Политическая и социальная нестабильность в странах ежедневно толкает тысячи мирных граждан на поиски лучшей жизни за пределами родины. Как правило, доведенные до отчаяния люди готовы пойти на все, чтобы сбежать от разрушающего их жизни режима, хватаясь при этом за весьма сомнительные возможности, нередко ведущие их к гибели. Ни для кого не секрет, что в последнее время, ввиду нестабильности на Ближнем Востоке, резко возросло количество нелегальных иммигрантов, многие из которых гибнут, едва достигнув границы. При этом такое положение дел характерно не только для ближневосточных государств, но и для стран Африки. Одной из стран континента, наиболее тесно столкнувшейся с проблемой беженцев, является Танзания.
Несмотря на то, что Танзания - одна из беднейших стран мира, экономика которой базируется в основном на сельском хозяйстве (в нем занято около 80% работающих), уже в течение 50 лет она является пристанищем беженцев из сопредельных государств Африки. Проблема беженцев в Танзании зародилась еще в 1961 г., когда после получения государственной независимости танзанийское руководство согласилось предоставлять убежище вынужденным мигрантам Бурунди, Заира, Руанды, Уганды и некоторых других сопредельных стран. На протяжении 30 последующих лет численность беженцев была невелика и не создавала больших проблем местному населению, танзанийским властям, а также созданному в стране в 1964 г. представительству Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Обстановка резко осложнилась в 1993 г., когда в сопредельных государствах начались вооруженные конфликты. Это, прежде всего, неудавшийся военный переворот в Бурунди (октябрь 1993 г.), начало гражданской войны в Руанде (апрель 1994 г.) и свержение режима Мобуту в Заире (май 1997 г.).
В результате через сравнительно небольшой по протяженности участок северо-западной границы в Танзанию хлынули сотни тысяч беженцев, создав в пограничных провинциях страны настоящий кризис. Наибольшее количество прибывших мигрантов пришлось на 1996 г. – свыше 700 тыс. чел., тогда в некоторых провинциях численность мигрантов превысила количество коренного населения. И если в начале миграции беженцы находили приют у проживающих в приграничной зоне родственников и соплеменников, то с резким увеличением числа желающих иммигрировать остро встала проблема размещения столь значительной массы бездомных людей. Многие беженцы, не найдя себе пристанища, стали сбиваться в бродячие группы и заниматься грабежами и воровством. В связи с этим резко ухудшилась криминальная обстановка в стране и перед правительством Танзании остро встал вопрос о необходимости ограничения бесконтрольного расселения и передвижения мигрантов. В этой связи правительство Танзании, Верховный комиссар ООН по делам беженцев и Международный Красный Крест в конце 1993 г. начали создание сети лагерей в 30-километровой зоне вдоль танзанийско-бурундийско- руандийской границы. Стоит отметить, что при расселении беженцев с самого начала максимально учитывались такие социальные различия, как гражданство, этнопринадлежность, религия и семейное положение. Это позволило избежать множества конфликтных ситуаций внутри лагерей. Но, тем не менее, такие меры не смогли полностью предотвратить межнациональные конфликты и остановить стремление беженцев двигаться дальше в более благополучные страны.
Необходимо отметить, что стремление беженцев мигрировать в более благополучные страны, используя для этого любые возможные методы, нередко оборачивается трагедией. Так, недавно в Танзании погибли 42 нелегальных мигранта, задохнувшись в грузовике. Трагедия произошла в провинции Додома. По данным местных властей, в автофургоне в ужасной тесноте и духоте находились более 100 чел. Они намеревались пересечь Танзанию, а затем Мозамбик, чтобы попасть в ЮАР, но задохнулись в тесном помещении. «Они умерли от удушья, и у них не было еды», -заявил заместитель главы МВД Перейру Силиму. При этом сам шофер автомобиля обнаружил трагедию, только когда услышал крики о помощи из кузова, а найдя погибших, бесследно скрылся.
Стремление мигрантов продолжить поиски лучшей жизни вызвано, вероятно, в первую очередь ощущением отсутствия уверенности в нормализации жизненных условий и в возможности вести достойное существование в давшей им приют стране. Тем не менее, в сегодняшних условиях страны власти Танзании делают немало. Так, год назад правительство приняло решение о предоставлении гражданства беженцам, бежавшим из Бурунди в 1972 г. Данное решение затронуло около 162 тыс. беженцев. Стоит отметить, что беженцы Бурунди - это беженцы, покинувшие родные края в 1972 г. из-за межплеменных столкновений, и их пребывание на территории Танзании имеет долгую и непростую историю. В частности, присутствие на танзанийской земле сотен тысяч хуту неоднократно становилось поводом для обвинений Танзании в подготовке в лагерях для беженцев отрядов боевиков, которые впоследствии возвращались домой с оружием в руках. Эти обвинения заставили президента Танзании Бенджамина Мкапу высказаться в пользу полной репатриации бурундийских беженцев с помощью ООН, как это было сделано в Европе с боснийцами.
Танзания начала масштабную репатриацию бурундийских беженцев в 2002 г. и в течение двух месяцев переправила в Бурунди около 48 тыс. чел., находящихся в многочисленных лагерях на танзанийской территории. Все они добровольно приняли решение о возвращении, несмотря на то, что в Бурунди на тот момент продолжались активные боевые действия между правительственными войсками и отрядами повстанцев. Однако, начиная уже со следующего года, правительство страны развернуло социальную программу, ориентированную в первую очередь на жителей Бурунди. В лагере для беженцев из Бурунди Мтабила (Танзания) тысячи людей, которые до сих пор в жизни видели лишь геноцид, голод и болезни, получили шанс овладеть компьютерной грамотностью. Этот проект стал возможен благодаря организаторам интернет-проекта Kasulu. Беженцев учили пользоваться компьютером и Интернетом, писать письма по электронной почте. По окончанию проекта организаторы отметили большую популярность курсов среди мигрантов Бурунди.
Социальные проекты такого рода хорошо показывают стремление людей к улучшению своих жизненных условий посредством образования и работы. Более того, проведенная работа с населением показала необходимость и успешность данных проектов, через реализацию которых можно показать людям, вынужденным бежать из своей страны, что и у них есть будущее, за которым нет необходимости под покровом ночи добираться в далекие и далеко не всегда гостеприимные страны.
Безусловно, наиболее трудной из всех задач - это добиться устранения коренных причин появления беженцев, а также найти долгосрочные решения их проблем. Так, если главной причиной потоков беженцев является нищета, то одним из вариантов решений могло бы стать предоставление помощи в целях развития или технической помощи. Если основными причинами массового ухода являются нарушения прав человека, то решение проблемы может заключаться в постоянном наблюдении за ходом развития событий со стороны органов системы ООН.
К сожалению, сегодня большую часть беженцев принимают на свою территорию самые бедные страны мира, на которых ложится бремя, непомерно тяжелое для их возможностей и тормозящее развитие самого государства. В таких условиях европейские страны, как минимум, должны оказывать материальную поддержку, поскольку мигранты, идущие в Танзанию, без должных действий по урегулированию ситуации однажды обрушатся и на Европу. Задачу европейских государств хорошо обосновал Верховный комиссар ООН по делам беженцев Рууда Любберса: «Мы должны добиваться того, чтобы люди, спасающиеся от преследований, получали нашу защиту, чтобы им не преграждали путь и не отправляли насильно назад, туда, где им грозит опасность. Защита беженцев не является неким добровольным актом благотворительности. Это моральный долг и юридическая обязанность. ...Мы не теряем надежды потому, что каждый день видим невероятное мужество и упорство, которое проявляют беженцы, потерявшие в жизни практически все».
Юлия Чмеленко – обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
Источник: Новое Восточное Обозрение.
Рейтинг публикации:
|