У красной черты
Духовный лидер Исламской Республики Иран (ИРИ) Али Хаменеи и президент этой страны Махмуд Ахмадинеджад совершенно открыто призывают к уничтожению еврейского государства, которое они именуют не иначе как «раковой опухолью на теле Ближнего Востока». И хотя свои ядерные приготовления иранские лидеры именуют «мирными», на фоне воинственных заявлений, раздающихся из Тегерана, они рассматриваются в Иерусалиме как смертельно опасные.
Министр стратегического планирования Израиля, занимающий одновременно пост заместителя премьер-министра, а в прошлом начальник Генерального штаба ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля) Моше (Буги) Яалон (его настоящая фамилия Смилянский; он родился в русскоязычной семье выходцев из Украины) и бывший глава комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Цахи Анегби высказали мнение, что еврейское государство должно быть готово к самостоятельным действиям против Ирана.
Несомненно, эти два ответственных политика приняли всерьез сообщение израильской газеты «Едиот ахронот» («Последние известия»), согласно которому администрация президента Барака Обамы довела до сведения Тегерана, что Соединенные Штаты не примут участия в возможной атаке ВВС ЦАХАЛ на ядерные объекты ИРИ. В обмен на нейтралитет американцы просят иранцев не наносить удары по военным объектам США в странах Персидского залива. Поддержал своего президента и глава Объединенного комитета начальников штабов армии США генерал Мартин Демпси, заявивший, что он «не хочет быть вовлеченным в израильскую атаку на предприятия ИРИ, имеющие отношения к обогащению урана». Разъясняя свою позицию, Демпси сказал, что «Иерусалим не в состоянии остановить развитие иранской ядерной программы, в лучшем случае израильтяне ее приостановят на некоторое время».
По данным Моше Яалона, ИРИ располагает 190 кг урана, обогащенного до уровня, достаточного для создания ядерного оружия. Заместитель директора Института безопасности при Тель-авивском университете, полковник в отставке профессор Эфраим Кам, выступая в эфире Девятого израильского русскоязычного канала, выразил сомнение, что иранские военные решатся предпринять атаку на еврейское государство, обладая всего одной-двумя бомбами. Ведь первые производственные ядерные бомбовые изделия по сути будут пробными образцами, и они могут не сработать из-за технических неполадок. По мнению Кама, позиционируя себя непримиримым врагом Израиля и пламенным защитником палестинцев, Иран ставит глобальную задачу возглавить весь мусульманский мир. Заметим, что Кам – весьма осведомленный специалист, руководивший аналитическим отделом АМАНа (израильской военной разведки), автор книги "From Terror to nuclear Bombs: The Iranian Threat" («От террора до ядерных бомб: суть иранской угрозы»), изданной Министерством обороны Израиля в 2004 году.
Для производства одной ядерной боеголовки требуется всего 240 кг обогащенного урана. Аналитики Моссада (израильской внешней разведки) и АМАНа полагают, что иранцы будут в состоянии создать сразу несколько атомных бомб не раньше, чем через год. Важно заметить, что высокопоставленный источник в МАГАТЭ (Международном агентстве по атомной энергии) этот факт подтверждает. С учетом того, что иранцы имеют и ракеты, которые могут нести ядерные боеголовки, смертельная опасность нависла над государствами, которые Тегеран занес в свой черный список. Кроме Израиля, который воинственные шиитские аятоллы, правящие ныне в ИРИ, разумеется, считают «врагом №1», в списке представлены такие арабские суннитские государства, как Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Катар. Нашлось в нем место и для Соединенных Штатов, а также для некоторых стран Европы.
Долететь до Тегерана
Степень эффективности израильского удара по ИРИ зависит в первую очередь от того, поставила ли разведка ЦАХАЛ сведения о расположении всех ядерных иранских объектов. Израильская разведка шесть лет собирала сведения о сирийском ядерном реакторе, который сооружался с помощью северокорейских специалистов, прежде чем 5 сентября 2007 года 10 израильских истребителей-бомбардировщиков типа F-16 нанесли по этому сооружению мощный ракетный удар. При этом использовались закупленные у американцев модифицированные ракеты АМG-65 весом около 500 кг. Эти ракеты, известные как Маverick («Бродяга»), класса «воздух-земля», пробивают любую броню, но разрушить многослойный бетон не могут. Сомнительно, что американцы, стремящиеся держать под контролем израильскую активность по отношению к ИРИ, готовы передать евреям супермощные бомбы.
Если израильские ВВС не нанесут одновременного удара по всем подобным объектам, то смысл такой атаки в значительной степени будет потерян. Ведь никто не может гарантировать, что именно объект, который не был подвергнут бомбовой или ракетной атаке, не окажется самым продвинутым в производстве ядерного оружия. Хотя упомянутый выше Эфраим Кам считает, что достаточно вывести из строя три-четыре крупных предприятия, где располагаются центрифуги по обогащению радиоактивных материалов, и военная ядерная программа Ирана будет отброшена на несколько лет. При этом Кам считает, что полностью лишить ИРИ возможности продолжать ядерные приготовления при существовании там нынешнего правящего режима невозможно.
Потенциальные цели в Натанзе и Фордо, где располагаются главные предприятия по обогащению урана, а также в Араке, где размещается завод по производству тяжелой воды, не только спрятаны глубоко в землю, но и защищены рядом расположенными военными базами.
В случае принятия Иерусалимом решения атаковать ИРИ, израильским ВВС придется бомбить и заводы по сборке ядерных боеголовок. Пока известно местонахождение только одного такого завода, но ведь их может оказаться несколько.
Непростая задача и долететь до ИРИ. От израильских авиабаз до Ирана не менее 2 тыс. км. При этом в любом случае без нарушения границ третьих стран не обойтись. Выбор в данном случае невелик. Вторгаться придется в воздушное пространство либо Турции, либо Сирии, либо Иордании и Ирака, либо Саудовской Аравии. Даже если пренебречь неминуемыми в таких случаях дипломатическими осложнениями, противовоздушная оборона этих стран вполне способна атаковать израильскую авиацию. Ряд источников полагает, что для пролета израильских самолетов на Иран свое воздушное пространство откроет Саудовская Аравия, откровенный недруг иранских аятолл. Однако эту информацию, по всей видимости, намеренно распространяет сам Тегеран с целью компрометации Эр-Риада в глазах мусульманского мира. Поэтому саудовцы несколько раз с непозволительной для военных маневров открытостью проводили учения своей противовоздушной обороны с единственной целью – показать готовность сбивать израильские самолеты, оказавшиеся в воздушном пространстве королевства. И тем не менее в Тегеране к этим учениям относятся с недоверием.
В этой связи Яаков Кац в статье «Цели и средства», опубликованной в израильской англоязычной газете Jerusalem Post, пишет: «С другой стороны, сообщения о маневрах и сами маневры могут оказаться преднамеренной утечкой информации, направленной на то, чтобы помочь саудовцам оправдаться перед исламским миром после израильского удара по Ирану. Колыбель суннитского ислама сможет сказать иранским шиитам: мол, мы пытались остановить евреев и даже угрожали им, но, увы, ничегошеньки у нас не получилось».
Несомненно, в случае атаки на иранские центрифуги, израильтяне используют новинки своей военной промышленности – небольшие, но весьма эффективные системы AWACS (aiborne warning and control system – авиационные комплексы радиоэлектронной разведки и защиты), которые в отличие от имеющихся на вооружении в других странах берут на себя и управление стрельбой. Эти системы базируются на реактивных самолетах Gulfstream-G550 так называемой директорской серии. Такой самолет c AWACS на борту может создать радиолокационную карту местности, не опираясь на наземные радарные системы. Универсальные израильские истребители-бомбардировщики оснащаются специфическим бомбовым вооружением и прежде всего совмещенными атакующими боеприпасами (JDAM – joint direct attack munitions), которые наводятся с помощью системы спутникового позиционирования. Следовательно, в случае бомбардирования иранских военных объектов самолетам ВВС ЦАХАЛ нет необходимости пролетать непосредственно над целями. При сбрасывании бомб или ракетной атаке они могут использовать лазерные боеприпасы JDAM, наводящиеся с помощью GPS (Global positioning system – Глобальной спутниковой навигационной системой).
Более того, в принципе при атаке на объекты в ИРИ израильтянам не обязательно использовать авиацию. Яаков Кац утверждает, что дальность, мощь и точность ракет израильского производства «Иерихон» класса «земля-земля» достаточна для уничтожения большинства объектов, причисленных израильтянами к ядерному военному производству. Кроме того, эти ракеты способны нести ядерную боеголовку. Напомним, что Иерусалим никогда не подтверждал и не отрицал наличия в своих арсеналах атомного оружия.
При транспортировке войск свою роль может сыграть и военно-транспортный самолет средней и большой дальности Hercules C-130 производства американского концерна Lockheed. Не исключено его использование и для поисково-спасательных команд, снаряженных с целью спасения пилотов сбитых самолетов и даже для внедрения на иранскую территорию с задачей уничтожения некоторых подземных ядерных объектов.
Цена риска
На сегодняшний день в военном отношении еврейское государство превосходит по мощи не только Иран, но и совокупно с ним соседние арабские страны. Если бы, рассуждая гипотетически, к этому альянсу присоединилась Турция, то и в этом случае итог противостояния с Израилем был бы неочевиден. Такой расчет верен при одном условии: противники евреев владеют только конвенциональным оружием. Если же любая страна, позиционирующая себя врагом еврейского государства и грозящая его уничтожить, завладевает ядерным оружием, то расклад резко меняется. Крохотная по территории и населению страна оказывается в смертельной ловушке. По большому счету на действенную помощь Израилю от каких-либо государств рассчитывать трудно. Лезть в атомное пекло охотников может не найтись даже среди тех, кто еще недавно называл себя союзником евреев.
Но, с другой стороны, при использовании неконвенционального оружия региональная катастрофа неминуема вне независимо от того, какая страна это оружие первой здесь использует. Однако если первыми ядерной бомбой воспользуются тегеранские аятоллы, то грянет вторая катастрофа еврейского народа. Во Второй мировой войне евреи потеряли около 7 млн. жизней своих соплеменников. В нынешнем Израиле немногим более 8 млн. граждан. В любом случае ЦАХАЛ даст ответ, превосходящий по силе иранский удар. Эксперты сходятся на том, что от израильского ответа погибнет четверть населения ИРИ. Но там проживает 80 млн. человек. Людские потери иранцев будут огромны, но страна полностью не обезлюдеет.
Если же под атомным ударом окажется Израиль, то погибнут не только евреи, но и миллионы арабов, проживающие в еврейском государстве и в соседних странах. Ведь нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что территория ИРИ в пять раз больше Германии и на этой площади может разместиться 1,5 тыс. таких государств, как Израиль. По этой причине ЦАХАЛ не будет атаковать ядерный реактор в Бушере, расположенный близко от побережья Персидского залива. Такое нападение может привести к выбросу радиоактивного шлейфа, подобного тому, который образовался во время аварии на АЭС в Фукусиме. Подобный шлейф может привести к радиоактивному заражению всего Ближневосточного региона, включая Израиль. По мнению шведского дипломата Ханса Бликса, в недавнем прошлом главы Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям, а еще раньше, в 1981–1997 годах, возглавлявший МАГАТЭ, «атака на станцию в Бушере станет, судя по всему, нарушением международных законов».
Заявление Бликса, конечно же, лукавое и отражает двойные стандарты ООН. Тегеран откровенно угрожает «стереть с лика планеты» государство, представленное в той же международной организации, преступно отрицает нацистский геноцид по отношению к еврейскому народу, а Бликс вменяет Израилю в вину, по сути, всего лишь намерение защищаться. Вашингтон и западноевропейские страны пытаются договориться с Тегераном за спиной Иерусалима, и только Канада в определенном смысле, спасая честь западного мира, разорвала дипломатические отношения с ИРИ.
Не бомбой единой
Два года назад целенаправленным компьютерным атакам вирусов из категории «троянских коней» подверглись объекты иранской ядерной программы. Этот «конь», названный stuxnet, позволил его создателям осуществлять контроль над системами, выбранными в качестве атаки в свои руки. Таким образом, стало возможно посылать потенциальным или реальным противникам ложную информацию. Иерусалим не признал за собой авторство в производстве этих вирусов, но эксперты не исключают, что к созданию stuxnet причастен выдающийся израильский специалист Гади Эврон. После появления в Сетях этого вируса производительность предприятия по обогащению урана в Натанзе упала на 33%. И этой информации вполне можно доверять, ибо она выявлена инспекторами МАГАТЭ.
Израильская военная промышленность готова к выпуску оружия, основанного на мощнейшем электромагнитном импульсе. Об этом сообщает британский таблоид Sunday Times. При использовании этого вида вооружения наступает «конец света». Причем в прямом смысле, ибо в одно мгновение огромной силы гамма-излучение парализует электросеть страны и наносит непоправимый ущерб электрическому и электронному оборудованию. Американцы такой эффект могут создать высотным ядерным взрывом. У израильтян другая технология. В беседе с корреспондентом Sunday Times один из создателей израильского ракетного защитного комплекса «Железный купол» Узи Рубин заявил, что в израильском варианте «источником излучения не станет ядерная боеголовка. Есть другие способы создать подобный эффект». Но от конкретики Рубин, по понятным соображениям, воздержался.
И не военному аналитику понятно
Можно не сомневаться, что Израиль нанесет удар по ИРИ, если военная промышленность этой страны окажется в шаге от создания ядерного оружия. У евреев просто не будет иного выхода. Точнее говоря, иной выход – это гибель под ударом иранских ядерных боеголовок. Израильская же атака может обладать такой мощью, что иранцы предпочтут не отвечать. Ведь Саддам Хусейн и Башар Асад предпочли не вступать в войну с Израилем, когда Иерусалим уничтожил иракский и сирийский ядерные реакторы соответственно в 1981 и 2007 годах. Сколь бы отрицательно Вашингтон, Лондон, Берлин и Париж ни отнеслись к израильской атаке, они на сторону Тегерана никогда не станут. Москва и Пекин выступят с осуждением, даже решительным, израильских действий, но затевать мировую войну, конечно же, не будут.
В этой связи не могу пройти мимо статьи «Еврейский народ, или Так победим» директора Еврейского центра социально-ориентированных программ и члена муниципального совета города Раананы Стюарта Вайса, опубликованной в Jerusalem Post. Автор обращает внимание, что все победы Израиля в противостояниях с врагами были достигнуты в противовес советам и требованиям, звучавшим из-за океана. «Мы победили в войне за независимость в 1948 году, – пишет Вайс, – когда весь мир – в том числе администрация президента Трумэна – упрашивал и даже требовал, чтобы мы ни под каким видом не делали заявление о создании нашего государства. А потом наложили строжайшее эмбарго на поставку нам оружия и боеприпасов».
Примерно то же произошло в июне 1967 года, когда евреи «решили действовать самостоятельно, решительно и дерзко». В 1981 году тогдашний премьер-министр Израиля Менахем Бегин не внял советам Шимона Переса и его американских друзей и приказал авиации уничтожить иракский ядерный реактор «Озирак». Совершенно обратное произошло в Войну Судного дня в октябре 1973 года. Стюарт Вайс напоминает, что тогда «мы трусливо поджимали хвост, слепо подчиняясь Америке», а потому армиям Египта и Сирии удалось застать нас врасплох». «В Войну Судного дня погибли тысячи наших ребят, – напоминает Вайс, – иначе мы, не дай бог, потеряли бы наше государство».
И это еще не все претензии, которые Вайс предъявляет американским «послушникам» заокеанских указаний. «Мы закрыли проект создания отечественного реактивного истребителя «Лави», лишь бы не рассердить Вашингтон. Идя у него на поводу, мы испортили торгово-экономические отношения с Китаем, то есть главным экономическим гигантом ближайшего будущего. И мы же оставили наших лучших солдат погибать в рукопашном бою в трущобах наводненного палестинскими боевиками Дженина, потому что не стали использовать точечные бомбардировки, чтобы выкурить бандитов из их крысиных нор. Мы опасались негативной реакции «прогрессивной международной общественности».
Последним аккордом статьи Вайса звучит такая мысль: «Я нисколько не претендую на роль военного аналитика... Я понятия не имею, когда и как следует атаковать иранские ядерные объекты и уничтожать маниакальных главарей этого режима. Однако я уверен в одном: если речь идет о наших коренных интересах или даже жизнях, нам следует не беспокоиться насчет международного резонанса, а делать то, что нужно делать».
И тем не менее горячку никто пороть не будет. Ведь смысл израильской атаки на ИРИ, если таковая будет, имеет цель предотвратить Апокалипсис. О завоевании израильтянами каких-либо территорий речи не идет. Иран тоже не заявляет о своих претензиях на Святую землю. Тамошние аятоллы мечтают уничтожить евреев, а землю (пусть и радиационно-зараженную) передать палестинским арабам. Так что до времени, когда полчища народов Гога и Магога, вторгнутся в Землю Израилеву, еще далеко. Ведь, согласно предсказаниям, зафиксированным в Торе, Библии и Коране (там Гог и Магог именуются Яджуджем и Маджуджем), противостоять этим полчищам будет совместное войско иудеев, христиан и мусульман. Очевидно, что пока никто не знает, какие народы могут представлять легендарные Гог и Магог. Но совершенно ясно, что совместного иудейско-христианско-мусульманского войска еще долго собрать не удастся.
Профессор Захар Гельман, 1995-2010 – собственный корреспондент "Российской газеты" на Ближнем Востоке. С 2010 года – собственный корреспондент журнала "Эхо планеты" (ИТАР-ТАСС) в Израиле.
Источник: ng.ru
Источник: ng.ru.
Рейтинг публикации:
|