Медвежья берлога. Конец евро
Мартин Хатчинсон 22 августа 2012
Когда даже крайне еврофильский «Economist» (август 11-17, стр. 19-22) публикует длинную статью о том, как именно может рухнуть евро – к этому вопросу стоит обратиться ещё раз. Для начала следует подумать, сколько осколков может образоваться, когда Шалтай-Болтай единой европейской валюты ударится о землю, и какие именно будущие валютные союзы могут возникнуть в результате этого крушения.
Стоит также рассмотреть и вопрос потерь и приобретений развала, которые «Economist» исследовал подробно, но не слишком точно.
«Economist» начинает с признания того, что выход Греции из зоны евро более или менее неизбежен, если не будет гигантских субсидий. Тут я согласен; это не только неизбежно, но запоздало на два года. Если бы Грецию выпихнули из зоны евро в марте 2012, когда она впервые начала выпрашивать подачки, заявляя, что ее национальный бюджет был мошенническим уже десятилетие, то это оказало бы весьма благотворное влияние на другие дурно себя ведущие средиземноморские страны.
«Economist» , кстати, порадовал софизмом Уинстона Черчилля «Я учил про Древнюю Грецию в школе, так что с ними должно быть все ОК», когда сокрушался, что Греция могла бы «утонуть в криминальном болоте Балкан».
Это, господа, большой удар по Балканам, в частности – по Македонии, намного более бедной стране, расположенной по соседству с Грецией, и не получившей почти никакой помощи от мира во многом из-за бесчестного противодействия Греции.В настоящее время Македония, блестяще управляемая с 2006 премьер-министром Николаем Груевски, занимает 69-ю позицию в рейтинге коррупционности Transparency International, 43-ю – в рейтинге экономической свободы Heritage Foundation и 22-ю в рейтинге благоприятных условий для ведения бизнеса Мирового Банка. Сравните с Грецией: 80-е, 119-е и 100-е места соответственно.
Реальность такова: каковы бы ни были заслуги Афин времен Перикла в пятом веке до нашей эры, они не имеют ничего общего с современными гр еками, отщепенцами завоевателей шестого века, которые с момента получения независимости от Оттоманской Империи, так и не смогли дорасти даже до умеренных балканских стандартов достатка и честности.
«Economist» оценивает и стоимость выхода Греции из Еврозоны – до 320 миллиардов евро или около 380 миллиардов долларов США. Во-первых, предполагается, что Евросоюз должен будет дать Греции ещё 50 миллиардов евро в качестве «выходного пособия» – абсурдное предположение и выбрасывание хороших денег после дурных (хотя Греция останется членом ЕС и её ВВП на душу населения резко упадёт, нет никаких сомнений, что она получит некоторые суммы денег от Евросоюза в качестве «смазочного фонда», для поддержки со стороны Болгарии и Румынии).
Во-вторых, ЕС считает, что придется списать еще 170 миллионов евро долга греческого правительства. И снова это абсурдная щедрость – поскольку ВВП Греции составил бы 100-120 миллиардов евро по сравнению с нынешними 215-ю миллиардами, и через какое-то непродолжительное время при возросшем платёжном балансе легко можно будет обеспечить долг в 100 миллиардов евро (плюс любые краткосрочные расходы на переход), что даёт необходимость списания лишь 70 миллиардов или около того.
Однако самая серьёзная переоценка стоимости «Грековыхода» – и других потенциальных выходов – вероятный греческий дефолт по обязательствам в рамках системы платежей Target 2 стоимостью 100 миллиардов евро перед Deutsche Bundesbank и другими центральными банками-донорами.
Как уже говорилось ранее, не стоило допускать возникновения этих обязательств. Они появились потому, что система платежей еврозоны проводила платежи между Грецией и Германией через их Центральные банки. Это не столь уж беспрецедентно: платежи из Алабамы в Нью-Йорк проходят через соответствующие Федеральные Резервные Банки, когда у двух банков нет корреспондентских связей.
Однако, в системе США, когда платежи проводят отдельные банки, не допускается роста дисбаланса, периодически проводятся урегулирования. Банк Греции надо было заставить ежеквартально урегулировать платежи с Bundesbank – это истощило бы фонды греческой экономики много лет назад, подняло греческие процентные ставки и предотвратило спиральное нарастание долга страны до нынешних масштабов.
Ныне реальность такова, что балансы Target 2 ничего не стоят, вне зависимости от того, останется Греция в еврозоне или нет. При наличии греческой задолженности и необходимой для греческой экономики дефляции, невозможно вообразить, что Греция, оставаясь членом Еврозоны, сможет найти дополнительные 100 миллиардов евро сверх существующей суммы задолженности в обозримом будущем. Таким образом, 100 миллиардов евро – не стоимость выхода Греции, а цена, которую Bundesbank и другие страны-доноры должны заплатить вне зависимости от судьбы евро.
То же самое относится и к гигантским балансам "Target 2" между Германией и Италией, Испанией и, возможно, Францией; все они иллюзорны. Вероятно, две трети из немецких 727 миллиардов евро "Target 2", о которых было объявлено 31 июля 2012, никто больше никогда не увидит, и это бремя будут нести немецкие налогоплательщики, хоть с евро, хоть без него.
Для немецких налогоплательщиков единственной важной реформой, которую стоит провести, является немедленное закрытие системы платежей "Target 2" и замена её системой, включающей автоматические ежемесячные клиринговые платежи между Центробанками-участниками. (Даже замена платежной системы должна быть временной; после восстановления равновесия международные платежи между двумя странами, использующими одну валюту, необходимо оставить на долю частных банков-корреспондентов).
Что касается стоимости «Грековыхода» помимо той, что придётся заплатить в любом случае, она ограничена частичным списанием греческого долга, или 70 миллиардов евро. Это вполне терпимо и намного более предпочтительно, с точки зрения огромного экономического ущерба, который неизбежен в случае сохранения Греции в качестве сверх-субсидируемого члена зоны евро. Аналогичное утверждение ограничивает и цену выхода из зоны евро других членов, хотя уйдут они или нет, их балансы "Target 2", вероятно, неизлечимы.
Если бы Грецию выкинули из зоны евро пару лет назад, то, возможно, на этом кризис и окончился бы. Португалия и Ирландия потребовали бы финансовой помощи, но перспектива жизни с сильно обесцененной по сравнению с соседями валютой внушила бы страх Божий правительствам PIGGY в Испании, Италии и Франции и заставила бы их принять программы самоограничения, что действительно болезненно. Однако, мы ныне не в том положении, и потому весьма маловероятно, что даже зона евро без Греции сможет остаться незатронутой.
Из спасённых в прошлом году стран, Ирландия, кажется, идёт по пути восстановления; её проблема изначально состояла в банковском кризисе, а не в чем-то структурном в экономике. Португалия в несколько более сомнительном положении: недавние данные показывают во втором квартале спад ВВП на 1,2%, - несколько больше, чем ожидалось.
Саму-то Португалию можно было бы поддержать, но если другие страны (помимо Греции) покинут еврозону, то также поступит и Португалия. ВВП Испании также упал во втором квартале, но лишь на 0,4%. Как и Португалия, Испания могла бы выжить при самой умеренной дальнейшей финансовой помощи, но в случае развала Испания станет одним из черепков.
Пока двумя самыми крупными проблемами остаются Италия и Франция. Италия не преуспела в решении своих структурных проблем, в первую очередь это её сверхмощные профсоюзы. Если замена Сильвио Берлускони на Марио Монти прошлой осенью и могла доставить удовольствие «Economist»”у (который считает, что Италия останется в сократившейся Еврозоне, а Испания уйдёт), то в действительности ситуация ухудшилась, поскольку никаких существенных реформ не последовало, а правительство Монти нелегитимно и должно уйти после следующих выборов, в марте 2013-го года.
Поскольку у Италии самый большой государственный долг в еврозоне (теперь, когда частично греческий списан), намного более вероятно, что Испания станет зачинщиком распада еврозоны. Даже при том, что итальянский ВВП упал во втором квартале на 0,7% больше, чем испанский, рынки этого не осознали; они рассчитывают, что 10-летний долг итальянского правительства имеет рост 5,68% по сравнению с испанским 6,64%. Рынки заблуждаются.
Еще больше рынки ошибаются в отношении Франции, чьи 10-летние обязательства оцениваются только в 2,16%. Если во втором квартале ВВП Франции не показывал спада, он не отражает ущерба, причинённого новым правительством Франсуа Олланда. Оно дало обратный ход умеренным реформам, связанным с повышением пенсионного возраста, начатые Николя Саркози, увеличило обременительные имущественные налоги и планирует ввести 75% налог на доходы для богатых.
При том, что самые зажиточные французы говорят по-английски и часто по-немецки, всё это вызовет не просто массу перемещений, но эмиграцию в следующем году, что уменьшит французскую налоговую базу и её ВВП, а также вызовет мощный правительственный финансовый кризис. Даже если Франция переживёт выход Греции из Еврозоны и неизбежный итальянский кризис, ей самой необходимо покинуть пространство общей валюты в течение следующего года, поскольку нет достаточных средств поддержки.
Очевидный развал Еврозоны приведет к образованию «средиземноморской зоны евро» в составе Франции, Италии, Испании, Португалии – вероятно – Мальты и Кипра (но не безнадежной Греции). Это позволит средиземноморским странам вернуть большую часть выгод от общей валюты при получении торговых преимуществ от ослабления, вероятно, на 10-15% северных экономик зоны евро.
Однако неудачная история Еврозоны в последние несколько лет показала, что если не доверять правительствам соседей, значит, не стоит иметь и общую с ними валюту.
В настоящее время было бы безумием для относительно хорошо управляемых Испании и Португалии входить в валютный союз с Италией и Францией при отсутствии Германии в качестве противовеса. И Италия, и Франция при нынешнем правлении рассматривали бы выход из зоны евро как возможность для расточительства, а это – последнее, к чему хотят быть привязаны Испания и Португалия. Равным образом если Франция и Италия покинут зону евро, то испанская и португальская экономики, вероятно, окажутся недостаточно сильны, чтобы оставаться вместе с северными странами зоны евро и испытать 10-15% рост курса валют по сравнению с Италией, Францией и остальным миром.
Однако распад зоны евро вероятно, оставит Грецию в одиночестве суб-Балканской опалы (возможно, в компании с Кипром), а Франция и Италия пойдут каждая своим путём, расточительность ослабит их валюты, но никого больше их провал не затронет. Испания и Португалия могут образовать «иберийскую зону евро», и вполне возможно, что к ним присоединятся малые экономики, которые, обладая разумной дисциплинированностью, считают нынешнее евро слишком сильным; возможно, это будут Словения, Словакия, Мальта и Ирландия.
Особый случай – Бельгия: у нее мало финансовой дисциплины, но она сильно выигрывает от того, что стала центром расширяющейся империи ЕС; по зрелом размышлении она, вероятно, изыщет способ увеличения имперских доходов, оставаясь членом зоны более сильного евро.
Оставшиеся члены зоны евро - Австрия, Финляндия, Германия, Люксембург, Нидерланды и Эстония – образуют относительно компактную, хорошо управляемую группу сильного евро, возможно, первоначально на 10-15% сильнее иберийского евро; оно и в дальнейшем будет оставаться более сильным. Другие сильные экономики Восточной Европы с хорошей финансовой дисциплиной, вроде Латвии и Польши, со временем присоединятся к этой группе; возможно, в неё же войдут и Швеция с Данией, но более слабым экономикам, к примеру, Болгарии и Румынии, по всей вероятности, вход туда будет закрыт.
Итак, вероятный итог – два разных евро, один сильнее, другой слабее; оба неплохо управляемые, причем Франция и Италия остаются независимыми, что соответствует их большому размеру и плохому финансовому контролю. Греция, Кипр, Британия и несколько восточно-европейских стран останутся частью ЕС, но более не будут пользоваться общей валютой.
Мартин Хатчинсон - авторкниги «Великие консерваторы» (Academica Press, 2005) и соавтор профессора Кевина Дауда Alchemists of Loss (Wiley, 2010).
Оригинал Источник: polismi.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Эксперты анализируют последствия такого шага, утверждает газета Financial Times Deutschland.
В связи с возможным выходом Греции из еврозоны в министерстве финансов Германии создана специальная рабочая группа. Как сообщает в пятницу, 24 августа, газета Financial Times Deutschland, группа во главе со статс-секретарем Томасом Штеффеном (Thomas Steffen) призвана проанализировать финансовые последствия такого шага и дать рекомендации в целях предотвратить "эффект домино" для других стран еврозоны.
Создание рабочей группы свидетельствует о том, что канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) и министр финансов Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schuble) хотят быть готовыми и к возможному негативному сценарию, утверждает издание. В случае отказа Греции от евро, серьезному давлению на финансовых рынках могут быть подвергнуты Испания, Италия, Португалия и, возможно, Франция. Рабочая группа регулярно проводит заседания, на которые приглашаются специалисты из всех подразделений минфина.
Агентство AFP обращает внимание на то, что в интервью Financial Times Deutschland представитель Вольфганга Шойбле подтвердил факт существования "рабочего штаба, занимающегося проблемами долгового кризиса". По его словам, работу штаба координирует статс-секретарь Штеффен, который "лично подотчетен министру". Представитель минфина также назвал правильными сообщения о том, что правительство готовится ко всем сценариям, даже невероятным.
http://www.dw.de/dw/article/0,,16190537,00.html?maca=rus-rss_ru_europe_news-5746
-xml-mrss