Несмотря на то, что Арктика де-юре считается демилитаризованным регионом, в котором не регламентируется создание военных баз различных государств, сегодня многие прекрасно понимают, что за этот регион рано или поздно может развернуться масштабное противодействие со стороны не только тех стран, которые входят в так называемый Арктический совет.
Стоит напомнить, что сегодня в Арктическом совете состоят 8 государств: Россия, США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция. Помимо перечисленных стран есть у Арктического совета еще и группа государств-наблюдателей (Китай, Великобритания, Испания, Германия, Польша, Южная Корея, Франция, Италия и Нидерланды) многие из которых всеми силами хотят приложить руку к арктическим ресурсам. А ресурсов в Арктике столько, что излишнее рвение ими распорядиться как членами Арктического совета (АС), так и странами-наблюдателями вполне понятно. По оценкам специалистов, одни только углеводородные запасы арктического шельфа могут составлять около четверти всех планетарных запасов нефти и газа. Именно арктические нефть и газ в последнее время стали объектами пристального внимания со стороны многих государств, которые, как говорится, к самой Арктике ни каким боком… В частности, о своей заинтересованности в арктических проектах заявляют Индия и Бразилия, которые по своим географическим координатам от арктического региона безумно далеки.
При этом далеко не каждое государство открыто заявляет о том, что оно собирается делать в Арктике… Одни сообщают о неких экологических проектах и спасении вымирающих видов животных, но при этом зачем-то говорят о строительстве собственных ледоколов, другие заявляют о неком противодействии террористической угрозе, которая якобы вот-вот может себя проявить. Однако все отлично понимают, что все эти речи об экологической и террористической опасности для Арктики со стороны определенных сил – банальный блеф, который еще и плохо подготовлен.
Не будем забывать, что Арктика – это далеко не только нефть и газ. Этот регион выглядит крайне перспективным в плане грузовых перевозок. Вы скажете, что масштабные перевозки грузов по Северному Ледовитому океану (если не касаться Севморпути) – это утопия, но на самом деле ситуация от утопичной здесь весьма далека. Дело в том, что за последние годы арктические льды тают с пугающей скоростью. К примеру, за минувший год площадь ледяного арктического покрова была примерно на 38,5% меньше усредненного значения за период с 2001 по 2011 год. Это говорит о том, что ситуация в ближайшее время относительно таяния льдов в этом регионе явно не стабилизируется и уж тем более не улучшиться. А пока экологи ломают головы над тем, как остановить столь масштабное таяние арктического льда, транспортники уже заявляют о том, что уже через несколько лет можно будет в течение более длительного времени использовать не только Северный морской путь, но так же открывать и эксплуатировать другие маршруты. В частности, одно из таких предложений входило в повестку дня саммита АТЭС, который проходил во Владивостоке. В частности, предлагалось использовать именно путь через Северный Ледовитый океан для транспортировки многочисленных грузов из Восточной Азии в Северную и Западную Европу и наоборот. Сегодня грузы из Китая, Сингапура и Южной Кореи в Европу идут через Индийский океан, через воды весьма неспокойного Персидского залива. Чтобы китайским товарам попасть, к примеру, на рынки Великобритании, Швеции или Норвегии морем, им нужно проделать поистине Магелланово кругосветное путешествие. Если же использовать морской путь через Северный Ледовитый океан, то это могло бы быть весьма выгодным предприятием. Если уж ситуация с таянием льдов не нормализуется, то вполне можно это использовать в транспортных целях. Однако пока такой вопрос не нашел достаточного количества сторонников, потому что транспортировка грузов по Севморпути возможна далеко не круглогодично.
Однако, как говорится, возможность транспортировки иностранных грузов транзитом через территориальные воды Российской Федерации тому же Китаю нужно иметь в виду. Да он, по всей видимости, такие виды уже имеет, как имеет он виды и на реализацию нефтегазовых проектов в Арктическом регионе. В конце концов, неспроста же построен китайский ледокол «Снежный (ледяной) дракон», который был в срочном порядке переброшен из антарктических широт в широты северные. Мало того, в ближайшем будущем в Арктике должен появиться и второй китайский ледокол, который будет выполнять поставленные перед ним задачи. Пока эти задачи, по заверениям китайской стороны, связаны исключительно с научными программами, проводимыми на Шпицбергене. Однако все эти сугубо научные программы могут закончиться очередными китайскими территориальными претензиями. Поэтому за Китаем превратить тот же Шпицберген в Сенкаку-Дяоюйдао, как говорится, не заржавеет.
В общем, запах арктических ресурсов привлекает многих. Все чаще из уст представителей стран НАТО звучат заявления о том, что необходимо выстраивать надежную систему защиты арктических богатств от неких террористов. В опубликованном ранее на «Военном обозрении» материале тема «арктического терроризма» уже была освещена. Очевидно, что под мишурой, связанной с антитеррористическими действиями НАТО в арктическом регионе, скрывается обычное желание прибрать этот регион к своим рукам.
Правда, здесь ситуация несколько иная, нежели, к примеру, на Ближнем Востоке. Там регион прибирали к рукам с помощью финансирования оппозиционных групп и международных террористов, а также «демократических» бомбардировок и ракетных обстрелов, но вот в Арктике помимо белых медведей и песцов вообще живых существ маловато будет, а потому само понятие демократизации здесь выглядит явно не уместным. Вот и приходится Североатлантическому альянсу идти на очередные сказочные сообщения о том, что Арктика может попасть под влияние террористов. Уж не про самих ли натовских военнослужащих говорит Брюссель… История о том, как в норвежских фьордах собираются быть выстроенными морские потенциалы с элементами системы американской ПРО, явно говорит о том, что не с песцами американцы здесь конфликтовать собираются…
В этой связи Россия тоже решила не упустить своего шанса по освоению арктического пространства, скажем так, сугубо в мирных целях. В сентябре, выйдя из Североморска, по Севморпути прогулялся атомный ракетный крейсер «Петр Великий» в сопровождении морского спасательного судна «Алтай». По всей вероятности, у «Петра Великого» было и подводное сопровождение, чтобы ему не чувствовалось одиноко в северных широтах. «Петр» прошел Баренцево море, пролив Карские ворота, Карское море, море Лаптевых. В Карском море к атомному ракетному крейсеру присоединилась целая группа кораблей, в том числе, противолодочные корабли «Адмирал Чабаненко», «Вице-адмирал Кулаков», БДК «Александр Отраковский». В течение своего похода, экипажи крейсера «Петр Великий» и других кораблей провели целый ряд учений, в том числе, и с применением сил морской пехоты, боевыми стрельбами и обнаружением подводных лодок противника.
Этот поход и учения боевых кораблей Северного флота проведены в рамках стратегии регулярного присутствия судов ВМФ в арктическом регионе. Об этом заявили в Министерстве обороны России, давая понять, что если уж НАТО и Китай решили проводить здесь свои «научные» и «антитеррористические» изыскания, то почему бы и России не показать, что у нее есть свое видение этой ситуации.
Понимая, что Арктика с каждым днем все больше превращается в большой лакомый кусок, к которому все активнее будут тянуться руки многих государств, в военном ведомстве РФ решили объявить о создании двух армейских арктических бригад, которые будут следить за тем, чтобы «научная» и «антитеррористическая» деятельность третьих стран в этом регионе велась без угрозы российским интересам.
Главком Сухопутных войск Владимир Чиркин заявил, что Россия вовсе не милитаризирует Арктику, а защищает свои северные границы.
Если не продемонстрировать свою решительность в Арктике сегодня, то уже завтра можно будет забыть про свои амбиции в этом регионе. И проявленная демонстрация решительности России в Арктике для многих стран оказалась ушатом отрезвляющей холодной арктической воды.
Стоит напомнить, что сегодня в Арктическом совете состоят 8 государств: Россия, США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция. Помимо перечисленных стран есть у Арктического совета еще и группа государств-наблюдателей (Китай, Великобритания, Испания, Германия, Польша, Южная Корея, Франция, Италия и Нидерланды) многие из которых всеми силами хотят приложить руку к арктическим ресурсам. А ресурсов в Арктике столько, что излишнее рвение ими распорядиться как членами Арктического совета (АС), так и странами-наблюдателями вполне понятно. По оценкам специалистов, одни только углеводородные запасы арктического шельфа могут составлять около четверти всех планетарных запасов нефти и газа. Именно арктические нефть и газ в последнее время стали объектами пристального внимания со стороны многих государств, которые, как говорится, к самой Арктике ни каким боком… В частности, о своей заинтересованности в арктических проектах заявляют Индия и Бразилия, которые по своим географическим координатам от арктического региона безумно далеки.
При этом далеко не каждое государство открыто заявляет о том, что оно собирается делать в Арктике… Одни сообщают о неких экологических проектах и спасении вымирающих видов животных, но при этом зачем-то говорят о строительстве собственных ледоколов, другие заявляют о неком противодействии террористической угрозе, которая якобы вот-вот может себя проявить. Однако все отлично понимают, что все эти речи об экологической и террористической опасности для Арктики со стороны определенных сил – банальный блеф, который еще и плохо подготовлен.
Не будем забывать, что Арктика – это далеко не только нефть и газ. Этот регион выглядит крайне перспективным в плане грузовых перевозок. Вы скажете, что масштабные перевозки грузов по Северному Ледовитому океану (если не касаться Севморпути) – это утопия, но на самом деле ситуация от утопичной здесь весьма далека. Дело в том, что за последние годы арктические льды тают с пугающей скоростью. К примеру, за минувший год площадь ледяного арктического покрова была примерно на 38,5% меньше усредненного значения за период с 2001 по 2011 год. Это говорит о том, что ситуация в ближайшее время относительно таяния льдов в этом регионе явно не стабилизируется и уж тем более не улучшиться. А пока экологи ломают головы над тем, как остановить столь масштабное таяние арктического льда, транспортники уже заявляют о том, что уже через несколько лет можно будет в течение более длительного времени использовать не только Северный морской путь, но так же открывать и эксплуатировать другие маршруты. В частности, одно из таких предложений входило в повестку дня саммита АТЭС, который проходил во Владивостоке. В частности, предлагалось использовать именно путь через Северный Ледовитый океан для транспортировки многочисленных грузов из Восточной Азии в Северную и Западную Европу и наоборот. Сегодня грузы из Китая, Сингапура и Южной Кореи в Европу идут через Индийский океан, через воды весьма неспокойного Персидского залива. Чтобы китайским товарам попасть, к примеру, на рынки Великобритании, Швеции или Норвегии морем, им нужно проделать поистине Магелланово кругосветное путешествие. Если же использовать морской путь через Северный Ледовитый океан, то это могло бы быть весьма выгодным предприятием. Если уж ситуация с таянием льдов не нормализуется, то вполне можно это использовать в транспортных целях. Однако пока такой вопрос не нашел достаточного количества сторонников, потому что транспортировка грузов по Севморпути возможна далеко не круглогодично.
Однако, как говорится, возможность транспортировки иностранных грузов транзитом через территориальные воды Российской Федерации тому же Китаю нужно иметь в виду. Да он, по всей видимости, такие виды уже имеет, как имеет он виды и на реализацию нефтегазовых проектов в Арктическом регионе. В конце концов, неспроста же построен китайский ледокол «Снежный (ледяной) дракон», который был в срочном порядке переброшен из антарктических широт в широты северные. Мало того, в ближайшем будущем в Арктике должен появиться и второй китайский ледокол, который будет выполнять поставленные перед ним задачи. Пока эти задачи, по заверениям китайской стороны, связаны исключительно с научными программами, проводимыми на Шпицбергене. Однако все эти сугубо научные программы могут закончиться очередными китайскими территориальными претензиями. Поэтому за Китаем превратить тот же Шпицберген в Сенкаку-Дяоюйдао, как говорится, не заржавеет.
В общем, запах арктических ресурсов привлекает многих. Все чаще из уст представителей стран НАТО звучат заявления о том, что необходимо выстраивать надежную систему защиты арктических богатств от неких террористов. В опубликованном ранее на «Военном обозрении» материале тема «арктического терроризма» уже была освещена. Очевидно, что под мишурой, связанной с антитеррористическими действиями НАТО в арктическом регионе, скрывается обычное желание прибрать этот регион к своим рукам.
Правда, здесь ситуация несколько иная, нежели, к примеру, на Ближнем Востоке. Там регион прибирали к рукам с помощью финансирования оппозиционных групп и международных террористов, а также «демократических» бомбардировок и ракетных обстрелов, но вот в Арктике помимо белых медведей и песцов вообще живых существ маловато будет, а потому само понятие демократизации здесь выглядит явно не уместным. Вот и приходится Североатлантическому альянсу идти на очередные сказочные сообщения о том, что Арктика может попасть под влияние террористов. Уж не про самих ли натовских военнослужащих говорит Брюссель… История о том, как в норвежских фьордах собираются быть выстроенными морские потенциалы с элементами системы американской ПРО, явно говорит о том, что не с песцами американцы здесь конфликтовать собираются…
В этой связи Россия тоже решила не упустить своего шанса по освоению арктического пространства, скажем так, сугубо в мирных целях. В сентябре, выйдя из Североморска, по Севморпути прогулялся атомный ракетный крейсер «Петр Великий» в сопровождении морского спасательного судна «Алтай». По всей вероятности, у «Петра Великого» было и подводное сопровождение, чтобы ему не чувствовалось одиноко в северных широтах. «Петр» прошел Баренцево море, пролив Карские ворота, Карское море, море Лаптевых. В Карском море к атомному ракетному крейсеру присоединилась целая группа кораблей, в том числе, противолодочные корабли «Адмирал Чабаненко», «Вице-адмирал Кулаков», БДК «Александр Отраковский». В течение своего похода, экипажи крейсера «Петр Великий» и других кораблей провели целый ряд учений, в том числе, и с применением сил морской пехоты, боевыми стрельбами и обнаружением подводных лодок противника.
Этот поход и учения боевых кораблей Северного флота проведены в рамках стратегии регулярного присутствия судов ВМФ в арктическом регионе. Об этом заявили в Министерстве обороны России, давая понять, что если уж НАТО и Китай решили проводить здесь свои «научные» и «антитеррористические» изыскания, то почему бы и России не показать, что у нее есть свое видение этой ситуации.
Понимая, что Арктика с каждым днем все больше превращается в большой лакомый кусок, к которому все активнее будут тянуться руки многих государств, в военном ведомстве РФ решили объявить о создании двух армейских арктических бригад, которые будут следить за тем, чтобы «научная» и «антитеррористическая» деятельность третьих стран в этом регионе велась без угрозы российским интересам.
Главком Сухопутных войск Владимир Чиркин заявил, что Россия вовсе не милитаризирует Арктику, а защищает свои северные границы.
Если не продемонстрировать свою решительность в Арктике сегодня, то уже завтра можно будет забыть про свои амбиции в этом регионе. И проявленная демонстрация решительности России в Арктике для многих стран оказалась ушатом отрезвляющей холодной арктической воды.