"Три километра от сирийской границы. Длинные ряды парусиновых палаток. Железные кровати. Семнадцать командных пунктов. Военно-полевая кухня. Несколько бань. Бывшие солдаты регулярной сирийской армии напоминают ополченцев или партизан. Нет единой армейской формы. Кое кто в камуфляже, но, в основном, одежда с турецких базаров. Джинсы, футболки, арабские платки". Таковы первые впечатления турецких журналистов о лагере сирийских повстанцев "Апайдын" на юго-востоке Турции, куда власти впервые допустили парламентариев и представителей прессы.
До недавних пор территория лагеря была закрыта даже для представителей турецкого парламента (пускали только журналистов правительственного информационного агентства Анадолу). Что происходило внутри, никто толком не знал. На подступах стояли вооруженные полицейские и представители спецслужб. Всю информацию о положении дел получали из международных информационных агентств. По информации газет, в лагере обосновалась военная верхушка так называемой "Сирийской свободной армии", состоящая, в основном, из дезертиров и перебежчиков регулярной армии Башара Асада, которые перешли на сторону оппозиции, потому что якобы отказались стрелять в собственный народ. Турецкие газеты утверждают, что в лагере находятся около трех тысяч бывших сирийских солдат и офицеров. Вооруженные формирования возглавляет бывший полковник ВВС Рияд эль Эсад, которого круглосуточно охраняют трое жандармов в целях предотвращения попыток похищения, которые якобы пытались несколько раз организовать сирийские спецслужбы.
Военизированные группы сирийцев тайно проникают в Сирию для проведения боевых операций и возвращаются обратно в Турцию. Их поджидают на границе машины скорой помощи, которые тут же сортируют раненых и отправляют их на лечение в приграничные больницы.
"Приграничную полосу то и дело пересекают группы военных, а после окончания боевых операций возвращаются обратно в Турцию, - пишет оппозиционная газета "Созджу", - жители приграничных деревень утверждают, что границу то и дело пересекают люди в камуфляже с большими зелеными бидонами в руках, очевидно, наполненными взрывчатыми веществами". Появились также данные о том, что специальную подготовку в военном лагере проходят наемники из Катара, Чечни, Саудовской Аравии. Их обучают и тренируют американские и турецкие инструкторы. В августе, например, сообщалось, что среди инструкторов-иностранцев находятся ливийские снайперы, которые принимали участие в захвате Триполи в минувшем году. Некоторые турецких СМИ утверждали также, что в лагере появились и другие противники сирийского режима - радикальные исламисты-салафиты, которые считают себя проповедниками "чистого ислама" и получают поддержку извне, убивая по религиозному признаку.
По мнению турецких экспертов, на деле салафитов мало интересует вопрос свержения Асада, они ведут сектантскую войну и критикуют военную оппозицию за светский образ жизни. Их отличают по внешнему виду: они не бреют бороды, молятся, выступают против единой военной формы, отправляются в бой в арабских платках.
Утверждения о том, что лагерь "Апайдын" превращен в транзитный пункт боевиков Анкара всячески отрицает. Выступая перед журналистами, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал поддельными предъявленные ему фотографии, на которых сирийские повстанцы с оружием в руках тренируются на военном полигоне. "Это все выдумки, - заявил гневно турецкий премьер на центральном телеканале НТВ, - в лагере находятся женщины и дети военных. К тому же территория лагеря слишком мала для проведения значительных маневров". Чтобы окончательно рассеять сомнения и слухи, турецкие власти разрешили посетить лагерь представителям оппозиции, парламентариям, журналистам.
"Вполне мирная картина. По территории лагеря бегают дети, вкусно пахнет турецкой чечевичной чорбой, - пишет в своем блоге один из участников поездки, независимый журналист Гюнеш Бургун, - нам показали территорию лагеря, но не дали поговорить ни с кем из военных, мы так и не узнали, кто эти люди, где сирийские полевые командиры Мухаммед Хамдуллах, Малик эль Кюрдю и командир военных подразделений Рияд эль Асад?", - продолжает он. Без ответа остался и самый главный опрос. Почему турецкие власти тщательно скрывают военные лагеря сирийских повстанцев?
Лидер оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу считает такое положение дел нарушением Конституции Турции. Чтобы добиться правды, оппозиционный политик собирается подать иск в Верховный суд. "Тайный лагерь сирийских повстанцев, которые власти прячут на территории Турции, превратился в символ внешней политики правящей партии, которая вмешивается в дела соседней страны, вместо того, чтобы решать собственные проблемы", - заявил Кылычдароглу, который отказался от ознакомительной поездки в лагеря беженцев, заявив, что власти Турции заранее основательно "подготовили" его территорию к приезду журналистов. Источник: regnum.ru.
Рейтинг публикации:
|