1794-27-09-2012
Вопрос: Какие основные вопросы обсуждались на сегодняшней встрече группы БРИКС?
С.В.Лавров: Прежде всего, рассматривалась ситуация на Ближнем Востоке и Севере Африки с особым акцентом на обстановку в Сирии и вокруг нее. Было принято Совместное заявление министров иностранных дел стран БРИКС по сирийскому кризису, в котором изложена наша единая позиция о необходимости срочного прекращения насилия со всех сторон и нарушений прав человека, а также о важности соблюдать международное гуманитарное право и срочно начать переговоры. Принципиально важно, что всеми участниками БРИКС выражена поддержка договоренностей, согласованных в Женевском коммюнике, которое было принято 30 июня с.г.
Мы убеждены, что консенсус, достигнутый в Женеве, открывает путь к тому, чтобы усилия нового спецпредставителя ООН и ЛАГ по Сирии Л.Брахими были эффективными и опирались на прочные договоренности между основными игроками. Главное, чтобы все те, кто участвовал в Женевском заседании и подписался под Коммюнике, не отзывали своего согласия с этим важнейшим документом. У некоторых наших партнеров наблюдаются тенденции «переиграть» упомянутые договоренности и вновь пойти по пути одностороннего давления, не принимая во внимание то, что в Сирии друг с другом воюют хорошо вооруженные группы людей.
Вопрос: Как известно, в Сирии произошла очередная серия терактов, ответственность за которые взяла на себя «Свободная сирийская армия». В свою очередь Президент Франции Ф.Олланд призвал защищать мандатом ООН контролируемые этой организацией территории. Как в этом контексте Вы видите сотрудничество со странами, которые поддерживают или, по крайней мере, не осуждают подобные действия, отступая таким образом от Женевских договоренностей?
С.В.Лавров: Те, кто так говорят, отходят не только от Женевских договоренностей, но и от принципиальных подходов в рамках СБ ООН, которые заключаются в неприятии терроризма в любых проявлениях, кто бы этим ни занимался и какими бы целями это ни оправдывалось. Как я сказал сегодня в ходе заседания Совета Безопасности по ближневосточной проблематике, нас глубоко тревожит, что на протяжении двух последних месяцев теракты в Сирии не получают реакции со стороны СБ ООН, поскольку некоторые наши западные партнеры начинают скромно уходить в сторону, заявляя что «теракт – это, конечно, плохо, но в случае с Сирией речь идет о людях, потерявших всякую надежду избавиться от кровавого режима».
Это страшная позиция. Повторю, она чревата, по большому счету, сползанием к оправданию терроризма. Если это можно оправдывать в Сирии, то прецедент будет создан, и его можно будет применять и в других ситуациях. Подобное абсолютно неприемлемо. Сегодня я говорили об этом и в ходе двусторонних встреч с моими коллегами.
Что касается «буферных зон» и того, что «Свободная сирийская армия» контролирует какие-то территории, то я не могу это подтвердить. В САР достаточно вязкая ситуация. Районы переходят из одних рук в другие. Есть информация о том, что правительственные войска начинают одерживать успехи в борьбе со своими противниками, оппозиция же говорит об обратном.
Все происходящее очень печально потому, что мы должны не следить за военными сводками и делать наши расчеты, исходя из того, кто что контролирует, а должны прекратить это безобразие. Для этого нужно, чтобы все те, кто участвовал в согласовании Женевского коммюнике и подписался под ним, выполнили свои обязательства. Они заключаются в том, чтобы внешние игроки (а основные из них были в Женеве) «навалились» на все сирийские стороны, особенно на тех сирийцев, которые находятся под влиянием того или иного внешнего игрока, и заставили их синхронно прекратить насилие. Именно это было записано сегодня в совместном заявлении министров иностранных дел стран БРИКС: прекращение огня должно быть одновременным - и в этом суть нашей позиции.
Именно такой подход позволит спасти как можно больше жизней сирийцев и недопустить продолжения кровопролития. Позиция же тех, кто выступает за прекращение огня только в случае ухода Б.Асада, означает их готовность платить чужими жизнями ради достижения этой цели. При таком подходе оппозиция будет вдохновляться подобной поддержкой, будет продолжать сопротивление, отказываясь от принципов, выработанных в Женеве, и от соблюдения требований одновременно прекратить огонь и сесть за стол переговоров.
Вопрос: После Ваших сегодняшних переговоров с А.Фог Расмуссеном появилось ли понимание, как дальше будут развиваться отношения России и НАТО?
С.В.Лавров: У нас с НАТО достаточно разветвленное сотрудничество. Идет текущая, не всегда заметная работа, которая, хоть и кажется будничной, но касается важных вопросов, таких как разработка совместных мероприятий по противодействию терроризму, наркотрафику, организованной преступности, подготовке кадров силовиков, в т.ч. для антинаркотических структур Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии. Есть совместный проект по оснащению афганской армии с тем, чтобы она была более способной самостоятельно противодействовать угрозам, сохраняющимся в этой стране.
Как известно, реализуется соглашение по транзиту, предоставляемому Россией через свою территорию странам, которые по мандату СБ ООН участвуют в операции Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Имеется и совместная инициатива по взаимодействию в воздушном пространстве для предотвращения инцидентов и сотрудничеству на случай захвата судов террористами. Таким образом, у нас много текущих вопросов, которые, возможно, не получают большого звучания в СМИ, но на деле очень важны.
Остаются и принципиальные проблемы, связанные с тем, как выполняются неоднократно достигавшиеся на высшем уровне и записанные в политдекларациях договоренности о выстраивании единого пространства безопасности в Евро-Атлантике. Ключом к успеху на этом направлении является воплощение на практике принципа неделимости безопасности, когда ни Россия, ни члены НАТО не будут предпринимать действия, ущемляющие безопасность какой-либо из стран, входящих в Совет Россия-НАТО.
Мерилом такого подхода является проблематика противоракетной обороны, поскольку в данном случае мы предъявили конкретные, убедительные доказательства, что этот проект на каком-то этапе будет реально ущемлять безопасность России, а это противоречит обязательствам стран НАТО не предпринимать действий по укреплению своей безопасности за счет безопасности других - в данном случае, Российской Федерации. Но мы продолжаем диалог, не уходим от него, однако с каждым днем времени остается все меньше.
Пока со стороны наших партнеров по НАТО (где, конечно, все решают Соединенные Штаты, так как в реальности ПРО является американским проектом глобальной противоракетной обороны США, которая поддержана Североатлантическим альянсом в том виде, в котором она задумана американцами) нет желания и готовности учитывать наши законные озабоченности. Пока они отделываются голословными заявлениями, что система - не против России. Но если это так, то, как неоднократно говорил Президент Российской Федерации, в чем сложность оформить такую декларацию в виде юридически обязывающих гарантий, причем, сопровождаемых согласованными критериями, которые позволят отслеживать на каждом этапе развития противоракетной обороны США то, насколько на самом деле она не создает угроз для нашей страны. В военно-техническом плане вопрос абсолютно понятен, так как регулярно встречаются эксперты. Но мы не видим у наших партнеров аргументированного отрицания нашей правоты. Тем не менее, пока, к сожалению, дело никуда не движется. Мы продолжаем наши усилия.
Вопрос: Какие темы обсуждались сегодня в ходе Вашей встречи с Высоким представителем ЕС К.Эштон? Есть ли подвижки по визовому вопросу?
С.В.Лавров: Мы обсуждали подготовку к саммиту Россия-Евросоюз, который состоится в декабре с.г. в Брюсселе, а также к встрече министров иностранных дел России и всех 27-ми стран ЕС, намеченной на середину октября в Люксембурге в рамках подготовки к саммиту. Договорились, что помимо внешнеполитических тем, по которым мы сотрудничаем, – а это и Ближний Восток, и иранская ядерная программа, и целый ряд других вопросов, включая Балканы, кипрскую проблематику, - особое внимание уделим структуре отношений между Россией и ЕС. Желательно, чтобы разветвленные механизмы, созданные для продвижения нашего стратегического партнерства, работали более эффективною.
Пока на целом ряде направлений участились сбои, в том числе в работе над новым Базовым соглашением, в рамках которого наши партнеры по ЕС очень хотят «выудить» у России гораздо больше уступок в сравнении с тем, о чем мы с ЕС договорились при вступлении нашей страны в ВТО. Наблюдается и торможение в реализации поддержанной нами Мезебергской инициативы Канцлера ФРГ А.Меркель. Ее смысл в создании Комитета Россия-Евросоюз на уровне Высокого представителя ЕС и Министра иностранных дел Российской Федерации для выработки совместных решений по урегулированию различных кризисов и содействию международным усилиям, нацеленным на преодоление конфликтных ситуаций.
Кроме того, тормозится разработка Соглашения о сотрудничестве в сфере кризисного реагирования, иными словами, в сфере миротворческих операций. Мы давно предлагаем оформить имеющийся опыт в форме соответствующего соглашения.
Надеемся, что будет ускорен процесс движения к безвизовому режиму. Перечень совместных шагов, которые обе стороны обязались выполнить прежде, чем этот режим начнет согласовываться в сугубо практическом виде (через соглашение), существует, и он исчерпывающий. С ЕС мы обменялись докладами о ходе выполнения указанного Перечня и считаем, что нет причин, чтобы не успеть к декабрьскому саммиту реализовать все эти шаги и попросить Президента Российской Федерации и руководство ЕС дать поручение приступить к составлению итогового соглашения.
В качестве промежуточной меры мы исходим из того, что на данном этапе нужно предпринять шаги по дальнейшему облегчению визового режима. У нас есть соответствующее Соглашение от 2006 года. Сейчас подготовлен проект, который его развивает и углубляет, расширяя категории граждан, которые будут пользоваться и облегченным визовым режимом и безвизовым правом передвижения по территории России и стран Шенгенской зоны. Он в работе. Пока, правда, остаются буквально одна - две технические проблемы, которые мы рассчитываем решить в течение следующего месяца.
Таким образом с ЕС у нас имеется насыщенная повестка дня. Я не упомянул вопросы, касающиеся конфликтов на постсоветском пространстве, где ЕС сотрудничает с Россией в приднестровском урегулировании в качестве наблюдателя в формате «5 плюс 2», а также ситуацию в Закавказье, где Евросоюз поддерживает свою Миссию на грузинской территории, которая в соответствии с договоренностями Д.А.Медведева-Н.Саркози должна обеспечивать безопасность и не допускать рецидивов нарушения договоренностей о ненападении со стороны Грузии на Абхазию и Южную Осетию. Повторю, у нас насыщенная повестка дня, и нам будет о чем поговорить на октябрьской встрече министров иностранных дел. Надеюсь, мы подготовим конкретные и содержательные предложения к декабрьскому саммиту Россия-ЕС.
Безусловно, есть и большой блок экономических вопросов, которыми мы с К.Эштон не занимаемся, но которые нацелены на предельную конкретизацию договоренностей по программе «Партнерство для модернизации». Внешэкономбанк, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития договорились о совместной готовности выделить достаточно серьезные ресурсы для финансирования пилотных проектов в рамках «Партнерства для модернизации». Главное сейчас согласовать такие проекты. В середине октября состоится специальная встреча российских и есовских экспертов, в ходе которой стороны будут договариваться о том, как в практическом плане реализовывать «Партнерство для модернизации».
Вопрос: Что Вы ожидаете от планируемой на 27 сентября министерской встречи «шестерки» по иранской ядерной программе?
С.В.Лавров: Не ожидаю принятия каких-либо документов. «Шестерка» стала соавтором резолюции по Ирану, которая была одобрена на состоявшейся на прошлой неделе сессии Генеральной конференции МАГАТЭ. В Нью-Йорке мы просто обменяемся мнениями о том, как стимулировать не только Иран, но и Секретариат МАГАТЭ к активизации взаимной работы для закрытия вопросов, имеющихся в отношении ядерной программы Ирана. Так что, документов не предвидится. На данном этапе это и не требуется. Источник: mid.ru.
Рейтинг публикации:
|