Хроники пикирующей промышленности
|
Валентин Жаронкин |
Родился в 1980 году в городе Сумы. Журналист. Историк, учился в Киево-Могилянской Академии.
«Считаю диктатуру на Украине невозможной, а демократию – невыносимой».
|
Вообще-то, в такой ситуации правительство, как минимум, должно выступить с объяснением. Что, собственно, происходит у нас в стране? Согласно последним отчётам Госкомстата за сентябрь 2012-го, промышленное производство упало на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А если считать за один прошедший месяц, то снижение составило 2,7%. Это почти 0,1% каждый день, включая выходные. Это уже началось худшее из того, что мы думаем?
На самом деле – ещё нет, хоть правительство этого и не скажет. У них рефреном идёт тотальное «покращення», которое противопоставляется мрачному наследству «попэрэдныкив». А все противоречащие этой концепции цифры – суть ложь и провокация. Хотя, конечно, в экономическую рецессию Украина вошла не вчера.
Подъём в первые два года правления Януковича был обусловлен нормализацией мировой конъюнктуры после падения 2008–2009 гг., а также наведением элементарного порядка в управленческой вертикали. Реального базиса у этого роста никогда не было. Совершенно естественно, что достигнув стабилизации, Украина продолжила топтаться на месте. Когда же экономика перестала получать ещё и допинг от масштабных строек Евро–2012, то началось медленное сползание. Которое этим летом получило неожиданное ускорение со стороны одной из крупнейших отраслей украинской промышленности – химической.
Тут нужен небольшой экскурс. Большинством химических активов Украины владеет Дмитрий Фирташ – человек, который ещё недавно глубокомысленно размышлял о том, что покупать газ для своих промышленных предприятий у монополиста «Нафтогаза» очень невыгодно. Вот, например, он не покупает. Намного проще (и минимум в полтора раза дешевле) покупать газ напрямую в Средней Азии. Действительно, что тут сложного. Договориться, чтобы у тебя единственного из всех олигархов Украины будет эксклюзивная цена на сырьё – и покупай на здоровье.
Так вот, эта схема в 2012 году перестала работать. Фирташа таки вынудили покупать дорогой газ от монополиста, что, естественно, отражается на рентабельности. Мировые цены на продукцию балансируют как раз на уровне себестоимости с учётом доставки. Понятно, что работа, условно говоря, «за еду» – это не совсем тот формат, к которому привыкли владельцы крупного бизнеса на Украине. Поэтому с июля по октябрь была развёрнута программа закрытия целого ряда предприятий химпрома на ремонты и реконструкции. Отсюда и столь значительное падение объёмов выпуска промышленной продукции в масштабах страны, ведь речь идёт об отрасли, которая даёт экспортной выручки немногим меньше, чем украинская металлургия. Конечно, не всё можно списать на химию. Есть и другие проблемные сферы, но флагманом экономического падения следует считать именно её.
Возобновление работы запланировано на ноябрь – декабрь. Можно предположить, что владельцы химпрома рассчитывают на изменение цен на сырьё. Т.е., или на те 160 долларов за тысячу кубометров, о которых говорил Азаров в случае вступления Украины в Таможенный союз, или снова на какие-то эксклюзивные условия для химиков. А если нет?
Это, конечно, наихудший вариант, если химпром вместо того чтобы выйти из пике, сорвётся в штопор. Тогда правительству точно придётся что-то сказать. Ведь речь идёт не только о цифрах экономического падения, но об отрасли, в которой работает 155 тысяч человек. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 229
Рейтинг поста: