Новый тип главы государства: человек из народа при исполнении служебных обязанностей
Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь.... Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь... Н.А. Некрасов
Кажется, что пафос этих слов делает невозможным их обращение к нашему времени. Мы все — и стар и млад –— избегаем таких эмоций, считая достойными этих слов лишь людей прошлого. Это все не про нас. У нас все обыденно. Мы все — один средний человек.
На самом деле все не так. Многие ставят себе далекие цели и каждый день идут по этому тяжкому пути. Главное — всегда помнить, что останавливаться нельзя ни при каких обстоятельствах. И те из нас, кто куда-то дошел, знают, что путь продолжается всю нашу жизнь. Среди нас много тех, кто к чему-то стремится. Они и есть соль земли, благодаря им мы или выживем, или исчезнем.
Люди такой породы и есть наши лидеры. Но не все, кто идет трудным путем, — лидеры. Лидеры — это вожаки. Лидеры двигаются вперед не только сами, они ведут за собой всех, кто не знает точно, куда идти и как именно проделать этот путь. Они преодолевают наши страхи. Они впереди. Они на виду. Их легко критиковать, все достоинства этих людей кажутся незначительными, недостатки вопиющими. Они под увеличительным стеклом. Мы, даже не замечая этого, сравниваем их с собой. И каждому понятно, в чью пользу сравнение. Точно не в их.
Какие они, лидеры наших дней? Какими мы их видим? Чье лидерство мы добровольно согласны признать?
Культуре известны разные типы лидеров своего времен. Каждый из них отвечал главному вызову эпохи.
В Античности признавалось лидерство мудрых. Они понимали больше других, предвидели многие события будущего, знали ценность действительных дел. Мудрец мог не обладать властью правления, но без его воли не совершалось ни одно важное событие для жизни общины. Мудрые правители были благом для целых народов. Легенды о них дошли до наших дней. И до сих пор служат нам примером. Мудрый вообще мог не быть правителем и не заниматься вопросами правления. Но только мудрый основывал школу, в которую входила или к которой прислушивалась элита. Мудрые могли быть и демагогами, и софистами, но сама мудрость от этого не обесценивалась.
Средневековье подарило нам других кумиров. Святой человек служил нам мерой достоинства нашей жизни. Требование святости распространялось на все поступки и все сословия. И даже войны проходили под флагами спасения святынь. Папа Римский, чтобы иметь право короновать монархов, считается у католиков святым при жизни.
Во времена Возрождения лидеры ценились за свои государственные заслуги. При всей омерзительности Борджиа они были именно лидерами. Карьера придворного занимала умы многих успешных, умных и влиятельных людей своего времени. Роль государя стала ключевой в жизни каждого подданного. Считается, что в этом месте истории произошел поворот от религиозного мышления к идеологическому. Коварный и изощренный Государь Макиавелли стал индульгенцией для многих государственных преступников.
Буржуазное общество провозгласило лидерство гениев. В каждой области знаний, общественной жизни и в процессах государственного управления гении должны были служить нам примером. Знать все ответы на все вопросы. Общество тянулось за ними, подражая во всем. Поиски гениальности занимали наши умы довольно долгое время. Но история показала, что знания — даже если они избыточны — не приводят к бесспорному лидерству. Гениальность в конечном счете отождествлялась с общественным, измеримым в деньгах успехом. Ничего, что гений уже умер. Зато его произведения хорошо продаются. Гениальность рассматривалась как обоснование богатства и успеха — гений создает новое, до него небывалое. Протестанты провозгласили успех критерием избранности Богом, никак не меньше.
Владимир Владимирович Путин явно не мудрец. Слишком много публичных оплошностей. Полеты «во сне и наяву» не придают убедительности — с кем он только и на чем он только не летал. PR — только мишура. Никакой философии власти и визионерских откровений об историческом будущем Путин нам не предложил. Может, оно и к лучшему, меньше нам расстройства. Так что если это и мудрость, то скорее житейская, но никак не государственная.
Владимир Владимирович Путин точно не святой. Слишком плотная завеса стоит перед каждым желающим что-либо узнать о его финансовом благополучии и семейной жизни. При полном уважении к частной тайне. Все-таки прижизненная мумификация выглядит для подавляющего большинства очень подозрительно.
Владимир Владимирович Путин вряд ли Государь в смысле Макиавелли. Конечно, не без того. И за эту малость, которая в нем от Государя есть, его бешено поносят. Хотя хотелось бы побольше — вот этого Государя. Но ничего не поделаешь — обременен окружением, которого, по Макиавелли, быть не должно.
Владимир Владимирович Путин, увы, не гений. Никакого проекта новой России пока нет и не предвидится. Внедрение в широкие массы жаргонных выражений, ставших крылатыми, не считается.
Однако Путин — лидер, и лидер бесспорный. Он герой из нового, наступающего времени, как и Печорин. Его тип еще не сформировался, а если сформируется — то и при его участии. Ясно одно: судить, критиковать и оценивать Путина нужно, исходя из новых критериев. Потому что старые лидеры уходят — такие как Саддам Хусейн, Каддафи, Мубарак и другие «авторитарии». А Путин приходит. И до конца еще не пришел.
Путин — лидер хотя бы потому, что при всех обстоятельствах различил на самом себе личные интересы и интересы государства. И какие бы трудные решения ни приходилось принимать в интересах государства, он старался держаться именно этого курса. Он не стал марионеткой в чужих руках или даже членом правящей семьи, которая его выдвинула.
Ни Горбачев, ни Ельцин не были лидерами в этом понимании. Они смогли принести в жертву только интересы государства, которым управляли, и доверие своего народа. Руководили ими личные амбиции и интересы своих семей. Выходцы из советской аристократии, они давно уже оторвались от страны, в которой жили, их мечты были прочно связаны с «поклонением Западу».
Путин дал нам надежду на появление нового лидера — лидера своей страны из народа. Он такой же, как многие из нас. Его путь не начался с элитной семьи, богатства и связей. Да, этот путь не был простым. Но придя в «точку назначения», он решил делать эту работу, как делал бы ее любой из нас, — на совесть. Не избегая самоопределения в нужный момент. И как любой из нас, с ошибками.
Человеческая личность лидера неизбежно приносится в жертву и сегодня. И Путина это касается в полной мере. Благодарные и неблагодарные потомки, принимая эту жертву, оценят ее по-разному. В этом парадокс истории: нет бесспорных личностей. Всегда будут те, кто упрекает, и те, кто восхваляет. Но тот человек, кто смог не испугаться пафоса слов эпиграфа, кто вступил на этот путь, останется в истории своего народа, потому что напрасных жертв не бывает. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 31
Рейтинг поста: