Сергей Гавров, философ, социальный антрополог, политолог
Южная Осетия, август 2008-го. Грузинские войска больше суток расстреливают миротворческий батальон российской армии и сам Цхинвал. Ведь в мире так привыкли к тому, что со времен Горбачева Россия отступает, сдает друзей и союзников, да что там, отдает свои сердцевинные исторические территории.
«Можем ли мы обидеть столетиями подставлявший свое плечо Российской империи грузинский народ?»
Сдает Киев и Минск, что, по американской аналогии, примерно соответствует уступке Канаде Нью-Йорка и Чикаго с сопредельными территориями. Американцы такого не поймут. А если и поймут, то будут относиться к оставшейся стране как стране в кавычках.
И в мире к такой стране будут относиться насмешливо, несерьезно, понукать и «пинать ногами». Отдали Нью-Йорк, а нам еще нравится Лос-Анджелес, может, поделитесь? И чем-нибудь еще поделитесь с Никарагуа и с Панамой... А не захотите, мы начнем обстрел американского гражданского населения и будем уничтожать вашу морскую пехоту. Ведь вы нам все равно ничего не сделаете. Бредовая картина в отношении США.
Но при Горбачеве у нас получилось не только сделать подобный кафкианский бред реальностью, но и оформить его в рамках международного права. Ну а раз так, то мы можем уничтожать ваших солдат и офицеров установками «Град» и танковым огнем прямой наводкой по ободряющим договоренностям с американскими политиками. А вы должны вежливо молчать и утереться, благодарить и кланяться. И все это в отношении армии, которая могла в 1945 году в течение нескольких недель выйти к Ламаншу, армии, которую готовили воевать с наиболее сильными странами Запада, собранными в НАТО.
Но Путин не Горбачев. Будь Путин президентом СССР, страна существовала бы и поныне. Вот она, роль личности в истории. Кому-то сподручно сдавать страну, сознательно ставя себя в один исторический ряд с Лжедмитриями и с бежавшим из власти в костюме сестры милосердия Керенским.
Путину сподручно воссоздавать страну. Недавно он сам рассказал, как все было в августе 2008-го. Как звонил из олимпийского Пекина Медведеву и Сердюкову, как пресс-секретарь Песков говорил с журналистами в горящем Цхинвале, получая информацию из первых рук. Как был восстановлен контроль над ситуацией, и колонны российской бронетехники пошли через Рогский туннель на территорию Южной Осетии. Цхинвал был спасен.
Эти события стали переломным моментом российской новейшей истории. Как в годы русско-японской войны, когда траектория исторического движения страны надломилась вниз, так в августовские дни 2008-го мы переломили ее вверх.
С августа 2008-го началось восстановление исторической России. Через четыре года страна вновь избрала президентом национального лидера Владимира Путина, по его инициативе пошел процесс евразийской интеграции, восстановления Российского центра силы в Евразии. Иными словами, перелом в истории России произошел, страна решила этим ряд первоочередных задач во внутренней и внешней политике.
А как же отношения с Грузией? Означает ли это, что российская власть хотела обидеть братский грузинский народ, в свое время добровольно вошедший в Российскую империю? Давший империи блистательных Багратионов, народ, князья которого верно служили императорам из Дома Романовых. А Тифлис вдохновлял русских поэтов и художников, притягивал художественную интеллигенцию из Москвы и Санкт-Петербурга, других городов империи: «Мне Тифлис горбатый снится...» Мы вместе пережили катастрофу февраля и октября 1917-го, аристократия эмигрировала или погибла, государь расстрелян, сохранять верность стало некому. Сломался отлаженный механизм империи.
Но свято место пусто не бывает, большевики разрушили страну, но, в духе любимой ими диалектики, ее же и восстановили. В красном обличье собрали страну из обломков, в 40-х – начале 50-х создав сниженный, ухудшенный вариант Российской империи. И Грузия сделала запредельно много для этого имперского восстановления страны, дав красного императора Иосифа Сталина, вновь объединившего Евразию. Можем ли мы обидеть столетиями подставлявший свое плечо Российской империи грузинский народ? Конечно, нет.
Это означает лишь то, что страна, делающая ставку на поддержку из-за океана, может оказаться под ответным ударом. Тогда она воспринимается скорее уже не как братская Грузия, а как союзник, а то и сателлит США. А раз так, то и разговор короткий. Русская армия в 2008 году чудом не вошла в Тбилиси. Но это означает также и то, что при изменении вектора геополитического притяжения Грузии, ее активного участия в евразийской интеграции, переориентации страны на Россию многое в наших отношениях неизбежно изменится в лучшую сторону.
Специально для газеты ВЗГЛЯД Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Сразу видно что он грузин не знает. А багратионов там РИ выращивала. Как и остальных. Не из воздуха взялись.