Турция продолжает беспрецедентное давление на Сирию, имея при этом на руках весьма слабые карты
Фото: AP
Турция продолжает кампанию масштабного давления на сирийское руководство. Так, используя в качестве предлога регулярно залетающие на территорию из Сирии ракеты и артиллерийские снаряды (бои с боевиками сирийская армия ведет аккурат возле границ с Турцией), Анкара регулярно демонстрирует мускулы, устраивая ответные прицельные обстрелы сирийской территории и угрожая начать войну. На днях турецкие власти объявили об эвакуации жителей приграничных с Сирией населенных пунктов. «Вы должны быть готовы к тому, что война начнется в любой момент. Если вы не готовы, вы не можете назвать себя мощной нацией и мощным государством», – заявил премьер-министр страны Реджеп Эрдоган населению с экранов телевизоров.
Военное давление на Дамаск идет и с моря. До 14 октября Египет и Турция будут проводить совместные военно-морские учения «Море дружбы» возле сирийских берегов. Напомним, что египетский президент Мухаммед Мурси, заинтересованный в создании имиджа «либерального исламиста» на Западе и одновременно «настоящего исламиста» в исламистских кругах Ближнего Востока, поддерживает позицию Запада, Турции и аравийских монархий в отношении режима Башара Асада.
Одновременно с военным Турция продолжает оказывать на Сирию и беспрецедентное политическое давление, причем зачастую переходящее в откровенное вмешательство во внутренние дела. Так, министр иностранных дел Ахмед Давудоглу заявил, что вице-президент Сирии Фарук аш-Шараа «не замарал свои руки в крови» и поэтому является приемлемым кандидатом на пост сирийского президента. Фактически Турция играет на нервах сирийского руководства, вынуждая его отступить и поддаться давлению, выполнить турецкие условия.
С одной стороны, эта сверхагрессивная политика Турции имеет свои рациональные объяснения. Аналитики связывают ее проведение с тяжелым положением боевиков в Алеппо. Несмотря на все их победные заявления и информационную поддержку со стороны западных и заливных СМИ, окопавшиеся в экономической столице Сирии боевики уступают позиции лояльным режиму войскам. Причем, по некоторым данным, столь медленная зачистка Алеппо объясняется не столько упорным сопротивлением боевиков, сколько желанием сирийского командования проводить операцию с минимальным уроном для городской инфраструктуры – ведь сирийцам в этом городе еще жить. Однако без внешней помощи боевики в Алеппо обречены.
В какой-то момент показалось, что турецкая позиция по спасению сирийских боевиков привела к определенному успеху. Так, не желая провоцировать Турцию, Дамаск в одностороннем порядке ввел бесполетную зону в пределах 10 километров от границы с Турцией и запретил своей артиллерии обстреливать этот участок. По сути, именно этого добивались повстанцы – теперь сирийским пограничникам будет куда сложнее уничтожать конвои с оружием, боеприпасами и пополнением, которые регулярно приходят к боевикам со стороны Турции. Однако в остальном же позиция сирийских властей осталась непоколебимой. Извиняясь за возможные попадания сирийских снарядов на турецкую территорию и обещая найти и наказать виновных, Дамаск отказывается свертывать операции против боевиков. И здесь у Турции начинаются проблемы – сверхагрессивная риторика и показные действия турецкого руководства ставят Анкару перед неприятной вилкой. С одной стороны, начало войны против Дамаска – даже если ее назвать оборонительной – станет катастрофой для Анкары. Интервенция в Сирию не только возродит страхи арабских стран перед османским могуществом и похоронит всю ближневосточную политику Эрдогана, направленную на добровольное признание арабскими государствами турецкого лидерства и патронажа, но и столкнет Турцию с Ираном.
На днях в Турции побывал с визитом вице-президент Ирана Мохаммед Реза Рахими и, вероятно, заявил турецкому руководству, что в случае иностранной интервенции в Сирию Тегеран союзника (к тому же являющегося основным коридором Ирана на Ближний Восток) в беде не бросит. Однако, с другой стороны, если Турция войну не начнет и отступит, то она фактически потеряет лицо. Единственным более-менее достойным выходом из данной ситуации может стать создание некоей международной коалиции для вторжения в Сирию. Турция уже просит соответствующей помощи у своих союзников. «События в Сирии развиваются по худшему из возможных сценариев… Мировое сообщество должно вмешаться в ситуацию, не дожидаясь дальнейшего ухудшения положения дел в стране и дальнейшего кровопролития», – говорит турецкий президент Абдулла Гюль. Международное сообщество готово поддержать Турцию – но лишь в деле критики сирийского руководства. «Я даю понять сирийскому правительству, что оно должно немедленно объявить одностороннее прекращение огня. Я требую от оппозиционных сил принять одностороннее прекращение огня, если и когда сирийское правительство объявит это», – говорит генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Поддерживать же турецкое вторжение в Сирию (даже за большие катарские и саудовские деньги) никто не готов – в том числе и ближайшие союзники Анкары по НАТО. Сегодня и завтра в Брюсселе проходит встреча министров обороны стран альянса. Официально сирийский вопрос не включен в повестку дня, однако, несомненно, он будет обсуждаться. И, вероятно, в ходе него турки услышат окончательное решение союзников по НАТО не воевать в Сирии – даже если на итоговой пресс-конференции будут сказаны ритуальные слова о том, что «возможно любое развитие событий». Источник: expert.ru.
Рейтинг публикации:
|