Мир атакует "то, чего не может быть": катастрофические события, которые еще вчера казались совершенно невероятными, случаются все чаще. Общество, политики и экономисты так и не научились правильно оценивать риски
Кембридж. 22 августа. FINMARKET.RU - Заканчивается август - месяц, когда во всем мире (а не только в России, как думают зацикленные на себе россияне) происходит большая часть экономических и политических катастроф. Заканчивается так спокойно, что становится не по себе - самое время появится "черным лебедям".
Глобальные августовские катастрофы:
начало Первой мировой войны в 1914 году,
пакт между Советской Россией и нацистской Германией в 1939 году, фактическое начало Второй мировой,
Берлинский кризис в 1961 году,
неудавшийся переворот в Москве в 1991 году,
в августе 1971 году президент Никсон отказался от золотого стандарта и ввел контроль над ценами, зарплатами и торговлей,
в 1982 году случился долговой кризис в Мексике,
в августе 2007 года начался ипотечный кризис в США.
Все эти события - тоже, по сути, "черные лебеди". Они считались маловероятными - что обывателями, что специалистами. Даже экономисты-математики до последнего времени пользовались моделями (а инвестбанкиры часто продолжают пользоваться), которые почти исключали подобные катастрофы. Но и вывод о том, что, раз большая часть кризисов начиналась в августе, то и следующий тоже начнется в августе - тоже из старой модели, предполагавшей "нормальное (квадратичное) распределение вероятностей", позволявшей с помощью прошлого предсказать будущее.
Метафора о черных лебедях появилась в XIX веке, когда почти все европейцы полагали, что лебеди бывают только белые - "нормальный" вывод, сделанный на основе собственных жизненных наблюдений. Но орнитологи уже тогда знали, что черные лебеди существуют в Австралии, где они были открыты в 1697 году.
Прославил "черных лебедей" - неожиданные события, меняющие мир - математик Нассим Талеб, написавший книгу с таким названием накануне начала глобального кризиса 2008 года.
Профессора Гарварда Джеффри Френкеля посреди спокойного августа охватило нехорошее предчувствие, и он решил объяснить, как появляются "черные лебеди" безо всяких "жирных хвостов", "полиноминальных распределений" и прочей сложной математики.
Для начала он разобрал до косточек последних явившихся миру "черных лебедей" - самых "толстых" из них.
Еще до 11 сентября 2001 года некоторые эксперты предупреждали, что иностранные террористы могут попытаться взорвать американские офисные здания. Однако администрация США не восприняла эти предупреждения всерьез. Конечно - ведь такого еще не случалось. Многие американцы - да и американские чиновники - просто не знали историю терактов в других странах и в другое время.
До 2006 года экономическое поведение большинства американцев основывалась на предположении, что номинальные цены на недвижимость не могут упасть, просто потому что такого "не случалось раньше" - по крайней мере на памяти современных американцев. Они просто не знали, что цены на недвижимость падали в других странах и в США до 1940 года. Наверняка многие утонувшие впоследствии в долгах владельцы домов, а также сотрудники банков, давшие им кредиты, принимали бы другие решения, если бы понимали, что есть даже ничтожно малый шанс на падение цен. Тогда ипотечный кризис не случился бы.
Накануне кризиса, с 2004 по 2006 годы, финансовые рынки оценивали риски как крайне незначительные. Причина неправильной оценки - модели, которые используют трейдеры, основаны только на данных последних лет, максимум - нескольких десятилетий. Трейдеры должны формировать свои суждения на основе более комплексной оценки рисков, с которыми может столкнуться мировая экономика.
Начиная с августа 2007 года, "черные лебеди" поплыли косяком. Люди верили в то, что большие банки не могут обанкротиться, а правительства развитых стран не могут объявить дефолт.
Лебеди, которые уже приплыли
Долговые проблемы в Греции не должны были бы никого удивить. Но даже когда кризис уже начался, лидеры ЕС в Брюсселе и Франкфурте не смогли определить, что это копия кризиса в Аргентине 2001-2002 годов, Мексиканского кризиса 1994 года, а также многих других, в том числе, и в европейских странах.
Это сейчас распад еврозоны стал одной из самых обсуждаемых (и ожидаемых) возможных катастроф. Сейчас вероятность того, что одна или больше стран Европы откажутся от евро, оценивается выше 50%. Еще недавно это казалось немыслимым.
Вероятность "жесткой посадки" Китая и других развивающих стран практически не обсуждалась еще пару лет назад. Сейчас то общее место в экономических дискуссиях.
Лебеди на подходе
Нефтяной кризис на Ближнем Востоке - это классический черный лебедь, который приплывает к нам минимум раз в 10 лет. Каждый раз он застает нас врасплох: так было в 1956 году, 1973 году, 1979 году, 1990 году. Цены на нефть могут расти и по другим причинам, что и происходит в последние годы. Но настоящие нефтяные шоки случаются именно из-за волнений на Востоке. Вероятность военного конфликта вокруг Ирана или с нестабильность в некоторых арабских странах оценивается как низкая. Нефтяные резервы в США и Китае велики, и, кажется, мир готов к любому развитию событий. Но резкое сокращение предложения обычно приводит к очень быстрому исчерпанию резервов - и соответственно, к стремительному росту цен.
Чрезмерно дорогой рынок облигаций, который может обрушиться - еще один смутный лебединый силуэт на горизонте. В теории коллапс может предотвратить инфляция, которая ускорится из-за роста цен на сырье, как это было в 1973 и в 1979 годах. Но сейчас это мало вероятно. А вот дефолт в одной из стран еврозоны или политический тупик в США легко запустят кризис на рынке.
Есть очевидные признаки того, что американская политическая система потеряла способность нормально функционировать и реагировать на кризисы. Во время переговоров двух партий о потолке госдолга в августе прошлого года, после чего Standard & Poors снизил рейтинг США. 1 января страна подойдет к краю "бюджетного обрыва" - если до того момента две партии не договорятся, произойдет автоматическое снижение бюджетных расходов и отмена налоговых льгот, за которыми последует неизбежная рецессия. Казалось бы, боязливые инвесторы должны начать избавляться от американских облигаций уже сейчас. Но они свято верят в разум политиков, которые, испугавшись тяжких последствий, смогут найти решение в последнюю минуту.
Возможно, они уверены, что очевидный результат на выборах в ноябре даст победителям моральное право устроить по своему разумению. Но есть вероятность - как обычно, совсем небольшая, - что итоги выборов будут такими же спорными, как в 2000 году. С тех пор не был изобретен способ гарантировать, что голоса людей посчитаны правильно. Так что Америка может погрузиться в политический кризис именно в тот момент, когда нужно будет срочно разрешить кризис бюджетный.
Хотите лебедя пострашнее? Самый пугающий - возможность теракта с применением оружия массового поражения. Оценки, которые дают эксперты, явно выше оценок общества и политиков. Хотя, скажете вы, риск снизился со смертью Усамы бен Ладена.
Последний в списке, но не по значению риск - это беспрецедентная климатическая катастрофа. Принято отмахиваться от специалистов-экологов, которые, например, пугают нас скорым истощением природных ресурсов и явно недооценивают при этом технологический и экономический прогресса. Дает ли это повод уверенно говорить, что глобальная климатическая катастрофа не может случиться, потому что ее еще никогда не было?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+