"Утилизационный" конфликт с Россией Украине не по карману
Украина, похоже, осознала, что силовые методы противодействия российским торговым ограничениям не работают. Украинский премьер Азаров теперь надеется на взаимную отмену утилизационного сбора на автомобили. Оно и понятно: как говорят эксперты, украинская промышленность рискует сильно пострадать от введения данного сбора, а российской, по большому счету, все равно
Премьер-министр Украины Николай Азаров надеется договориться с Россией о взаимном неприменении 30-процентного утилизационного сбора на автомобили.
"Мы сейчас проводим переговоры и пытаемся договориться о взаимном неприменении утилизационного сбора. Я надеюсь, что мы договоримся", – сказал он в интервью украинским телеканалам в четверг.
Азаров особо подчеркнул, что речь не идет о войнах между странами. "Речь здесь идет о создании таких торговых режимов, при которых поддерживается прежде всего отечественный товаропроизводитель", – приводит его слова РИА "Новости".
Проблема в том, что у России и Украины отечественный производитель – разный.
История с продолжением
Киев и Москва оказались в состоянии полноценного торгового конфликта из-за введения Россией утилизационного сбора на импортные авто с 1 сентября.
Последняя пошла на этот шаг осознанно. Утилизационный сбор призван заменить 5-процентное снижение импортной пошлины после вступления России в ВТО.
Николай Азаров сначала говорил, что Киев рассчитывает договориться с Москвой о том, что Украины это не коснется. Однако Россия не стала делать исключений. И вот 12 сентября стало известно, что аналогичный сбор с автомобилей российского производства ввела и Украина – в качестве ответной меры.
Эксперты транспортной отрасли Украины отмечали, что решение России значительно ужесточает конкуренцию для поставляемых на российский рынок украинских легковых автомобилей, для автобусов создает угрожающую ситуацию, а для большегрузных автомобилей (КрАЗ) практически закрывает российский рынок.
Машины украинской сборки для россиян стали заметно дороже. Легковые авто выросли в цене минимум на 10%. Автобусы – на 15%. А грузовики подорожали и вовсе на треть.
Россия, напомним, является самым крупным экспортным рынком для украинских автомобилей. По данным Госстата, за шесть месяцев 2012 года Украина экспортировала в РФ 13,9 тыс. автомобилей на сумму 108 млн долларов. Причем более 50% этой продукции приходилось на Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ, входит в состав УкрАВТО) – крупнейшего автопроизводителя Украины. Утилизационный сбор в РФ уже отразился на планах его производства.
Как заявил накануне журналистам вице-президент УкрАВТО по производству Олег Папашев, производственные планы на этот год с учетом ситуации на рынке сокращены ориентировочно до 50 тыс. автомобилей. Это на 25% ниже предыдущего прогноза и на 18% меньше фактического выпуска в 2011 году. Впрочем, эти цифры могут измениться. Все будет зависеть от того, решится ли "утилизационная" проблема.
Помимо УкрАВТО, легковые автомобили на российский рынок поставляет корпорация "Богдан", грузовые – АвтоКрАЗ, автобусы – ЛАЗ, "Черкасский автобус", а также корпорации "Богдан" и "Эталон".
Вполне предсказуемым было и то, что введение Украиной утилизационного сбора повлечет наступление негативных последствий для российских автопроизводителей. Первым ощутить их на себе может АвтоВАЗ, отмечают эксперты.
Согласно данным "Автостата", за первое полугодие 2012 года из России на Украину было поставлено 18,8 тыс. автомобилей. Для АвтоВАЗа Украина является вторым по объемам продаж рынком.
Утилизационный сбор Украины применительно к российским автомобилям (как в случае с украинскими машинами) повлечет за собой рост их стоимости и снижение привлекательности для украинских потребителей. А это уже грозит убытками для российского автопрома.
"Политическая провокация"
Эксперты напоминают, что введение утилизационного сбора Россией противоречит условиям соглашения о беспошлинной торговле. В соответствии с ним товар российского или украинского происхождения передвигается на обоих рынках без дополнительных пошлин. "Данное межгосударственное соглашение ратифицировано всеми внешними институтами, в том числе и ВТО. Тем самым Россия нарушает правила ВТО, оставляя свои рынки закрытыми для конкурентов", – говорит директор по развитию и маркетингу компании "Автолокатор" Глеб Славутский.
По словам адвоката юридической компании "Налоговик" Антона Соничева, со вступлением России в ВТО трудно ожидать иного предложения от Николая Азарова. "Взаимные налоговые барьеры между странами – участницами ВТО недопустимы, и существование взаимного утилизационного сбора между Россией и Украиной вряд ли было бы возможным в течение длительного промежутка времени", – резюмирует он.
По мнению Соничева, введение утилизационного сбора со стороны Украины может быть ощутимым для России, но не слишком сильно. Как отмечают чиновники из Евразийской экономической комиссии, за последние годы на Украине отсутствует значительный рост импорта автомобилей, в том числе из стран Таможенного союза. Наблюдается даже некоторое падение.
"Введение сбора со стороны украинских властей является скорее жестом недовольства политикой Москвы, чем серьезным экономическим давлением на Россию", – указывает Соничев.
Зато для украинских автопроизводителей российский утилизационный сбор станет реальным ударом, поскольку украинские автомобили в России представлены в низком ценовом сегменте, где спрос очень эластичный, поясняет Глеб Славутский.
"Реакция потребителя будет моментальной, что приведет к вытеснению с российского рынка украинских автомобилей. Украинская автомобильная промышленность будет вынуждена переориентироваться на внутренний рынок. Быстро выйти на другие международные рынки Украине не удастся, в отличие от России", – говорит эксперт.
Взаимная отмена сбора будет неравносторонним обменом, уверен аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.
"Во-первых, компании, ввозящие автомобили на территорию Украины, смогут договориться с компаниями, занимающимися утилизацией, и заключить долгосрочные контракты, но фактически платить они будут через пять–семь лет, когда потребуется утилизация текущих автомобилей. Во-вторых, АвтоВАЗ, который имеет интерес на Украине, и сам будет собирать свои модели на "Богдане", а значит, платить сбор не будет", – поясняет он.
Остаются только ГАЗ и иностранцы, которые производят свои автомобили в России. Но по большей части иномарки на Украину везутся из Европы, так что ущерб будет минимален, добавляет аналитик. "В целом сбор со стороны Украины скорее похож на политическую провокацию, нежели несет под собой экономический смысл", – заключает он.
Славутский называет два варианта решения проблемы для Украины: либо Россия все-таки сделает для Украины исключение и отменит утилизационный сбор, либо, чтобы не потерять российский рынок, украинским предприятиям придется локализовать производство в РФ. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 229
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 158
Рейтинг поста:
--------------------
Марк Туллий Цицерон.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 156
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 3966
комментариев 2959
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10
комментариев 346
Рейтинг поста:
Пан Азаров недавно заявил что на Украине коррупции нет!
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 422
Рейтинг поста:
В этом-то весь и фокус - это не пошлина, а сбор