В Турции находятся более восьмидесяти тысяч сирийцев - это сравнимо с населением небольшого турецкого провинциального городка. На их содержание потрачено около $300 млн, которые пошли, в основном, на оборудование необходимых жилищных условий, организацию коммуникаций и питания. В трех приграничных провинциях Килис, Хатай, Газиантеп для беженцев организованы девять палаточных лагерей, где созданы все условия для проживания. Есть души, туалеты, бани, мечеть и даже кружки для вышивания. Ежедневно представили гуманитарных фондов привозят горячую чорбу (суп), белый хлеб, питьевую воду. На личные нужды каждой сирийской семье выдают суточные, двадцать лир (чуть больше десяти долларов). На эти средства можно закупить товары первой необходимости: одеколон, памперсы, продукты питания. "Сирийцы должны быть благодарны турецким властям за оказанную гуманитарную помощь, - считает независимый журналист Айкут Аканоглу, - В Турции для беженцев созданы гораздо лучшие условия, чем в Иордании, где, по разным данным, находятся около тридцати тысяч сирийцев и в лагерях нет горячей еды, медицинского обслуживания, практически не соблюдаются элементарные санитарно-гигиенические нормы".
В свою очередь сами обитатели лагерей все чаще выражают недовольство турецкими порядками. На минувшей неделе в одном из лагерей беженцев в нескольких километрах от провинции Хатай, на юго-востоке Турции, группа сирийских мужчин закидала камнями турецкий флаг. В соседней провинции Килис сирийцы забросали сырыми яйцами бывшего члена парламента Мурата Сокменоглу, когда он выходил из здания городской администрации. Турецкое общество не понимает причин раздражения сирийцев против турецких властей и обвиняет беженцев в неблагодарности.
Сирийцы находятся в Турции на положении "гостей Турецкой Республики", что означает фактическое отсутствие всяких прав. Они не могут устроиться на работу, свободно передвигаться по стране, покидать территорию лагерей без специального разрешения властей. В поисках работы молодые сирийские мужчины слоняются по городу, обозленные на турецкие власти, которые, по их мнению, сами "заварили эту кашу и теперь должны ее расхлебывать".
"Лагеря похожи на индейские резервации, - горит сорокалетний сириец Абдуллах, житель одного из таких лагерей в провинции Килис, - вокруг колючая проволока. С проверками то и дело приезжают представители власти. Нарушителей спокойствия грозят отправить обратно в Сирию. На границе идет тщательный отсев. Всех, кто может держать оружие, отправляют в военные лагеря, остальных в лагеря для беженцев. Долго беседуют, во избежание проникновения на территорию Турции террористических элементов", - продолжает он.
Люди пытаются выбраться из лагерей всеми возможными способами. Снимают квартиры, в складчину, по нескольку семей. В городе Хатай, центре одноименной приграничной провинции, двухкомнатная квартира стоит около трехсот пятидесяти долларов. Живут обычно по две три семьи, по десять-пятнадцать человек, спят на полу укрывшись одеялом. Чтобы выручить какие-то средства, продают личные вещи. На турецких базарах торгуют сирийскими золотыми монетами, украшениями, старинным оружием.
"Прибывшие в Турцию сирийцы, - пишет журналист Дуйгу Суджуклу, - в основном, малообразованные, неквалифицированные люди, которым невозможно найти приличную работу в Турции. Они тяжким бременем легли на наши плечи, ожидая помощи и поддержки от турецкого государства. Их содержание вынуждены оплачивать обычные турецкие граждане, которые сами страдают от безработицы повышения цен инфляции".
Чтобы решить проблему занятости, парламентская комиссия обещает в ближайшее рассмотреть новый законопроект, который позволит выдавать разрешение беженцам на работу. "Сирийцы смогут получать небольшие средства на свою жизнь и поднять экономику края, которая находится в упадке", - заявил председатель парламентской комиссии по правам человека Устюн Шенер. Этот факт однако вызывает недовольство у местного населения, занятого, в основном, на сельскохозяйственных работах. Несколько крупных региональных кооперативов уже заявили о своей готовности устроить акции протеста. "Власти получат бесплатную рабочую силу, - говорит директор кооператива в провинции Газьянтеп Кахраман Курутлу, - беженцы готовы работать почти бесплатно, а что остается делать нашим мужчинам, которые годами заняты на сезонных работах и кормят своим семьи? Летом они собирают помидоры и картофель в соседних деревнях, осенью уезжают на черноморские плантации на сбор фундука и чая, а зимой перемещаются в Анталию, где в это время идет сбор урожая цитрусовых".
Эксперты считают, что такие меры еще больше увеличат уровень безработицы и повысят градус напряженности в регионе, где проживает курдское население. В юго-восточных областях Турции вот уже много лет ведет военные действия запрещенная в Турции Курдская рабочая партия. У населения самый низкий уровень жизни в стране. Царит безработица. "Посмотрите на улицы наших городов. - пишет курдский журналист Кузей Урдан, - Чтобы заработать на кусок хлеба, малолетние дети продают на улицах салфетки. Вместо того, чтобы посещать школу, тысячи подростков с утра до ночи работают на сельскохозяйственных плантациях".
Тем временем сирийцы в поисках лучшей жизни пытаются добраться до Европы. Запасаются провизией, едой, отправляются на микроавтобусах и фургонах в центральную Турцию, а оттуда к Средиземноморскому побережью. Опасное путешествие на ветхих судах, как правило, заканчивается трагично. Так, недавно в районе Измира в результате крушения судна с нелегалами погибли более шестидесяти человек, среди которых, в основном, были сирийские женщины и дети. Источник: regnum.ru.
Рейтинг публикации:
|