет еще неведомо сколько времени. А коли расклад такой, какой есть, то и приходится с ним считаться и прогнозировать дальнейшее развитие двусторонних отношений между государствами исходя из реальности, а не представлений о прекрасном.
Если судьба развертывания системы ЕвроПРО уже не тянет на «интригу» (с ней все определенно ясно), то в целом обозримое будущее российско-американских отношений остается предметом дискуссии. «Перезагрузку» эксперты, причем с обеих сторон, уже успели торжественно похоронить. Будут ли воскрешать? Либо администрация Обамы предложит на новую четырехлетку какую-нибудь новую «перестройку»?.. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов в комментарии «Коммерсанту» прогнозов делать не стал, ограничившись ожиданиями некоего нового конструктивного курса, попутно отметив: «Внешняя политика республиканцев и демократов мало чем отличается».
По ту же сторону Атлантики порой звучат суровые прогнозы. Так, политолог Иван Курила из Университета Джорджа Вашингтона высказал предположение, что российско-американский диалог станет более жестким, «поскольку «перезагрузка» выстраивалась на отношениях с Медведевым... на ожиданиях либерализации в России». Теперь же, отмечает эксперт, ситуация в России сильно изменилась, и Обама, понимая, что критические высказывания Ромни в адрес его политики на «русском направлении» имеют достаточно значительную поддержку в обществе, будет менять внешнюю политику или «перезагружать «перезагрузку».
Пессимистически настроен и директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай Злобин, ожидающий ухудшения отношений между нашими странами. «Сейчас на повестке дня проблемы, по которым уже много лет не удается достичь не просто компромисса, но даже продвинуться вперед. Это и проблемы ПРО в Европе, где и Россия, и США дошли до предела своих аргументов, но никакого шанса найти компромисс я сегодня не вижу; и Сирия, где нет сближения позиций, и Иран, и вообще ситуация на Ближнем Востоке, и политика на постсоветском пространстве», – перечислил он в интервью «РБК» основные болевые точки, список которых, что и говори, внушителен.
И только Дмитрий Анатольевич Медведев излучает полнейший оптимизм. «Я лично очень рад, что государство США не будет возглавлять человек, который считает Россию врагом № 1. Ну, это смешно, паранойя какая-то», – заявил он в Лаосе, вспоминая наиболее жесткие высказывания Митта Ромни на тему России.
Вот только не лучше ли для России было бы иметь во главе США открытого врага, чем такого «друга», как Обама?
Предварительные, но однозначные итоги президентских выборов в США в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал заместитель директора Института США и Канады РАН, президент Фонда поддержки военной реформы, генерал-майор запаса Павел Золотарев:
– Можно ли расценивать победу Барака Обамы как следствие того, что ставка Ромни на жесткую антироссийскую риторику элементарно не нашла отклика в сердцах простых американцев?
– Хотел бы подчеркнуть, что внешнеполитические вопросы всегда находились для простых американцев на тридесятом месте: их больше волнуют вопросы внутренней политики. Так что антироссийская риторика здесь не оказывала на выборы никакого влияния. Это для них не главный вопрос. Американцы, как известно, не всегда могут даже просто показать, где какие страны и на каком континенте находятся...
Думаю, что залогом победы Барака Обамы стало прежде всего одобрение рядовыми американцами внутренней политики действующего президента, а также, по всей видимости, то, что граждане, интересующиеся и внешней политикой своей страны, полагают, что внешнеполитический курс Обамы был справедливо удостоен Нобелевской премии мира. Объективно она ближе к тем рекомендациям, которые в свое время высказывал небезызвестный Збигнев Бжезинский, утверждавший, что Америке надо учиться быть мировым лидером, а не мировым полицейским. Внешняя политика Барака Обамы разворачивается именно в этом направлении. И этот тренд население также поддержало.
– Сохранение за Обамой кабинета в Белом доме влечет за собой и сохранение прежнего «умеренного» курса в российско-американских отношениях, или их обострение все же неизбежно?
– Отношения между Россией и США и сейчас можно назвать вполне приемлемыми. Да, есть разногласия, но они всегда были, есть и будут. Другое дело, что с тех пор, как возникла Российская Федерация, эти противоречия не носят антагонистического характера и не будут его носить. Я не вижу оснований для разговоров, как то некоторые допускают, о возврате холодной войны. Думаю, что стратегический курс Соединенных Штатов, намеченный Обамой, в том числе с использованием некоторых наработок Клинтона, по большому счету меняться не будет, как не будет существенно меняться и российский стратегический курс. Но в то же время возможностей для компромисса по выработке стратегических решений по тем или иным спорным вопросам при Обаме будет больше, чем могло было быть при президентстве Ромни.
– Хотя выборы в США организованы по сложной, «кривой» системе, что-то не припоминается ни единого случая, когда уступивший кандидат вдруг заявлял бы о своем несогласии с итогами, требовал перевыборов. Только лишь улыбки, рукопожатия и заверения а-ля «буду нужен – только свистните»... В чем истоки такой «интеллигентности» американских предвыборных кампаний?
– Дело в том, что среди американцев культивируется законопослушность. Несмотря на то, что США представляют собой, по сути, жесткое полицейское государство, каждый отдельный гражданин чувствует себя в нем свободным. Причина тут проста: изначально в США общество создавало государство «под себя», для службы себе, и у них, как следствие, максимально развита обратная связь между обществом и государством. Это и есть главный признак демократии. В то же время в других странах государство под себя создавала сама власть, попутно подавляя обратную связь со стороны граждан. Поэтому и отношения между обществом и государством на Западе и в азиатских странах значительно различаются. Вот это самое издревле налаженное взаимодействие общества и государства в США и является залогом той культуры, неконфликтности, в которой происходят тамошние выборы.