'The New York Times', США
Активность радикального ислама в умеренном регионе России вызывает серьезную обеспокоенность в Кремле
Автор: Дата публикации: 25-08-2012
Перевод осуществлён Клубом «Суть Времени»
Дэвид Херзенхорн
Спасатели в Казани, столице Татарстана, исследуют взорванную машину главного муфтия города, который выжил после теракта (фотография Associated Press)
Казань, Россия — Ряд шокирующих террористических актов, осуществленных исламистскими боевиками, не оставил и следа от репутации Казани как цитадели религиозной терпимости, а также вызвал серьёзную обеспокоенность у федерального правительства в Москве, которое десятилетиями работало на предотвращения распространения радикального ислама из южных приграничных территорий в регионы, таких как Казань, находящаяся в 800 километрах к востоку от Москвы.
По словам Алексия Малашенко, сопредседателя программы «Религия, общество и безопасность» при московском центре Карнеги, чиновники на протяжении долгого времени прикладывали огромные усилия для сдерживания поднимающегося ислама на юге страны, на Кавказе, в то время как сами настаивали на том, что в таких регионах, как республика Татарстан, столицей которой является Казань, ситуация иная, так как в них распространен умеренный «российский ислам».
Однако в начале июля как раз перед началом Рамадана это удобное заблуждение начало рассыпаться, когда высокопоставленный священнослужитель, занимающийся вопросами образования, был застрелен около дома на улице Зари, в котором он проживал. Приблизительно через час на главного муфтия города было совершено покушение, в результате которого его автомобиль, Тойота Лэнд Крузер, был полностью уничтожен. Ответственность на себя взяла до этого неизвестная группа моджахедов Татарстана.
В воскресение в Зеленодольске приблизительно в получасе езды на запад от Казани взорвалась машина, в которой находилось трое человек, перевозился один автомат, а также исламистская литература. По данным властей, взрыв произошел из-за самопроизвольной детонации взрывчатки домашнего производства. Как заявил Малашенко: «В Татарстане существуют радикальные группировки. И они опасны».
У Казани репутация твердыни религиозной терпимости (материал издания The New York Times)
Очевидный факт подъема вооруженного исламизма мог бы иметь более далеко идущие последствия для внешней и внутренней политики, так как Кремль все больше пытается способствовать развитию умеренного ислама и подавлять радикальные движения в стране и за её пределами.
Отсутствие четкого понимания того, как противостоять данной опасности, привело к нерешительности в рядах властных чинов, при том, что некоторая часть отдает предпочтения жестким методам, в том числе арестам в Казани десятков мужчин по подозрениям в экстремизме, а также давление на местных имамов, которые, по мнению власти, проповедуют такие взгляды в своих мечетях. Другие же призывают к более тонкой стратегии, как, например, создание при поддержке государства Первого мусульманского телеканала, который начал свое вещание на прошлой недели в крупнейшей кабельной сети страны.
Лидеры мусульман России, которые на протяжении долгого времени рассматривались как зависимые от правительства люди, находятся под все нарастающим давлением продемонстрировать политическую и религиозную независимость и обратить внимание на нужды общины, значительно изменившейся за счет миграции из Центральной Азии, в результате которой у молодого поколения вырос градус религиозности, а также более тесными стали связи с остальным мусульманским миром благодаря возможности выезжать из страны и пользоваться интернетом.
Как заявил шейх Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России: «По всему миру мы видим кровопролитие, гражданские войны, изменение политических систем, конфронтации различных религиозных групп, конфронтации различных политических систем и интересов. Мусульмане России очень внимательно наблюдают за этим».
В стране с 20-миллионным мусульманским населением, где 2 миллиона проживает только в одной Москве, такого рода внимание имеете противоречивое воздействие на внешнюю политику России, благодаря чему Москва активизировала свою поддержку стремлению Палестины к государственности, которая началась еще во времена холодной войны, когда страна металась между Советским Союзом и США. В новостных выпусках из Кремля Палестина фигурирует часто, Россия также поддерживает членство палестинского правительства в ООН. В пятницу шейх Гайнутдин провел национальный день молитвы в поддержку палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, что стало уже ежегодной традицией.
Лидеры России признали с оговорками ХАМАС, считая его организацией социального обслуживания и легитимным политическим игроком в регионе, отвергая обвинения в лицемерии со стороны Израиля, который сравнил ХАМАС с чеченскими мятежниками, которых Путин регулярно называет террористами.
В то время как такие позиции соответствуют воззрениям мусульманской общины в стране, российское правительство ставит суверенитет страны, даже находящейся под руководством диктатора, над самоопределением в Ливии, Египте и наиболее демонстративно в Сирии, где, по его мнению, анти-асадовские мятежники являются нарушителями закона. Такая позиция может оттолкнуть молодых, более страстных последователей ислама, которые уже подозревают Москву в попытках подавить их религиозность. Применяемые меры также не оставляют никаких сомнений в том, как Кремль будет реагировать в случае даже намека на восстания внутри границ России.
В интервью шейх Гайнутдин заявил, что Путин и лидеры страны всегда поддерживали мусульманскую общину, однако, как он подчеркнул, официальные лица Москвы рискуют создать условия для столкновений, если по-прежнему будут не обращать внимания на острую нехватку мечетей. Он часто отмечал, что в Пекине находится 70 мечетей на 250 тысяч мусульман, в то время как в Москве всего 4 на 2 миллиона.
В личных беседах многие мусульманские официальные лица обвиняют Русскую Православную церковь, которая все больше становится приближенной к Кремлю, в блокировании попыток приобретения земли для новых мечетей в столице.
Шейх Гайнутдин также приложил некоторое усилие, чтобы похвалить Государственный департамент США за защиту религиозных свобод по всему миру, в том числе и в России - аргумент, который вряд ли бы санкционировали в Кремле. По его мнению, теракты в Казани отчасти являются провалом политики, которую вел раненый муфтий, который, как он утверждает, не сумел приспособиться к растущим требованиям молодых и страстных последователей ислама.
Тем не менее, он осудил акты насилия и сказал, что усиливающийся экстремизм представляет настоящую проблему.
«К сожалению, такие радикальные группы действительно существуют, таким образом, руководители страны, официальные духовные лица ислама сталкиваются с дилеммой: что делать с этими идеологически подкованными мусульманами?»
Сигналом озабоченности Кремля можно считать, что Путин незамедлительно направил телеграмму мусульманским лидерам Татарстана, чтобы выразить соболезнования и озабоченность относительно террористических актов. «Данные события напоминают нам еще раз, что ситуация в нашей стране далека от идеальной» - сказал он в заявлении, добавив: «Произошедшее является серьезным сигналом».
Последовавшие действия оказались мгновенными и на первый взгляд огульно жесткими. Десятки мусульманских мужчин были выслежены и арестованы. Большую часть с тех пор отпустили в то время, как власти продолжают поиски человека, который, как считается, фигурировал в видеозаписи, сделанной моджахедами Татарстана.
Раненный главный муфтий ушел в отставку и был временно заменен молодым священнослужителем, который во многом рассматривается как пешка местной власти.
Некоторые местные имамы говорят, что к ним приходили полиция и прокуратура и предупредили, что в отношении них ведется следствие по подозрению в экстремизме.
Габдулла-хазрат Галиуллин, бывший главный муфтий Казани, который сейчас является имамом 160-летней мечети Нурулла, заявил, что к нему приходили власти и предупредили, что он и его мечеть находятся под подозрением в экстремизме. Сидя в своем офисе в подвале мечети, с белой тюбетейкой на голове и в свободной белой робе, Галиуллин сказал, что реакция властей неумело деспотичная.
«Они работают косой, вместо того, чтобы вырывать сорняки. Нельзя арестовать столько людей без заготовленного заранее списка».
В отличие от многих традиционных мечетей Татарстана, пустующих между молитвенными службами, мечеть Галиуллина представляет собой оплот новой растущей религиозности. Даже между молитвами в ней кипит деятельность. В главном холле верующие беседуют в маленьких группах, в то время как другие дремлют, а третьи сидят в интернете с ноутбуками. Галиуллин подтвердил, что курит сигареты — грех, как он сам признается — и усмехнулся при предположении, что он радикал. Он уже нанял адвоката.
Однако он предупредил, что неоправданный арест и попытки служб госбезопасности контролировать местных религиозных лидеров будут иметь обратную реакцию и могут спровоцировать экстремизм, который они призваны предотвращать. Достаточно легко сделать из людей экстремистов. Для пожара нужна всего одна спичка.
В своих границах правительство России уже борется с подъемом различных недовольных меньшинств — городских либералов из среднего класса - что еще больше сокращает лимит терпения властей. Есть признаки того, что власть может использовать против мусульман те же инструменты, которые она использовала против белоленточных либералов.
В среду, как стало известно, против двоих имамов Казани было начато расследование, по всей видимости, согласно новому закону, запрещающему несанкционированные акции, за произнесения речей перед верующими в парке по случаю конца Рамадана.
От редакции:
По всей видимости, цель данной статьи - не поведать об озабоченности Кремля недавними терактами. Обратим внимание, что заявленная тема статьи — обеспокоенность Кремля, однако на всем её протяжении данному вопросу внимание уделялось лишь вскользь. Напротив, красной линией в статье проходит идея ангажированности имамов, неэффективности традиционных мечетей. Немаловажным фактом является то, что Путина сравнивают с Асадом через призму ислама, светский — радикальный. Также вбивается клин между православием и исламом на почве постройки мечетей, чему, как утверждает автор, препятствует РПЦ, приближенная к власти. Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|