Путин. О роли истории в личности
В день рождения героя торжества принято поздравлять и говорить о нём всякие разные хорошие слова. Если же герой торжества – персона публичная, то слова говорят не только родные, друзья и знакомые, но и все кому не лень: ну, правильно, его же все знают. А если он ещё и президент Путин, – то слова будут не только хорошие.
Одни скажут, что «Путин – нашей юности полёт». Другие – разоблачат его коварные злодейства.
Причём первые явно такое будут иметь в виду, что из-за такой персональной хорошести Путина нам всем будет счастье. А вторые – что он нас всех в гроб загонит.
Так вот: глупости всё это.
Персональные свойства и благие (или наоборот) намерения любого общественно значимого лица не имеют никакого значения, если они не соприкасаются с его эпохой. Чайковский не писал рок-н-ролл, Ньютон не проектировал атомные электростанции, Леонардо не строил самолёты, а Королёв не отправил Гагарина в Туманность Андромеды.
А уж если говорить о государственных деятелях – то они и вовсе всего лишь исполнители воли народов и истории.
Исполнители толковые и инициативные остаются в памяти потомков великими императорами. Исполнители бестолковые – остаются героями анекдотов. Исполнители бездарные и изобретательные – остаются исчадиями ада. Исполнители квёлые – остаются дежурными строчками в хрониках.
Цари и президенты не управляют народами и историей – они им служат, исполняя работу правителей.
Поэтому кто такой Путин – нам ещё неведомо.
Но только качество исполнения воли народа и истории – и ничто другое – может быть критерием его оценки.
А мы ведь вынуждены его оценивать. То есть, конечно, мы в силу приличий скажем все положенные добрые слова в адрес юбиляра и главы нашего государства – ну, мы же воспитанные люди и патриоты. Но и оценивать придётся – так сказать, по ходу на дистанции, ведь дистанция ещё не пройдена, – потому что текущая деятельность юбиляра имеет к нашей судьбе прямое отношение.
День рождения – вполне для этого приемлемый повод.
Итак, что мы можем сказать о юбиляре с точки зрения исполнения служебных обязанностей и велений истории и народа?
В начале «нулевых» Владимир Путин имел требование народа и истории реанимировать Россию как мировой субъект и родину миллионов человек после катастрофы 90-х.
Это требование Путин выполнил – в рамках имевшихся возможностей и полномочий. Достаточно сказать, что с тех пор перед нами стоит вопрос не «будем ли мы жить», а «как мы будем жить». Кто имеет память и здравый смысл, – тот поймёт разницу. Именно тогда мы вместе с главой своего государства перешли из категории забавных домашних зверьков в более привычную категорию хищников, внушающих тревогу – но ещё не ужас – прогрессивному человечеству.
Во второй половине «нулевых» Путин имел пожелание народа дать ему немножко радости и покоя (сиречь стабильности) и пожелание истории отчебучить что-нибудь эдакое.
Пожелание народа Путин выполнил – в рамках комфортных нефтяных цен. Пожелание истории требовало немножко пофантазировать и напрячься – у Путина этого не получилось. Впрочем, требования народа на эту тему конкретикой и решительностью, признаться, тоже не отличались – так что удалось «без потери лица» тихонечко ограничиться ростом благосостояния, потребительскими кредитами и образцово-показательным соблюдением демократических приличий в лице замены Путина на Медведева с последующими словами про десталинизацию и инновации. Кстати, что характерно: прогрессивное человечество этой очевидной заминки не оценило и перевело нас в разряд врагов. Хотя бы потому что у нас на этот период, по выражению Михаила Леонтьева, прострации пришлись военная операция в Осетии, агрессивные поползновения русского капитала на мировых рынках (и даже Сколково – как хиленькая, но всё же демонстрация воли к чему-то вроде «пятилеток»), а у прогрессивного человечества – системный кризис мироустройства.
На самом деле путинская заминка конца «нулевых» была использована народом и историей весьма продуктивно. Они (народ и история) к началу десятых годов XXI века выставили России свои традиционные настоятельные требования: стать без дураков великой державой.
Вот если бы Путин в этот момент ушёл на заслуженную пенсию – ему бы слова дурного никто не сказал. Мол, нормальный был царь – на великие свершения не сподобился, но каши не испортил.
Но он решил вернуться в президенты.
Сам виноват.
Он сам нарвался на сравнение с Великими (их у нас, по официальной хронологии, всего четверо) – с Иваном III, Петром I, Екатериной II, Сталиным.
Должен соответствовать.
Именно Путин взялся за работу главы государства, которому выдвинуты требования обеспечить активный и безусловный суверенитет – провести Новую Индустриализацию и изменить структуру экономики, гарантировать военную неуязвимость и культурную самоценность, очистить государство от уродов и сделать его качественно адекватным, мобилизовать новое поколение на умопомрачительные задачи (потому что другие России недостойны).
Возможно, для решения этих задач гр. Путину В.В. придётся отказаться от множества персональных убеждений и привычек – но это его личные проблемы. Россия должна вписать в свою историю ещё одного Великого, и она его впишет – и ей по барабану, будет у него фамилия Путин или какая-то другая.
Сейчас мы видим только то, что эту свою миссию гр. Путин В.В. понимает и пытается ей соответствовать. Он, кажется, на самом деле хочет исполнить требования народа и истории – ну, или соображает, что никуда ему не деться.
И вот именно в этом понимании и соответствии мы желаем юбиляру всяческих успехов.
И должны при этом понимать, что никаких таких успехов без нашего участия – быть не может.
P.S. А, ну да. Чтоб два раза не вставать – с днём рождения, Владимир Владимирович. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|