Каким будет Египет под властью «Братьев-мусульман»
На протяжении двух последних месяцев египетский президент Мохаммед Мурси остается главным ньюсмейкером ближневосточной дипломатической хроники. Визиты египетского президента в Китай, Иран, Саудовскую Аравию, его встречи с госсекретарем США Хиллари Клинтон и министром обороны Леоном Панеттой, королем Саудовской Аравии и эмиром Катара свидетельствуют о том, что Каир выходит из внешнеполитической летаргии, свойственной эпохе Мубарака. Несомненно, что к такому оживлению внешнеполитической активности Египет подталкивают как внутренние, так и внешние обстоятельства.
Исламская экономика
Экономика страны — в шаге от катастрофы. 44% египтян находятся на пороге или за чертой бедности (они живут на два доллара в сутки и меньше). Около трети египетских детей страдают от недоедания. 40% населения страны неграмотно (самый высокий уровень неграмотности на Ближнем Востоке). Такое тяжелое наследство нынешнее египетское руководство получило от правительства Мубарака, загнавшего экономику в тупик неолиберальными реформами и чудовищной коррупцией.
Страна, которая еще столетие назад была житницей Средиземноморья, в настоящее время на 60% зависит от импорта продовольствия. (Связано это с заболачиванием дельты Нила и взрывным ростом населения). За восемнадцать месяцев, прошедших после «финиковой революции», экономическое положение страны не улучшилось ни на йоту. Политическая нестабильность привела к уменьшению доходов от туризма и массовому бегству инвесторов. Валютные резервы Египта составляют сейчас 15 млрд долларов, включая такие неликвидные компоненты, как золотой запас и гарантии МВФ (их ликвидная составляющая — 7,8 млрд долларов). В то же время стоимость месячного импорта жизненно необходимых товаров оценивается в 5,5 млрд долларов.
В туманных высказываниях лидеров правящей Партии свободы и справедливости (ПСС) по поводу экономики нет и намека на национализацию крупных компаний или перераспределение доходов в пользу беднейшего населения. Однако ряд конкретных действий указывает на то, что новые власти не собираются сидеть сложа руки и, скорее всего, будут действовать внеэкономическими методами. В частности, во время сентябрьского продовольственного кризиса в ряде крупных городов Египта появились исламские патрули, закрывавшие лавки тех торговцев хлебом, которые чересчур взвинчивали цены.
Весьма вероятно, что ПСС будет ограничивать привилегии египетских олигархов, связанных с режимом Мубарака, и способствовать появлению новой исламской буржуазии из числа мелких и средних предпринимателей, объединенных в сетевые структуры. Положительный опыт таких объединений проявился уже в девяностые годы прошлого века, когда под эгидой «Братьев-мусульман» была создана сеть быстрого питания «Аль-Муминин», своего рода «исламский Макдональдс», пользующийся большой популярностью в стране. Добавим, что тактика поощрения новых предпринимателей из числа мелких торговцев, сочувствующих исламистским идеям, была использована в конце прошлого века в Судане «серым кардиналом» Хасаном ат-Тураби, кстати, выходцем из среды местных «Братьев-мусульман».
В эту линию вписываются и преследования коптской общины, развернувшиеся после того, как в сентябре вышел в свет скандальный фильм «Невинность мусульман». Волну репрессий подхлестнул тот факт, что коптская община занимает привилегированное положение в египетской экономике. Среди ее представителей — несколько олигархов, тесно связанных с прошлым режимом, например, братья Савирисы.
Однако очевидно, что появление нового предпринимательского класса не решит экономических проблем Египта. Стране как воздух необходимы внешние займы. МВФ согласен предоставить Каиру кредит в размере 3,2 млрд долларов, но обставляет его жесткими условиями. Исламский банк развития, базирующийся в Джидде, готов выделить еще 2,5 млрд долларов. Катар разместил в египетских банках займы и депозиты на сумму 2 млрд для покрытия импортных нужд.
Саудовская Аравия согласилась предоставить кредит в размере 4 млрд. Впрочем, понятно, что в дальнейшем ни Доха, ни Эр-Рияд не будут финансировать новый режим в Каире. Ведь Мурси ясно дал понять, что собирается проводить независимый внешнеполитический курс, и им невыгодно усиливать будущего конкурента. Куда вероятнее, что спонсорами Каира станут Соединенные Штаты и Китай.
Внешнеполитические игры
И неудивительно, что свой первый государственный визит египетский президент нанес именно в Пекин. Весьма возможно, что Мурси надеялся перенять опыт КНР в борьбе с экономическим кризисом. Ведь китайским коммунистам удалось за короткий по историческим меркам срок вывести страну из разрухи, в которую ее погрузила чудовищная «культурная революция» Мао Цзэдуна. Необходимо отметить и то, что активные политические контакты между двумя странами имели место еще в годы холодной войны, когда и Каир, и Пекин активно участвовали в Движении неприсоединения. В отличие от «белых» европейцев и американцев китайцы в Египте никогда не воспринимались как колонизаторы. Неслучайно влиятельная египетская газета «Аль-Ахрам» отмечала, что поездки Мурси в Китай и Иран символизируют изменения в египетской внешней политике, так как обе державы имеют напряженные отношения с Соединенными Штатами, верным союзником которых Египет был во время правления свергнутого президента Мубарака. Да и сам Мурси охарактеризовал Китай как «хорошего брата, друга и партнера». Не менее обнадеживающими были отклики в КНР. Правительственная газета China daily писала даже, что «Визит Мурси может изменить политический ландшафт Ближнего Востока». Были проведены интенсивные переговоры по экономическим вопросам, подписаны договоры о китайских займах и инвестициях на сумму 4,9 млрд долларов, включая проекты электростанции в Верхнем Египте и скоростной дороги Каир — Александрия.
Прорывом во внешней политике Мурси можно считать и посещение им сессии Движения неприсоединения в Тегеране. Стоит напомнить, что дипломатические отношения между Египтом и Ираном были разорваны в 1981 году, после того как тегеранские аятоллы официально приветствовали убийство офицерами-исламистами президента Садата и даже назвали именем его убийцы Исламбули одну из улиц в Тегеране. Проведя переговоры с президентом Ахмадинежадом, Мурси дал начало новому иранскому курсу Египта. Заместитель лидера ПСС Махмуд Эззат заявил в интервью «Ассошиэйтед пресс», что «режим Мубарака был готов демонизировать тех, кого он считал своими противниками, однако «Братья-мусульмане» не испытывают страха перед Ираном». Новаторским можно считать предложение египетского президента о создании группы по урегулированию ситуации в Сирии в составе Египта, Саудовской Аравии, Турции и Ирана.
Хотя следует признать, что сирийский вопрос остается камнем преткновения в отношениях между двумя странами. Иран активно поддерживает законное правительство в Дамаске, для египетских исламистов же сохранение Асада у власти неприемлемо. На сессии ОИК в Мекке Мурси открыто призвал к отставке сирийского президента и смене нынешнего режима в Сирии. Не стоит забывать, что вооруженную борьбу против Асада возглавляют сирийские «Братья-мусульмане». Они, конечно, придерживаются куда более радикальных взглядов, чем их египетские коллеги, но это родственная организация, которую с ПСС связывает общее историческое прошлое.
Как бы то ни было, улучшение отношений с Ираном стоит на повестке дня президента Мурси. Ведь он очень хотел бы создать противовес влиянию Саудовской Аравии. Движение «Братьев-мусульман», как известно, исповедует идеологию исламской демократии и воспринимает в штыки деспотические абсолютные монархии Аравийского полуострова. Саудовское отделение «Братьев» традиционно подвергалось жестоким репрессиям со стороны королевской династии. Особую непримиримость в искоренении ячеек «Ихванов» проявлял недавно умерший наследник престола, министр внутренних дел принц Найеф. В Эр-Рияде опасаются, что «арабская весна» может прийти и в «нефтяное королевство». Молодые саудовцы все чаще рассуждают о том, чтобы установить рес публику по египетской модели. Чтобы предотвратить влияние исламских революционеров, на каирской политической сцене был даже создан «троянский конь»: салафитская партия «Ан-Нур», оттянувшая у ПСС 15% голосов на парламентских выборах.
Что касается развития американо-египетских отношений, то от администрации Мурси вряд ли стоит ждать конфронтации с Вашингтоном или ярко выраженной антиамериканской риторики. По крайней мере, в ближайшее время Египет заинтересован в том, чтобы сохранить партнерские отношения с США.
Примечательно, что деятели ПСС, несмотря на прежние воинственные заявления, не намерены подвергать ревизии Кэмп-Дэвидские соглашения. В начале октября новый египетский посол в Израиле заявил: «Я пришел с посланием мира и подтверждаю, что мы намерены соблюдать все соглашения, подписанные с Израилем». В условиях тяжелейшего экономического кризиса и сильной оппозиции со стороны светских (либеральных и левых) партий «Братьям-мусульманам» невыгодно наживать врага в лице могущественной Америки. Однако возврата к временам Мубарака, который воспринимался в арабском мире как вассал Вашингтона, тоже не будет. Новую внешнюю политику Египта скорее можно сравнить с дипломатическими интригами правителей среднеазиатских постсоветских государств. Последние лавируют между Россией, США и Китаем, получая дивиденды и кредиты от всех заинтересованных сторон и часто не выполняя взятых на себя обязательств. И не исключено, что правительство Мурси также будет играть на противоречиях между США, Китаем и богатыми монархиями Персидского залива.
Диктатура исламистов?
Программные заявления «Братьев-мусульман» свидетельствуют о том, что эта партия полна решимости вернуть Египту статус лидера арабского мира, которым он обладал в годы правления Гамаля Абдель Насера и который утратил после Кэмп-Дэвидского соглашения и позорных десятилетий президентства Мубарака. Но если Насер для проведения независимой внешней политики опирался на армию, а его главными противниками были свергнутый монарх и старые либеральные движения, то «Братья-мусульмане» представляют собой политическую партию, впервые за шестьдесят лет пришедшую к власти в результате демократических выборов. Главным же противником этой партии выступали именно военные во главе с Высшим советом вооруженных сил (ВСВС).
Кстати, после того как Мурси с легкостью разогнал военную хунту, мы убедились, как трудно давать прогнозы по поводу дальнейших событий в Египте. Большинство аналитиков еще в августе указывали на то, что новый президент будет марионеткой в руках военных. Тем не менее Мурси удалось без малейшего сопротивления распустить Высший совет. Военные могли выбрать «алжирский сценарий», превратив Египет на долгие годы в зону перманентной нестабильности, или согласиться на реформы Мурси в обмен на гарантии личной неприкосновенности, которые в итоге и получили члены хунты после назначения на почетные должности советников президента. В отличие от алжирского генералитета, имевшего солидную «подушку финансовой безопасности» в виде доходов от экспорта нефти и газа, египетским военным очень не хотелось оставаться один на один с системным экономическим кризисом. Да и Вашингтон был категорически против военного переворота, поскольку вместо союзника в период перемен на Ближнем Востоке и Африке он получал бы страну, раздираемую гражданской войной.
Впрочем, если военным пришлось потесниться, утратив значительную часть своего влияния, позиции органов безопасности остались в неприкосновенности. А ведь именно злоупотребления египетских спецслужб — преследование оппозиции, пытки и незаконные задержания людей — стали одной из главных причин революции на площади Тахрир. Об этом пишет обозреватель Independent Роберт Фиск в красноречивой статье под названием «Трехсоттысячная мубаракская армия убийц остается в деле, несмотря на выборы». По его данным, в Египте за последние полтора года не был осужден ни один из высших чинов МВД или двух влиятельных спецслужб (Главных сил безопасности и Государственного агентства по расследованиям безопасности). Более того, ни один из офицеров спецслужб, причастных к нарушениям прав человека, не был уволен из органов. Газета «Масри аль-йаум» приводит мнение лидера одной из египетских правозащитных организаций, что реформа МВД не является для Мурси приоритетом, поскольку «президент думает о том, чтобы сохранить возможность для перерождения нынешнего режима в репрессивную диктатуру».
Разумеется, «Братьяммусульманам» будет невероятно сложно реформировать Египет. Против них и тяжелейшие экономические проблемы страны, и отсутствие управленческого опыта. И все же от их усилий будет зависеть, останется ли Мохаммед Мурси только лидером исламистов или сумеет найти общенациональную идею и стать президентом всех египтян: бедных и богатых, религиозных и светских, мусульман и коптов, суфиев и салафитов. «Братья» могут сделать Египет новым общеарабским центром силы или превратить его в «больного человека Ближнего Востока». Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|