Секретный пакт Москвы и Тирасполя

Надежды Кишинева на разоружение российских миротворцев необоснованны


приднестровье, россия, молдавия, конфликт / Валерий Евневич (справа) начал реализацию концепции по модернизации МС, которую ранее обнародовал Дмитрий Рогозин. Фото ИТАР ТАСС
Валерий Евневич (справа) начал реализацию концепции по модернизации МС, которую ранее обнародовал Дмитрий Рогозин.
Фото ИТАР ТАСС

Вчера в Тирасполе началась отгрузка вооружений российских миротворцев. В Кишиневе это обозначили как начало демилитаризации Приднестровья. Источник «НГ» в Оперативной группе российских войск (ОГРВ), дислоцирующейся в регионе, подчеркнул, что вывозиться будут отслужившие свой век вертолеты, а также вполне боеспособные стрелковое оружие, гранатометы и боеприпасы, поставленные недавно миротворцам МС без согласования с Кишиневом и потому подлежащие депортации на родину. По словам источника, власти Приднестровья не препятствуют процессу эвакуации, но при условии: вывозится один вертолет – ввозится два. Это стало пунктом секретного соглашения Тирасполя с Москвой.

О том, что Россия эвакуирует из Приднестровья восемь военных вертолетов, гранатометы, боеприпасы к ним, а также стрелковое оружие, принадлежащие российским миротворцам и Оперативной группе российских войск, накануне на пресс-конференции в Кишиневе сообщил вице-премьер по реинтеграции Молдовы Евгений Карпов. Он назвал и дату начала процесса – 23 октября 2012 года. По словам молдавского чиновника, российская сторона обратилась к молдавским властям за разрешением использовать для вывоза военной техники и имущества тираспольский военный аэродром, взлетно-посадочная полоса которого была недавно отремонтирована и модернизирована на российские деньги.

Также в разделе:

Москва не уступит Тбилиси ни в одном вопросе, уверен президент Грузии

«НГ» ранее сообщала о скандале, который разгорелся вокруг заявления об этом министра безопасности Приднестровья Владислава Финагина и ответа на него министра обороны Молдавии Виталие Маринуцы. Последний обвинил Россию в том, что она незаконно вооружает Приднестровье. Скандал пришлось гасить спешно прибывшему в Кишинев помощнику министра обороны РФ, генерал-полковнику Валерию Евневичу. Он признал, что не согласованное с молдавской стороной вооружение действительно было поставлено в зону безопасности на Днестре, контролируемую российскими миротворцами, – по недосмотру военных. И пообещал вывезти незаконный груз. Вчера этот механизм эвакуации был запущен: в Кишиневе приземлился российский военный борт, его проверили и разрешили вылет в Тирасполь. Там на него погрузили вертолет и оружие. Дальше самолет должен был вновь сесть в молдавской столице, пройти там досмотр и с разрешения молдавских властей взять курс на Россию. Но, когда номер подписывался в печать, самолет еще находился на досмотре. Как при такой схеме контроля можно будет начать модернизацию российских МС, на что надеются и сами миротворцы, и приднестровские власти, сказать трудно. Но именно такое условие в адрес российских властей прозвучало, когда Тирасполь давал добро на вывоз техники из региона. Приднестровцам обещали, что условие: вывозите один вертолет – ввозите два, будет выполнено. Соглашение, по словам источника «НГ», было заключено тайно, о нем уведомлен ограниченный круг людей. Однако, по мнению председателя комитета Верховного совета Приднестровья по внешним связям, лидера народно-демократической партии «Прорыв» Дмитрия Соина, у приднестровцев есть опасения, что это условие может остаться невыполненным.

«Приднестровцы за то, чтобы российские миротворцы из региона не уходили до полного урегулирования приднестровского конфликта. Потому у нас все следят за вывозом вооружений МС. Надеюсь, что идет реализация концепции Рогозина (Дмитрий Рогозин, вице-премьер, спецпредставитель президента РФ по Приднестровью. – «НГ») о перевооружении миротворческого контингента. В Кишиневе говорят, что начался процесс демилитаризации региона, но тогда надо, чтобы это движение было двусторонним, пока же этого нет», – сказал «НГ» Соин.

Экс-министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак заметил «НГ»: «Не хочется думать, что Россия начала сворачивать миротворческий процесс под нажимом Кишинева, ЕС и США. Я склонен доверять официальной позиции России, которая заключается в том, что миротворцы останутся в Приднестровье до полного урегулирования конфликта. Приднестровские власти выдали немало авансов молдавским властям в этом отношении, однако отдачи нет. Так что, может, и нынешние шаги России, предпринятые фактически для разоружения зоны безопасности, преждевременны».

Между тем в Кишиневе этот процесс приветствуется и увязывается с политическими переговорами по урегулированию приднестровского конфликта.

Премьер-министр Молдовы Владимир Филат высказался за начало переговоров по политической модели приднестровского урегулирования и демилитаризации региона. «Мы должны перейти в том числе к дискуссиям по урегулированию, я имею в виду политическое урегулирование, ту самую третью корзину, в рамках следующих встреч в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели. – «НГ»). И, конечно, элементы, которые касаются демилитаризации региона. Все они на повестке дня», – сказал Филат в интервью радиостанции Europa Libera. В то же время премьер признал, что «еще рано говорить об успехах», хотя «конкретные шаги в урегулировании приднестровского конфликта, которые ведут к реинтеграции страны, есть».


Российские миротворцы основательно обосновались в Приднестровье.
Фото ИТАР ТАСС

Напомним, представители тираспольской администрации не раз заявляли об отказе обсуждать модель политического урегулирования приднестровского конфликта и высказывались за проведение политики малых шагов в сотрудничестве сторон в экономической, социальной и гуманитарной областях. Кишинев, отметил Филат, тематику политического урегулирования обсуждать готов: «На данном этапе перед нами стоит необходимость начать этот диалог».

В целом официальный Кишинев приветствовал инициативу российской стороны о вывозе части вооружения из Приднестровского региона Молдавии, выразив надежду на то, что в конечном итоге Россией будет эвакуировано все ее вооружение и боеприпасы, складированные на территории республики.

Попытки редакции получить комментарий у генерал-полковника Валерия Евневича успехом не увенчались. Но вот как прокомментировал ситуацию ответственный редактор «НВО» Виктор Литовкин : «В Приднестровье у России находится полторы тысячи военнослужащих. Из них 335 человек – миротворцы, вооруженные автоматами, пулеметами и гранатометами. О завершении миротворческой миссии российскими военными, как и об их замене на гражданских специалистов, а тем более на полицейских, как утверждают в Минобороны России, речи не идет. Для этого должен быть подготовлен новый двусторонний договор между Москвой и Кишиневом с участием Тирасполя, как это было сделано в Соглашении между Молдавией и Россией «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье» от 23 июля 1992 года, подписанном президентами Мирчей Снегуром и Борисом Ельциным. Согласно этому соглашению, как раз и были созданы трехсторонние миротворческие силы, в которые вошли представители конфликтующих сторон и России. Они включали в себя 12 батальонов, шесть из которых были российские».

Эксперт напоминает, что «была создана зона безопасности длиной 220 и шириной 10–20 км по обе стороны реки Днестр, руководство миротворческими силами возложено на Объединенную контрольную комиссию по урегулированию вооруженного конфликта в Приднестровском регионе, в которую входили по шесть представителей конфликтующих сторон и России». «Деятельность российских миротворцев включала в себя минимальный стандартный набор мер по разграничению – разведение конфликтующих сторон в случаях возникновения напряженности, осуществление контроля за складированием оружия, организация постов и застав. И то, что за последние 20 лет не было серьезных вооруженных конфликтов на берегах Днестра, безусловная заслуга миротворцев»,– отметил Литовкин.


«Настало ли время их замены, вопрос к политикам. Но до определения статуса Приднестровья, который устроит все заинтересованные стороны, их ни менять, ни выводить не будут. Так, по моим сведениям, считают в российском оборонном ведомстве. Другое дело – вывоз излишков вооружений и военного имущества. Все, что потеряло свои боевые качества, как семь ударных вертолетов Ми-24 и один Ми-8, застрявшие на Тираспольском аэродроме с 1992 года, безусловно, нужно выводить. И этим военные займутся. Как и тяжелыми вооружениями, оставшимися со времен 14-й армии. Все прочее – в руках политиков», – сделал вывод военный эксперт.