Венгрия накануне противостояния: "креативный Будапешт" против "местного Путина"
В Будапеште прошли массовые уличные демонстрациии. Противники премьер-министра страны Виктора Орбана приняли участие в митинге, который, по мнению СМИ, положит начало новому оппозиционному движению. По соседству собралась огромная толпа в поддержку правительства, сообщает DW.
Таким образом, венгры одновременно вышли на улицы, выступая как за, так и против Орбана.
На митинге оппозиции в центре столицы бывший премьер-министр страны Гордон Байнаи объявил о создании «Движения 14». По мнению авторов проекта, оно должно консолидировать оппозицию, подготовить её к тому, чтобы принять власть от правящей партии. По мнению бывшего премьера, премьер нынешний и его курс угрожают демократии в стране, ущемляя независимость национальных институтов, и вообще ведут страну по неправильному пути, «противятся прогрессу, выступают против солидарности и отворачиваются от Европы».
По различным оценкам, участие в митинге приняли от 30 до 50 тысяч человек. Байнаи сказал на митинге:
-- Посмотрите, сколько вас! Я призываю вас почувствовать силу этого. Я сам черпаю силу отсюда.
Он также заявил, что венгры были преданы Орбаном и его партией "Фидеш", сделавшими «богатых ещё богаче, а бедных беднее. Сторонники Байнаи, накинув на плечи национальные флаги, пришли к зданию парламента послушать речь премьера, продолжающего критиковать возможное вмешательство ЕС. Орбан сказал:
-- Мы принимаем правила европейского сотрудничества, которые касаются всех. Однако мы не примем того, что используя изощрённые методы, аутсайдеры должны управлять нами.
Он подверг критике угрозы со стороны ЕС ограничить полномочия Конституционного суда и независимость национального центрального банка. Премьер-министр страны также отметил, что новый закон о СМИ угрожает свободе слова в стране.
У здания парламента страны собрались, по данным Государственного информационного агентства MTI, примерно 150 тысяч человек. Поговаривают, что некоторые из участников этой демонстрации были доставлены в столицу на автобусах из ряда районов соседних государств, где живут этнические венгры.
Кстати, оба митинга проводились в честь годовщины венгерского восстания против Советского блока в 1956 году.
Вячеслав Никонов, политолог, историк, первый зампред комитета Госдумы по международным делам, президент фонда «Политика» прокомментировал ситуацию в Венгрии для «Однако»:
-- В Венгрии сложная ситуация. Правящий правый блок резко теряет свою популярность. Единственное спасение – это тот факт, что оппозиция (бывшие социалисты) ещё менее популярна. Общество действительно расколото достаточно сильно.
Восточная Европа сейчас движется влево, и движение Венгрии вправо было скорее исключением. Не повезло социалистам – они находились у власти в тот момент, когда ударил экономический кризис. В Венгрии он чувствовался сильнее, чем во многих других европейских странах. Там достаточно высокая безработица, большие проблемы с платёжным балансом, существует необходимость сокращения бюджетных расходов. Плюс венгерской экономики в том, что они не входят в зону евро, и в отличие от греков могут печатать собственные деньги, тем самым повышая конкурентоспособность своей экономики.
То, что там проходят митинги – вещь нормальная, они всегда там проходили и проходят. А выборов в ближайшее время там не планируется.
Евгений Минченко, политолог, директор Международного института политической экспертизы:
-- Орбана нередко называют венгерским Путиным. С той точки зрения, что он тоже ведёт себя достаточно независимо по отношению к европейским институциям. На мой взгляд, тот уровень внешней изоляции, который на сегодняшний момент существует, говорит о том, что у него достаточно сложная ситуация.
Собственно, сегодня Орбан представляет собой такой достаточно самостоятельный тренд внутри Европейского союза, связанный как с независимой финансовой политикой, так и с отстаиванием консервативных ценностей. Поэтому Орбан сегодня –белая ворона среди лидеров европейских стран.
Что же касается его оппонентов, тут ситуация достаточно ясная. За премьера -- люди более консервативного стиля и ориентированные на большую самостоятельность страны, против – люди либеральных убеждений, оппозиция социального типа. Т.е. люди, которые не удовлетворены тем, что происходит в стране. Действительно, если брать страны Вышеградской четвёрки, то, наверное, в Венгрии на сегодняшний день наиболее сложная ситуация.
Уровень же раскола общества в Венгрии вовсе не так уж высок.
Венгрия: что, собственно, происходит
|
Борис Шмелев |
доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ
|
Комментарий к событиям в Будапеште:
В годы финансово-экономического кризиса, который потряс Европу, Венгрия столкнулась с очень большими проблемами. Она – одна из тех европейских стран и одна из тех бывших Восточно-европейских стран, которые очень серьёзно пострадали от этого кризиса. Дело в том, что в этих условиях наметился отток финансового капитала из Венгрии. Многие западные банки и западные предприятия и фирмы, которые действовали в Венгрии, вывезли свои капиталы из этой страны, что очень сильно ударило по её экономике.
Предшествующий период развития, когда Венгрия подстраивалась под стандарты ЕС, тоже дал противоречивый результат. Попытка перестроить сельское хозяйство на тех принципах, на которых функционирует сельское хозяйство в Западной Европе, нанесло очень мощный удар по этой отрасли венгерской экономики. И Венгрия, которая обладала когда-то одним из процветающих в Европе сельских хозяйств, оказалась в очень сложном положении. К концу прошлого десятилетия экономические проблемы Венгрии привели к последствиям и в социальной сфере, а затем в политической. Усилились политические настроения как реакция на те социальные и экономические проблемы, с которыми столкнулось венгерское общество. Появились такие экзотические социалистические партии, типа «Йоббик». Стали раздаваться голоса в венгерском обществе относительно того, что надо выходить из ЕС, что Венгрия от ЕС почти ничего не получила, что западная Европа эксплуатирует Венгрию и т.д.
Следует отменить, что обострились отношения между различными группами населения в самой Венгрии. Правительство во главе с Виктором Орбаном стало поддерживать позиции национализма, пытаясь эксплуатировать их для консолидации венгерского общества, для придания какой-то динамики его развитию. Естественно, это вызвало определённую волну недовольства в самом венгерском обществе, постольку там были и есть силы, которые против этого.
Венгрия имеет достаточно значительный государственный долг, и необходимо этот долг сокращать для того, чтобы получать необходимые займы нужно удовлетворять те требования, на которых эти кредиты предоставляются – а это, в первую очередь, урезание социальных программ, сокращение пенсий, заработной платы и т.д. Иными словами, Витор Орбан и его правительство пытаясь вывести страну из того достаточно сложного экономического и социального положения должен проводить жёсткую экономическую политику, которая встречает сопротивление, естественно, со стороны венгерского общества.
Это сопротивление со стороны венгерского общества проявляется в борьбе, которую мы сейчас наблюдаем в парламенте и на улицах. Удастся ли Витору Орбану сохранить политический контроль над страной, реализовать свою политику – покажет время. Совершенно очевидно, что политика, которую сейчас проводит правительство, не соответствует многим стандартам, которые приняты в ЕС, что вызывает критику со стороны Запада в адрес Орбана. Кроме того, в самой Венгрии есть достаточно мощные политические силы, которые заявляют о том, что страна не должна сходить с «демократических рельсов» развития.
Сейчас страна отмечает очередную годовщину так называемого восстания против советского господства, хотя мне кажется, что это не совсем правильное, не вполне верное название. Всё-таки мы должны иметь в виду, что дело не только в том, что Венгрия строила социализм в его жёсткой модели. Тогдашнее руководство венгерской Коммунистической партии пыталось форсированными методами построить социализм в стране, что, естественно, приводило к давлению на население, поскольку почти весь прибавочный продукт изымался и направлялся на индустриализацию. Это одна сторона вопроса.
А вот вторая связана с тем, что в рамках возмущений, выступлений народных масс действовали и открыто профашистские силы, которые опирались на своё прошлое, которые пытались восстановить, реставрировать в Венгрии то, что было в годы войны.
Мы не должны забывать, что реакция Советского Союза связана была с тем, что Венгрия являлась членом гитлеровской коалиции. Венгрия была побеждённая страна, и, в конце концов, Советский Союз имел право на её оккупацию. Там события были достаточно многоплановые и сводить всё только к тому, что были такие демократические силы, которые выступал против старых сталинистов в лице тогдашних руководителей – это не верно, это было бы упрощенчество.
Сейчас, когда мы наблюдаем эту политическую активность в Венгрии, мы видим, что часть венгерского общества, естественно, поддерживает действия тех людей, которые выступали против Советского Союза, против правящей коммунистической партии, против той политики, которая ими проводилась.
Но ведь за годы социализма Венгрия добилась больших успехов: было построено действующее эффективное социальное общество. И часть современного венгерского общества помнит те времена, ностальгирует по ним, мечтает вернуться к этому прошлому, которое уже невозможно вернуть.
Вот тот конгломерат политических сил, настроений, убеждений, которые сейчас задействованы в венгерском политическом процессе, которые определяют политический ландшафт страны и которые, видимо, долго будут этот ландшафт определять.
Мы мало знаем о том, что происходит в бывших социалистических странах Восточной Европы, в том числе и в Венгрии. Нет никакой информации, мало пишут об этом в газетах, мало об этом говорится в СМИ. Мы как бы махнули рукой на них, мы забыли про них, они нам неинтересны. А это большая ошибка со стороны России. Потому что нам от них никуда не деться, так же, как и им от нас. Но время делает своё дело, радикализм в подходе ко вчерашнему дню постепенно исчезает, люди начинают более трезво смотреть на всё то, что происходило, оценивать плюсы и минусы.
Мне кажется, что взаимная тяга наша друг к другу потихонечку опять проявляется, в том числе и в Венгрии. Нам нужно лучше узнавать друг друга, больше говорить, о том, как мы живём и развиваемся с тем, чтобы создать взаимный кредит доверия. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментариев 1897
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 29
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
наметился отток финансового капитала из Венгрии.....
Стали раздаваться голоса в венгерском обществе относительно того, что надо выходить из ЕС, что Венгрия от ЕС почти ничего не получила, что западная Европа эксплуатирует Венгрию и т.д....
за годы социализма Венгрия добилась больших успехов: было построено действующее эффективное социальное общество. И часть современного венгерского общества помнит те времена, ностальгирует по ним, мечтает вернуться к этому прошлому, которое уже невозможно вернуть.
Моя мать была по тур петевке в Венгрии, в 1985 году. Посетила три страны: Чехословакию, Венгрию и Болгарию. Отношение к русским и СССР в Венгрии было самым негативным. Даже водитель тур автобуса не считал нужным скрывать свою ненависть к туристам из Союза. Уж не говоря о кафе, гостинице и магазинах. Они просто жаждали вырваться из объятий СССР. Но попали в другие, в ЕС. И там оказалось плохо. Выводы излагать не буду: они лежат на поверхности.