Результаты недавних выборов в Грузии снова поставили в повестку дня вопрос о Южной Осетии. Оппозиционная коалиция "Грузинская мечта" заявила о том, что она готова начать переговоры с Южной Осетией и Абхазией, но без участия России, а также пообещала смягчить законодательство об "оккупированных территориях".
Несмотря на столь громкое заявление, вопрос о начале переговоров пока остается туманным, хотя бы в силу провокационной формулировки условий. Безусловно, подобные переговоры вряд ли возможны без участия России. Кроме того, необходимо коренное изменение позиции Тбилиси. Если там и дальше будут воспринимать Абхазию и Южную Осетию как "оккупированные территории" или просто как некие территории, отколовшиеся от Грузии, то переговоры де-факто сведутся к попыткам оказания на них давления.
Эта новость заставляет снова вернуться к проблеме политического статуса Южной Осетии и рассмотреть его с новых позиций. С одной стороны, Южная Осетия провозгласила независимость и получила ее признание со стороны России, Никарагуа, Венесуэлы, Науру и Тувалу. С другой стороны, большинство государств независимость не признают: Южная Осетия не принята в ООН и де-факто исключена из международных отношений.
Казалось, что после известных событий 2008 г. произойдет широкое признание независимости Южной Осетии, но надежды не оправдались. И дело даже не только и не столько в антироссийской позиции ряда стран или в нежелании признавать независимость новых государств. В конце концов, независимость Косово признали 75 государств, включая США, Францию, Великобританию, Италию, Германию, Канаду, Австралию, Турцию, а 22 июля 2010 г. Международный суд ООН признал провозглашение независимости Косово соответствующей международному праву.
Почему же Южная Осетия не получила широкого международного признания?
Основные причины провала кампании признания
Причин тому несколько. Первая причина состоит в том, что изначально в России и в самой Южной Осетии была сформирована неправильная позиция по вопросу суверенитета. Многие искренне считали, что Южная Осетия вскоре войдет в состав России. Так, нынешний президент РЮО Леонид Тибилов считает, что «Осетия была разделена какими-то решениями во время образования СССР… В перспективе республика будет единой в составе России».
Аналогичной позиции придерживается и кандидат на пост президента, лидер Компартии РЮО Станислав Кочиев, и такая точка зрения широко распространена в России.
Парадокс состоит в том, что сторонники подобного вхождения Южной Осетии в состав России не замечали очевидных изъянов этой позиции.
Во-первых, такое вхождение нарушает принцип нерушимости границ и принцип территориальной целостности государств, закрепленный в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
Первый принцип утверждает границы как юридически установленные и провозглашает отказ от любых притязаний на них, а второй - устанавливает отказ от любых действий, направленных против территориальной целостности и независимости других государств, в частности, применение силы или угрозу силой.
Принятие Южной Осетии в состав России будет означать, что Россия нарушила эти принципы, отторгнув у Грузии в ходе вооруженного конфликта часть территории. Тогда Грузия получит полное право считать Южную Осетию "оккупированной территорией". Это чревато тем, что сама Россия может подвергнуться аналогичным территориальным претензиям, список которых может быть весьма велик. Это - Курильские острова и Южный Сахалин, Калининградская область, часть Псковской области (оспаривается Эстонией), акватории Азовского, Баренцева морей, шельфы, экономические зоны. Наконец, Финляндия может спросить, почему это "финские города" Петсамо (Печенга) и Виипури (Выборг) находятся в составе России. Они ведь перешли в состав СССР по итогам двух войн, и потом уже достались России. Но пока цел и неприкосновенен принцип нерушимости границ и территориальной целостности, выдвижение подобных претензий невозможно.
В южноосетинской проблематике есть сильнейшая недооценка этого фактора. Международные принципы отвергаются и игнорируются. Между тем, они могут реально вовлечь Россию в длинную череду территориальных споров и пограничных конфликтов и создать Грузии все условия для военного вторжения в Южную Осетию и насильственного ее присоединения, вопреки мнению и воле осетинского народа.
Во-вторых, сама такая позиция подорвала процесс признания Южной Осетии, поскольку она поставила лидеров государств в заведомо неудобное положение. Они, может быть, и признали бы независимость Южной Осетии, но последующее вхождение ее в состав России означало бы, что все признавшие независимость подыграли бы России и выступили участниками очень опасного процесса передела территорий и аннексий. Разумеется, никто этого не хочет, поскольку такое решение очень негативно отразилось бы на многих странах и могло бы запустить процесс дробления государств.
Зачем было требовать поддержки позиции, которая изначально не могла быть поддержана?
Вторая причина состоит в неверной позиции западных стран, которые считают осетинский вопрос исключительно российско-грузинским конфликтом, к тому же инспирированным Россией. Это явно не так. Размежевание грузин и осетин началось в начале 1990-х гг., как ответ на известный лозунг "Грузия для грузин", и продолжается уже в течение почти 20 лет. Выросло целое поколение осетин, которое однозначно воспринимало грузин как врагов, и с этим настроением нельзя не считаться. Столкновение в 2008 г. вовсе не было чем-то неожиданным и инспирированным извне. Все предпосылки к этому уже сложились на месте и Грузия внесла в их формирование свой огромный вклад. К тому же Грузия объективно не может гарантировать ни национального развития осетин, ни хозяйственного подъема Южной Осетии из-за своего, прежде всего, сложного экономического положения и отсутствия механизмов территориального развития.
Размежевание Грузии и Осетии - объективно сложившийся факт, который должен получить признание. Это единственный способ снять напряженность и угрозу новых конфликтов в регионе. Признание независимости Южной Осетии есть важнейший шаг в этом направлении.
Южная Осетия может просто вступить в интеграционные процессы
Вхождение Южной Осетии в состав России невозможно по текущим политическим условиям. Как уже говорилось, подобное решение очень опасно и может вызвать целую череду конфликтов, включая вооруженные. Вместе с тем, имеются широкие возможности интеграции Южной Осетии и России в рамках международного права. У России есть многочисленные интеграционные инструменты: Союзное государство России и Беларуси, Единое экономическое пространство, Таможенный союз (ТС), ОДКБ и другие организации. Независимая Южная Осетия может вступить во все эти интеграционные структуры без особых проблем.
С точки зрения международного права и позиции других государств, этот выбор не может быть оспорен. Независимое государство вправе самостоятельно выбирать, с кем развивать отношения и интегрироваться. Никто же не оспаривает прав Казахстана или Беларуси на тесную экономическую и политическую интеграцию с Россией.
Это решение разовьет и надстроит интеграционные соглашения, уже заключенные между Россией и Южной Осетией. Это - Договор о дружбе и сотрудничестве, который был подписан 17 сентября 2008 г. Это и межправительственные соглашения в области экономики, финансов, гуманитарных проблем, безопасности и обороны. Подобная интеграция будет корректной с точки зрения международного права. По существу дела, не будет никакой существенной разницы между широкой и всесторонней интеграцией Южной Осетии с Россией, другими партнерами в Евразии и гипотетическим вхождением в состав России. Это даст широкие возможности для развития осетинского народа как в Южной, так и в Северной Осетии.
Интеграция снимет острые политические вопросы и предоставит ряд возможностей для всего региона, которые сейчас отсутствуют. В частности, Южная Осетия, как возможный участник ЕЭП и ТС, даст Грузии и другим странам Южного Кавказа прямой выход на обширный и емкий рынок стран ТС с удобными транспортными коммуникациями. Это повлечет за собой превращение Южной Осетии в территорию активной международной торговли в регионе, своего рода аванпост Таможенного союза на Южном Кавказе. Экономическая польза от этого очевидна.
Выгодно это и России, поскольку сотрудничество с Южной Осетией будет поставлено на прочную политическую и законодательную основу. Дальнейшее существование нынешних шатких позиций России в Южной Осетии становится с очевидностью нецелесообразным, и уже сейчас необходимо принимать меры, направленные на всестороннее содействие признанию независимости РЮО и вовлечению ее в интеграционные организации.
Необходимо считаться с политическими условиями, в которых находится и Южная Осетия, и Россия, со всей системой международных связей и соглашений. Южной Осетии очень сильно повредил местечковый подход, совершенно игнорирующий весь клубок международных отношений, которые затрагиваются самим фактом провозглашения осетинской независимости и ее признания.
Надо понять, что политические условия прямо воспрещают вхождение Южной Осетии в состав России, и, настаивая на этом вхождении, можно потерять все. Потом, почему маленький кавказский народ должен рисковать своим суверенитетом ради чьих-то великодержавных амбиций, когда есть политически приемлемое и корректное решение данного вопроса.
Источник новости
Рейтинг публикации:
|